Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей

Продолжая тему, поднятую в рамках заочного круглого стола «Инклюзивное и коррекционное обучение в школе» в предыдущем номере «АО», предлагаем вашему вниманию мнение И.В.Ткаченко, руководителя проекта «Модель подготовки педагогов к внедрению системы инклюзивного образования детей с ОВЗ».

Просмотров: 5

Материал опубликован в журнале №106 от 26.10.2018.

ТКАЧЕНКО Ирина Валериевна 

профессор кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета, доктор психологических наук.

Продолжая тему, поднятую в предыдущем номере «АО» [1], предлагаем вашему вниманию мнение Ирины ТКАЧЕНКО, руководителя проекта «Модель подготовки педагогов к внедрению системы инклюзивного образования детей с ОВЗ» (2012).

 

– Модернизация педагогического образования – это непрерывный процесс, который включает решение вопросов по обучению и воспитанию детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Однозначного ответа на вопрос, что лучше – коррекционные школы или инклюзивное образование, – нет, и я думаю, долго еще не будет. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно привести в равновесие три составляющих: дети с инвалидностью и ОВЗ и их возможности; педагог и его трудовые функции и умения; сам процесс обучения с учетом внешних условий.

Учителя коррекционных школ обязаны иметь два высших образования: педагогическое и специальное (дефектологическое). При этом желательно, чтобы педагог-дефектолог имел специализацию и как врач, зависящую от категории детей, которых обучает.

Многое сделано в российском образовании для улучшения качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, но не все можно реализовать как по объективным причинам, так и по причине неготовности отдельных людей к реализации инклюзивного образования.

Давайте проанализируем, как менялась программа обучения особенных детей на протяжении последних сорока лет, на примере обучения глухих и слабослышащих.

При подготовке будущего педагога общеобразовательной школы в основные образовательные программы включены дисциплины «Специальная психология» и «Коррекционная педагогика» объемом 72 часа. А для учителей проводятся курсы повышения квалификации по работе с учащимися с инвалидностью и ОВЗ (иногда даже дистанционные) объемом до 144 часов. Достаточно ли этого, чтобы понимать особого ребенка?

До 2002-2003 годов дети с нарушением слуха должны были усвоить программу основного общего образования за тринадцать лет (с 0 по 12 класс). Учебники разрабатывались с учетом срока обучения и особенностей детей с инвалидностью и ОВЗ. В коррекционных школах для детей с нарушением слуха создавались отдельные классы для обучающихся с умственной отсталостью. Это позволяло применять адаптированные программы для каждой категории детей.

В настоящее время учащиеся коррекционных школ для детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и другие категории) обучаются по учебникам массовых средних школ. Разница заключается лишь в том, что времени на усвоение программы основного общего образования дается учащимся коррекционной школы на один год больше (10 лет), а при инклюзивном – сроки усвоения программы для всех детей одинаковы. На программу среднего (полного) образования им выделяется два года, как и ученику массовой школы. Хорошо это для детей или плохо, могут ответить сами дети и объективные показатели их успеваемости. А анализ мест их трудоустройства поможет сделать вывод о необходимости изучения сложных материалов, которые не все здоровые дети могут усвоить, или стоит уделить внимание развитию тех функций и умений, которые будут им жизненно необходимы.

Конечно, такой темп обучения выдержит не каждый обучающийся с инвалидностью и ОВЗ, а это значит, что среди них будут также неуспевающие, педагогически запущенные дети, которым необходим индивидуальный подход. Плюс обучения в коррекционной школе в том, что дети понимают друг друга и им легче адаптироваться к школе и обучению в целом.

При инклюзивном образовании ребенку с инвалидностью и ОВЗ приходится находиться среди различных категорий детей, и это усложняет процесс адаптации к школе. При этом необходимо отметить, что для ребенка должна быть написана адаптированная программа. Но все эти трудности могут обернуться большим преимуществом, так как ребенок научится жить в модели общества с разными категориями людей. Это позволит ему переступить психологические барьеры, возникающие после окончания школы, и облегчит социальную адаптацию.

