Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Информационно-консультационное сопровождение сельских товаропроизводителей

Страна находится на пороге дальнейшей ускоренной интенсификации сельскохозяйственного производства. Система информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей становится важным фактором научной, финансовой и экономической поддержки АПК, размеры которой не ограничиваются условиями ВТО.

Просмотров: 1224

Пусть подсказок будет больше!

Совершенствование работы образовательных учреждений ДПО АПК по информационно-консультационному сопровождению сельских товаропроизводителей

ШАЙТАН Борис Ильич – заместитель директора Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса.
Родился в 1933 году в с. Ялтушков Винницкой области. С отличием окончил сельскохозяйственный техникум (1953), Московскую сельскохозяйственную академию им.
К.А. Тимирязева (1958). Работал в Тюменской области по подъему целинных и залежных земель, внес большой вклад в формирование продовольственной базы нефтегазовых районов Западной Сибири. В 1998 году назначен ректором Российской академии кадрового обеспечения АПК. С 2006 года – профессор-консультант. В Москве участвовал в научном обеспечении деятельности АПК страны, развитии системы ДПО агропромышленного комплекса, создал в академии ряд новых образовательных направлений.
Автор более 400 научных работ, в том числе 26 монографий.
Заслуженный работник сельского хозяйства РФ, почетный работник ВПО РФ, почетный работник АПК РФ, академик РАЕН. Награжден двумя орденами «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, орденом преподобного Сергия Радонежского и различными медалями, удостоен благодарностей Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Минсельхоза России, Россельхозакадемии и других организаций.
Увлечения: рыбалка, охота, сбор грибов.
Женат, двое детей

Страна находится на пороге дальнейшей ускоренной интенсификации сельскохозяйственного производства. Обусловлено это многими обстоятельствами, в том числе и необходимостью обеспечения устойчивой продовольственной безопасности России в связи с вводимыми санкциями США и ЕЭС.

Необходимо значительно усилить помощь отечественным товаропроизводителям по всем возможным направлениям, в том числе и за счет усиления информационно-­консультационного обеспечения организаций агропромышленного комплекса.

Крупные хозяйства могут позволить себе иметь специалистов по всем основным направлениям производства. Но и они нуждаются в постоянном информационном и консультационном сопровождении по новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и практики, поскольку, работая в хозяйстве, невозможно постоянно следить за всеми аспектами научно-технического прогресса. Тем более в такой помощи нуждаются средние, мелкие хозяйства, фермеры, работники личных подсобных хозяйств.

Система информационно-­консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей становится важным фактором научной, финансовой и экономической поддержки АПК, размеры которой не ограничиваются условиями ВТО.

К настоящему времени в отрасли сложилась разветвленная система сельскохозяйственного консультирования (ИКС). Информационно-консультационные центры АПК имеются во всех субъектах Российской Федерации. В их числе 23 государственных (автономных) учреждения, 4 государственных (казенных, унитарных) предприятия, 9 центров при вузах, 14 центров при образовательных учреждениях ДПО, 17 фермерских консультационных образований, 4 некоммерческие организации (фонды, партнерства и другие), 2 коммерческие организации, 3 подразделения при органах управления АПК.

В ближайшие годы должны получить дальнейшее развитие все формы информационно­-консультационной службы, прежде всего на базе образовательных учреждений ДПО и подразделений ДПО аграрных вузов, которые ближе всего стоят к системе сельскохозяйственного консультирования.

Значительного усиления консультационной направленности в деятельности образовательных учреждений ДПО потребовал и Минсельхоз РФ. При подготовке новых уставов всем образовательным учреждениям ДПО министерством предложено включить в их наименования слова «консалтинг» или «консультационное обеспечение». Так, например, Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса может быть назван ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса и консалтинга» или «Татарский институт кадрового и консультационного обеспечения агропромышленного производства». Могут быть, конечно, и другие варианты названия с включением указанных ключевых слов. Переименование учреждений ДПО должно сопровождаться и изменениями в их практической работе.

В вузах и учреждениях ДПО целесообразно создать специализированные подразделения – консультационные центры, укомплектовать их для начала хотя бы пятью-семью высококвалифицированными специалистами – чтобы консультационной деятельностью занимались не только преподаватели.

