Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: инновационные кадры для экономики Сибири (продолжение)

Большой интерес читателей «АО» вызвала публикация «Инновационные кадры для экономики Сибири» под рубрикой «Экспресс-форум», в рамках которой ректоры ряда ведущих вузов Сибири ответили на актуальные вопросы. Редакция продолжает публикацию мнений представителей вузовского сообщества СФО.

Просмотров: 750

В центре внимания №№68-69 журнала «Аккредитация в образовании» (декабрь, 2013 – февраль, 2014) был Сибирский федеральный округ. Большой интерес читателей вызвала публикация «Инновационные кадры для экономики Сибири» под рубрикой «Экспресс-форум», в рамках которой  ректоры ряда ведущих вузов Сибири ответили на актуальные вопросы. Редакция продолжает публикацию мнений представителей вузовского сообщества СФО.

  1. Какой инструмент обеспечения качества подготовки кадров в вашем вузе считаете самым эффективным?
  2. Какую роль в этом играет взаимодействие вуза с бизнес-сообществом?
  3. Решения каких насущных проблем высшей школы ждут ректоры вузов СФО сегодня от Минобрнауки РФ и Рособрнадзора? Каковы ваши пожелания этим федеральным органам исполнительной власти?

ВОЛЧЕК Владимир Алексеевич, ректор Кемеровского государственного университета, доктор исторических наук, профессор

– (1) Безусловно, самым эффективным инструментом обеспечения качества является высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, а также уровень материально-технической базы. Важными факторами считаем разработку и реализацию стандарта качества образования, положения о мониторинге освоения основной образовательной программы (ОПП), программы ежегодного самообследования, а также внутренний аудит процессов, обеспечивающих подготовку кадров.

– (2) Интеграция с бизнесом позволяет вузу получить доступ к реализации ценных идей на рынке. Являясь классическим университетом, КемГУ сегодня готовит кадры по 14 направлениям из 20 наиболее востребованных в области. Взаимодействие вуза и бизнеса на сегодняшний день осуществляется в различных формах. Так, реализация принципов компетентностного подхода при разработке ООП происходит с учетом мнений специалистов-практиков, потенциальных работодателей. Заключено свыше 300 соглашений о сотрудничестве по их реализации. Производственники участвуют в формировании модели современного выпускника, итоговой аттестации, маркетинговых и социологических исследованиях рынка труда. Университет привлекает представителей работодателей, специалистов-практиков, к проведению учебных занятий, а они в свою очередь предоставляют места для проведения практики, трудоустраивают молодых специалистов. Деятельность малых инновационных предприятий – в вузе их 22 – также является сферой приложения сил не только ученого сообщества, но и бизнеса. Сегодня вуз готов размещать заказы от производственных фирм на проведение научно-исследовательских изысканий.

– (3) В настоящее время наблюдается перекос в финансировании вузов: основные средства направляются федеральным и национальным исследовательским университетам, другие же вузы находятся на положении нелюбимой падчерицы. Однако, несмотря на проблемы в финансировании, необходимо чётко понимать: поднять качество образования можно только усилиями всей структуры высшей школы, а не одних ведущих вузов.

Принимаемые законы, положения и приказы должны прорабатываться более тщательно. Характерный пример: новый закон об образовании не предусматривает ограничений по оплате за проживание в студенческих общежитиях. Вскоре, впрочем, выяснилось, что это подтолкнуло ряд руководителей резко поднять плату, в результате Минобрнауки РФ пришлось принимать экстренные меры.


ВИНОКУРОВ Михаил Алексеевич, ректор Байкальского государ­ственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор

– (1) В России сохраняется высокая потребность в квалифицированных специалистах в области экономики и юриспруденции. Однако именно в профильных государственных вузах существуют реальные условия для их качественной подготовки.

Главным фактором обеспечения качества подготовки является, безусловно, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, активно вовлеченный в научные исследования. Второй фактор – богатая библиотека (более миллиона томов, развитая ЭБС). Третий – взаимодействие вуза с работодателями на всех этапах разработки и реализации образовательных программ. Наконец, это эффективная автоматизированная система управления образовательным процессом, обеспечивающая широкие возможности для контроля.

– (2) Взаимодействие вуза с бизнес-сообществом – четко определенное требование ФГОС. Совершенствование учебных планов и программ учебных дисциплин с учетом мнений работодателей осуществляется в БГУЭП с 90-х годов. На сегодняшний день, помимо всем известных традиционных форм сотрудничества, активно используются новые. Работодатели являются членами созданных в университете методических советов по всем направлениям подготовки. Именно они выступают экспертами в процессе проектирования образовательных программ, обеспечивая затачивание учебного процесса под формирование востребованных практикой компетенций студентов. С 2007 года университет активно работает над созданием базовых кафедр в научных организациях, госструктурах и бизнес-организациях. В сотрудничестве с работодателями на базе университета действуют бизнес-инкубаторы и малые инновационные предприятия.