Классик гуманной педагогики В.А. Сухомлинский:

– От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы.

 

По данным исследования* С.В. Алехиной, М.А. Алексеевой и Е.Л. Агафоновой, проведенного среди учителей в 11 общеобразовательных школах Москвы:

74,4% – либо совсем не знакомы с основными положениями и принципами инклюзивного образования, либо недостаточно информированы в этом вопросе;

51% – не готовы применять специальные подходы в своей повседневной практике;

38% – запрашивают дополнительное обучение;

64% – используют разные формы организации учебного процесса (диалог, моделирование, минигрупповая работа);

86% – предпочитают, чтобы вопросы задавались после объяснения учебного материала (устоявшаяся форма ведения урока);

19% вовлекают родителей в обучение ребенка.

 

* Информация приведена в докладе «Доказательная база инклюзии» (bit.ly/ao105I2), С. 46-47.

На государственном уровне сделано много для улучшения условий обучения детей с инвалидностью и ОВЗ, но школы все равно материально не свободны, и большинство из них не может себе позволить введение дополнительных ставок тьюторов, сурдопереводчиков, педагогов-психологов и других специалистов, которые необходимы при наличии в школе детей с ограниченными возможностями. А значит, основная нагрузка ложится на учителя. Необходимо отметить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» учитывает это. Но как все выглядит на практике?! Учителя коррекционных школ обязаны иметь два высших образования: педагогическое и специальное (дефектологическое). При этом желательно, чтобы педагог-дефектолог имел специализацию и как врач, зависящую от категории детей, которых обучает.

Что же педагог общеобразовательной школы? Как происходит приобретение им необходимых компетенций для работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ? Один из вариантов – когда при подготовке будущего педагога в основные образовательные программы включены дисциплины «Специальная психология» и «Коррекционная педагогика» объемом 72 часа. А для учителей проводятся курсы повышения квалификации по работе с учащимися с инвалидностью и ОВЗ (иногда даже дистанционные) объемом до 144 часов. Достаточно ли этого, чтобы понимать особого ребенка? Чтобы построить процесс обучения в соответствии с его нозологией? И при этом не забыть, что в классе есть еще 15-20 человек, которые также нуждаются во внимании педагога.

На мой взгляд, очень своевременно создан ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но обучать детей в соответствии с данным стандартом смогут только педагоги, обладающие соответствующими компетенциями.

Поэтому, считаю, коррекционные школы должны существовать наряду с инклюзией, и вопрос, где лучше обучаться ребенку с ОВЗ, должен решаться индивидуально и комплексно. Это и будет его адаптированная индивидуальная траектория развития. Главное, чтобы выбранная траектория делала детей счастливыми и устойчивыми к различным негативным воздействиям. Как сказал классик гуманной педагогики В.А. Сухомлинский: «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 

P.S. Вступить в дискуссию можно, прислав свои варианты ответов по адресу: sindeeva@akvobr.ru. В теме письма просьба указывать рубрику «Заочный круглый стол».

 

[1] С.А. Минюрова, М.Л. Кусова, А.В. Абрамова, М.В. Филатова Инклюзивное и коррекционное обучение в школе // «Аккредитация в образовании». – 2018. – № 5(105). – С. 63-65.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: актуально, ао-106, коррекционное образование, армавирский государственный педагогический университет, инклюзивное образование

Похожие материалы:
НГПУ: шаг в инклюзивное образование
Есть потенциал для развития равных возможностей
Болонский процесс и проблемы 2015 года
СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования
Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
Влияние кризиса на систему образования России
Дорожная карта инклюзивного образования
Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России
О развитии инклюзивного образования в стране
Инклюзия не просто включение

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и...
Из журнала
#96Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
#94Челябинский государственный институт культуры – лидер интернет-олимпиады
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#105Профориентационная работа Ямальского многопрофильного колледжа
#95Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
Информационная лента
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе
10:55Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
10:53Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»