В уставы образовательных учреждений ДПО АПК и в положения соответствующих подразделений сельскохозяйственных вузов в раздел «Основные задачи» необходимо включить следующие положения:

  • развитие сельскохозяйственного консультирования, оказание информационной и консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;
  • профессиональная переподготовка и повышение квалификации преподавателей аграрных образовательных учреждений, руководителей организаций сельскохозяйственного консультирования, консультантов по сельскому хозяйству;
  • содействие развитию агропромышленного комплекса посредством научных исследований научно-педагогических работников, консультантов, слушателей и аспирантов с их использованием в образовательной, инновационной и консультационной деятельности учреждения;
  • содействие в достижении высокого интеллектуального, образовательного, профессионального и жизненного уровней сельского населения, создании нового типа сельских поселений, устойчивому развитию сельских территорий.

Во исполнение возложенных задач учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности за счет средств федерального бюджета:

  • разработку методических материалов по организации консультационного обеспечения и ведению информационно­консультационной деятельности;
  • осуществление прикладных научных исследований и разработок;
  • оказание услуг в сфере сельскохозяйственного консультирования;
  • разработку и участие в разработке предложений по законодательным и нормативным правовым документам, касающимся развития и совершенствования консультационной деятельности;
  • разработку методических материалов и практических рекомендаций по развитию и совершенствованию деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования;
  • разработку предложений и выполнение проектов и программ развития консультационной деятельности в муниципальных образованиях;
  • формирование информационных ресурсов и ведение баз данных по организациям сельскохозяйственного консультирования, консультантам по сельскому хозяйству, инновациям в АПК, обеспечение доступа к ним в сети интернет;
  • организацию подготовки, издания и распространение учебной, методической, справочной и иной литературы, журналов и информационных бюллетеней и других материалов информационного характера, рекомендаций на бумажных и электронных носителях в соответствии с заданием, утвержденным учредителем;
  • участие в организации выставок, выставочно-демонстрационных объектов, форумов, конгрессов и других массовых мероприятий в установленных сферах деятельности;
  • практическое консультирование, оказание информационных и консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскому населению и их объединениям в объемах государственного задания, утверждённого учредителем;
  • мониторинг и анализ развития сельскохозяйственного консультирования и деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования в регионе;
  • адаптацию и трансляцию лучшего опыта мировых консалтинговых компаний, знаний о новейших достижениях науки, техники и технологий, передового отечественного и зарубежного опыта в интересах руководителей, специалистов сельскохозяйственных предприятий и фермеров.

Учреждение в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:

  • методическое обеспечение и выполнение инновационных проектов, иных проектов и программ, касающихся развития консультационной деятельности и сельского хозяйства, выполняемых сверх задания, утвержденного учредителем;
  • оказание информационных, консультационных и библиотечных услуг населению в уставных сферах деятельности, выполняемых сверх задания, утвержденного учредителем;
  • проведение семинаров, вебинаров, стратегических сессий, маркетинговых исследований, технологических консультаций по отраслям сельского хозяйства, технологического проектирования и оказание других услуг сверх утвержденных учредителем;
  • оказание услуг по организации и проведению выставок и выставочно-демонстрационных объектов, форумов, конгрессов и других массовых мероприятий в установленных сферах деятельности, выполняемых сверх задания, утвер­жденного учредителем;
  • разработка бизнес-проектов развития сельских территорий, организаций АПК и бизнес-планов внедрения инноваций в агропромышленном комплексе;
  • оказание экскурсионных, туристических, рекламных и операторских услуг в сфере сельского туризма.

Можно ввести в устав специальный раздел «Организация предоставления консультационных услуг», включив в него соответствующие пункты.

  • Учреждение реализует право граждан Российской Федерации на получение консультационной помощи и дополнительного профессионального образования в соответ­ствии с государственным заданием Минсельхоза России и по договорам с юридическими и (или) физическими лицами.
  • Оказание консультационных, в том числе методологических услуг и прием на обучение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает порядок оказания консультационных услуг и правила приема на обучение в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
  • При обращении юридических и (или) физических лиц за консультационной помощью и приеме граждан на обучение учреждение обязано предоставить возможность ознакомиться с настоящим уставом, регламентом оказания консультационной услуги, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию консультационного и образовательного процессов.
  • Количество консультационных, методических и образовательных услуг, которые оказываются за счет средств федерального бюджета, определяется государственным заданием, устанавливаемым ежегодно Минсельхозом России.
  • Учреждение вправе оказывать консультационные, методические и образовательные услуги сверх установленных государственных заданий на основе договоров с юридическими и (или) физическими лицами с оплатой их стоимости.
  • Прием на обучение осуществляется по личным заявлениям граждан, а консультационные услуги предоставляются по заявкам юридических и (или) физических лиц на основании заключаемого договора.

