Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей

Продолжая тему, поднятую в рамках заочного круглого стола «Инклюзивное и коррекционное обучение в школе» в предыдущем номере «АО», предлагаем вашему вниманию мнение И.В.Ткаченко, руководителя проекта «Модель подготовки педагогов к внедрению системы инклюзивного образования детей с ОВЗ».

Просмотров: 28

Материал опубликован в журнале №106 от 26.10.2018.

ТКАЧЕНКО Ирина Валериевна 

профессор кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета, доктор психологических наук.

Продолжая тему, поднятую в предыдущем номере «АО» [1], предлагаем вашему вниманию мнение Ирины ТКАЧЕНКО, руководителя проекта «Модель подготовки педагогов к внедрению системы инклюзивного образования детей с ОВЗ» (2012).

 

– Модернизация педагогического образования – это непрерывный процесс, который включает решение вопросов по обучению и воспитанию детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Однозначного ответа на вопрос, что лучше – коррекционные школы или инклюзивное образование, – нет, и я думаю, долго еще не будет. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно привести в равновесие три составляющих: дети с инвалидностью и ОВЗ и их возможности; педагог и его трудовые функции и умения; сам процесс обучения с учетом внешних условий.

Учителя коррекционных школ обязаны иметь два высших образования: педагогическое и специальное (дефектологическое). При этом желательно, чтобы педагог-дефектолог имел специализацию и как врач, зависящую от категории детей, которых обучает.

Многое сделано в российском образовании для улучшения качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, но не все можно реализовать как по объективным причинам, так и по причине неготовности отдельных людей к реализации инклюзивного образования.

Давайте проанализируем, как менялась программа обучения особенных детей на протяжении последних сорока лет, на примере обучения глухих и слабослышащих.

При подготовке будущего педагога общеобразовательной школы в основные образовательные программы включены дисциплины «Специальная психология» и «Коррекционная педагогика» объемом 72 часа. А для учителей проводятся курсы повышения квалификации по работе с учащимися с инвалидностью и ОВЗ (иногда даже дистанционные) объемом до 144 часов. Достаточно ли этого, чтобы понимать особого ребенка?

До 2002-2003 годов дети с нарушением слуха должны были усвоить программу основного общего образования за тринадцать лет (с 0 по 12 класс). Учебники разрабатывались с учетом срока обучения и особенностей детей с инвалидностью и ОВЗ. В коррекционных школах для детей с нарушением слуха создавались отдельные классы для обучающихся с умственной отсталостью. Это позволяло применять адаптированные программы для каждой категории детей.

В настоящее время учащиеся коррекционных школ для детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и другие категории) обучаются по учебникам массовых средних школ. Разница заключается лишь в том, что времени на усвоение программы основного общего образования дается учащимся коррекционной школы на один год больше (10 лет), а при инклюзивном – сроки усвоения программы для всех детей одинаковы. На программу среднего (полного) образования им выделяется два года, как и ученику массовой школы. Хорошо это для детей или плохо, могут ответить сами дети и объективные показатели их успеваемости. А анализ мест их трудоустройства поможет сделать вывод о необходимости изучения сложных материалов, которые не все здоровые дети могут усвоить, или стоит уделить внимание развитию тех функций и умений, которые будут им жизненно необходимы.

Конечно, такой темп обучения выдержит не каждый обучающийся с инвалидностью и ОВЗ, а это значит, что среди них будут также неуспевающие, педагогически запущенные дети, которым необходим индивидуальный подход. Плюс обучения в коррекционной школе в том, что дети понимают друг друга и им легче адаптироваться к школе и обучению в целом.

При инклюзивном образовании ребенку с инвалидностью и ОВЗ приходится находиться среди различных категорий детей, и это усложняет процесс адаптации к школе. При этом необходимо отметить, что для ребенка должна быть написана адаптированная программа. Но все эти трудности могут обернуться большим преимуществом, так как ребенок научится жить в модели общества с разными категориями людей. Это позволит ему переступить психологические барьеры, возникающие после окончания школы, и облегчит социальную адаптацию.

Классик гуманной педагогики В.А. Сухомлинский:

– От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы.