– (3) Сегодня, в период реформирования высшего образования, вопросов и пожеланий немало. Главное из них – реальная самостоятельность вузов, которая необходима для решения поставленных перед ними серьезных задач. Это касается и большей свободы вузов в формировании образовательных программ – надеемся, что новая редакция ФГОС даст такую возможность, в том числе в распоряжении финансами. Опыт китайских коллег показывает, что сочетание пристального государственного контроля с финансовой самостоятельностью вузов является мощной основой развития университетских комплексов.


ГРИДНЕВА Галина Борисовна, директор филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г.Новосибирске, кандидат экономических наук, доцент

– (1) Гарантией качества подготовки кадров является развитие инновационных методик, позволяющих вовлекать студентов в реальные перспективные бизнес-проекты. Это позволяет выпускать специалистов, из которых можно формировать команды для сопровождения проектов от бизнес-идей до непосредственной реализации. И, конечно же, отлично подготовленный профессорско-преподавательский состав, многие из представителей которого имеют богатый практический опыт.

– (2) Взаимодействие идет по ряду перспективных направлений. Это участие преподавателей и студентов в научно-исследовательской работе по заказу предприятий, подготовка специалистов в соответствии с их заказами. И, наконец, вовлечение студентов в работу над реальными бизнес-проектами. Здесь в задачи вуза входят как поиск партнеров, заинтересованных в реализации бизнес-идей для своего развития и внедрения эффективных форм образования, так и создание образовательной структуры, предполагающей индивидуальную подготовку предпринимателями кадров для предприятий.

– (3) Одной из основ стабильной работы вуза является стабильность в области законодательства. При всей очевидной необходимости проведения реформ в отрасли преобразования во всех регулирующих деятельность вуза сферах должны быть продуманными, понятными и ожидаемыми.


КУДРИНА Екатерина Леонидовна, ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор

– (1) Наиболее эффективными инструментами, обеспечивающими качество подготовки специалистов, можно признать действующую систему менеджмента качества, мониторинг системы менеджмента, рейтинг достижений студентов и преподавателей, а также инфраструктурные инновации. Важный гарант качества подготовки кадров – налаженная система сотрудничества с органами власти субъекта федерации. В частности, год назад было заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве между университетом, Министерством культуры РФ, коллегией администрации области.

– (2) Взаимодействие с бизнес-сообществом в социально-культурной сфере способствует решению стратегической задачи развития – достижению баланса общественной эффективности и целесообразности образовательных и творческих услуг. Сотрудничество с бизнес-сообществом – это также возможность привлечь инвестиции для реализации образовательных и творческих проектов (технологии, кадры, информационные ресурсы, финансовые средства).

Проектная деятельность как механизм взаимодействия университета с бизнес-сообществом также обеспечивает ресурсную и инвестиционную привлекательность вуза, поскольку образовательные, научные и творческие проекты – это эффективная арт-лаборатория для реализации различных современных технологий (фестивалей, конкурсов, дизайн-проектов и прочих).

– (3) От Минобрнауки РФ и Рособрнадзора хотелось бы получить однозначные требования по лицензированию и аккредитации образовательных программ (в частности, предпрофессиональной подготовки), а также официальное утверждение порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – бакалавриата, специалитета, магистратуры.


СИНИЦЫН Владимир Александрович, проректор по учебной работе Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (г. Барнаул), доктор технических наук, профессор

– (1, 2) Наиболее эффективным инструментом обеспечения качества образования на сегодняшний день является взаимодействие образовательной системы и профессионального сообщества.

АлтГТУ предоставляет качественные образовательные услуги обучающимся, гарантируя получение и знаний, и профессиональных навыков, и компетенций, обеспечивая соответствие профиля обучения и будущей сферы деятельности выпускника. Образовательный процесс проходит не только в лекционных аудиториях и учебных лабораториях, но и на научных площадках, в профильных классах промышленных предприятий, организаций города и края. Практикуется создание совместных кафедр, научных и образовательных центров с перспективными партнерами.

К сожалению, образовательные программы направлений подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры отличаются большим академизмом и существенно оторваны от профильных реалий. Привлечение специалистов промышленно-технологического и экономического сектора к проектированию и реализации образовательных программ позволяет существенно сократить разрыв между ожиданиями работодателей и фактическими знаниями и умениями выпускников.

Дополнительной гарантией качества образования, наряду с государственной, становится профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. АлтГТУ активно реализует идеологию профессионально-общественной системы обеспечения качества образования, поддерживая деловые отношения с аккредитационным центром Ассоциации инженерного образования РФ (АИОР) и Агентством по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Николай Пустовой о достижениях и проблемах высшей школы Сибири
Проектирование и реализация программ прикладного бакалавриата
Кого, чему и зачем учить?
СибГУФК: как выковывается победа
Политика качества в вузе: цели и результаты
Развитие профессионального образования в Республике Алтай
Проблемы подготовки профессиональных кадров для электроэнергетики
Главная задача – слышать работодателя
В Сибири есть всё, или Пять преимуществ одного макрорегиона
Сибирский профессиональный колледж: партнерство как норма

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