 

По данным исследования* С.В. Алехиной, М.А. Алексеевой и Е.Л. Агафоновой, проведенного среди учителей в 11 общеобразовательных школах Москвы:

74,4% – либо совсем не знакомы с основными положениями и принципами инклюзивного образования, либо недостаточно информированы в этом вопросе;

51% – не готовы применять специальные подходы в своей повседневной практике;

38% – запрашивают дополнительное обучение;

64% – используют разные формы организации учебного процесса (диалог, моделирование, минигрупповая работа);

86% – предпочитают, чтобы вопросы задавались после объяснения учебного материала (устоявшаяся форма ведения урока);

19% вовлекают родителей в обучение ребенка.

 

* Информация приведена в докладе «Доказательная база инклюзии» (bit.ly/ao105I2), С. 46-47.

На государственном уровне сделано много для улучшения условий обучения детей с инвалидностью и ОВЗ, но школы все равно материально не свободны, и большинство из них не может себе позволить введение дополнительных ставок тьюторов, сурдопереводчиков, педагогов-психологов и других специалистов, которые необходимы при наличии в школе детей с ограниченными возможностями. А значит, основная нагрузка ложится на учителя. Необходимо отметить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» учитывает это. Но как все выглядит на практике?! Учителя коррекционных школ обязаны иметь два высших образования: педагогическое и специальное (дефектологическое). При этом желательно, чтобы педагог-дефектолог имел специализацию и как врач, зависящую от категории детей, которых обучает.

Что же педагог общеобразовательной школы? Как происходит приобретение им необходимых компетенций для работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ? Один из вариантов – когда при подготовке будущего педагога в основные образовательные программы включены дисциплины «Специальная психология» и «Коррекционная педагогика» объемом 72 часа. А для учителей проводятся курсы повышения квалификации по работе с учащимися с инвалидностью и ОВЗ (иногда даже дистанционные) объемом до 144 часов. Достаточно ли этого, чтобы понимать особого ребенка? Чтобы построить процесс обучения в соответствии с его нозологией? И при этом не забыть, что в классе есть еще 15-20 человек, которые также нуждаются во внимании педагога.

На мой взгляд, очень своевременно создан ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но обучать детей в соответствии с данным стандартом смогут только педагоги, обладающие соответствующими компетенциями.

Поэтому, считаю, коррекционные школы должны существовать наряду с инклюзией, и вопрос, где лучше обучаться ребенку с ОВЗ, должен решаться индивидуально и комплексно. Это и будет его адаптированная индивидуальная траектория развития. Главное, чтобы выбранная траектория делала детей счастливыми и устойчивыми к различным негативным воздействиям. Как сказал классик гуманной педагогики В.А. Сухомлинский: «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 

P.S. Вступить в дискуссию можно, прислав свои варианты ответов по адресу: sindeeva@akvobr.ru. В теме письма просьба указывать рубрику «Заочный круглый стол».

Часть I: Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России

[1] С.А. Минюрова, М.Л. Кусова, А.В. Абрамова, М.В. Филатова Инклюзивное и коррекционное обучение в школе // «Аккредитация в образовании». – 2018. – № 5(105). – С. 63-65.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: актуально, ао-106, коррекционное образование, армавирский государственный педагогический университет, инклюзивное образование

Похожие материалы:
Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
В ЮФУ открылся конкурс для студентов с ОВЗ "Профессиональное завтра"
В САФУ состоялось совещание рабочей группы по инклюзивному образованию
П. Егоров: «Учителя должны быть готовы к инклюзивному образованию»
Подготовка медицинских кадров в свете новых ФГОС
Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России
Творческая реабилитация инвалидов – методики, программы, инновации
Инклюзивное образование – это…
Инклюзия не просто включение
Новая магистерская программа по экологии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Национальные проекты: без права на ошибку?
Оценить амбициозные задачи, поставленные президентом перед руководством страны, призван V...
Из журнала
#107Учителями Подмосковья опробованы перспективные модели поддержки педагогического роста
#94В России создан новый рейтинг вузов
#100Щелковский колледж отметил семидесятилетие
#99О новациях в образовании размышляет директор колледжа
#100С чего начинается школа будущего
Информационная лента
09:19Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
09:14Проект музея в Ту-144 презентовали членам правительства России
09:13Эффективная работа с научной информацией: инструменты Web of Science
09:11Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
09:09В ТюмГУ начинают готовить регионоведов