Следует внести соответствующие изменения и в некоторые локальные акты образовательных учреждений (подразделений вузов) дополнительного профессионального образования АПК. В частности, в большинстве их определено следующее распределение годовой педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава (1440 часов):

  • учебная работа 450-500 часов;
  • учебно-методическая работа 600-650 часов;
  • научно-исследовательская работа 100-150 часов;
  • консультационная работа 100-150 часов;
  • учебно-организационная работа 50-100 часов.

В связи с необходимостью усиления консультационной деятельности целесообразно несколько снизить учебно-методическую и учебно-организационную нагрузку, увеличив за счет этого консультационную часть. В новых условиях распределение годовой педагогической нагрузки целесообразно определять примерно в следующих размерах:

  • учебная работа 450-500 часов;
  • учебно-методическая работа 400-450 часов;
  • научно-исследовательская работа 100-150 часов;
  • консультационная работа 300-370 часов;
  • учебно-организационная работа 50-80 часов.

Таким образом, консультационную работу можно и нужно увеличить примерно в три раза. Сделать это надо, для того чтобы преподаватели могли больше внимания уделять консультационной деятельности в счет педагогической нагрузки, то есть чтобы консультирование специалистов стало, наряду с учебной и методической работой, важным направлением деятельности профессорско-преподавательского состава [1].

В государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в приложении № 5 предусмотрено выделение бюджетных средств на профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Таким образом, государством на текущий год на консультационные услуги предусмотрено 72,8 млн. рублей и на информационные услуги – 169,9 млн. рублей [2]. Конечно, эти деньги выделяются Минсельхозом РФ прежде всего тем учреждениям, которые эффективно занимаются этой деятельностью уже не один год. Программой запланировано, что средства на эти цели будут направляться и в последующие годы. Образовательные учреждения, организующие практическую работу по сельскохозяйственному консультированию, смогут обращаться в министерство с просьбой об установлении им государственного задания, помимо обучения, и на информационно­-консультационные услуги с соответствующим бюджетным финансированием.

Консультационную деятельность образовательные учреждения (подразделения вузов) ДПО должны вести и на хозрасчетных условиях. Количество договоров с товаропроизводителями и их объемы будут одним из значимых показателей их работы [3].

ПРИЛОЖЕНИЕ №5 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Увеличить изображение

Очень важно правильно оформлять консультационную деятельность в образовательных учреждениях. Работа преподавателей в рамках педагогической нагрузки, включая и консультирование слушателей, должна записываться в журналах учета консультационной работы преподавателей, которые необходимо вести на кафедрах и в других подразделениях образовательного учреждения, с указанием даты и продолжительности консультации и росписью специалиста, получившего консультацию, или указанием, что консультация была осуществлена по телефону. Письменные консультации должны фиксироваться в этих же журналах с приложением копий отправленных документов. Консультации на хоздоговорной основе оформляются актом выполненной работы.

Методическое обеспечение по усилению консультационной деятельности образовательных учреждений Минсельхозом России возложено на Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса, образованный на базе существовавшего раннее Учебно-­методического центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК.

В его уставе в связи с этим предусмотрено, что центр осуществляет методическое и консультационное сопровождение работы образовательных учреждений (подразделений вузов) дополнительного профессионального образования, проводит по заданию Минсельхоза России мониторинг их деятельности и анализ отчетов о результатах ежегодного самообследования, рассматривает на учебно-методическом объединении и представляет на утверждение научно-технического совета Минсельхоза России примерные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по основным проблемам развития агропромышленного комплекса, проводит обучение (семинары, конференции) руководящего состава, заведующих подразделениями, преподавателей и консультантов.

Центр будет информировать образовательные учреждения (подразделения вузов) ДПО АПК о всех новых законодательных и правовых актах по проблемам дополнительного профессионального образования и консультационной деятельности, принимать участие в подготовке и обсуждении новых нормативных правовых документов, обобщать и распространять опыт работы образовательных и консультационных организаций.

Сотрудники центра всегда готовы оказать любую возможную помощь образовательным учреждениям (подразделениям вузов) ДПО АПК в совершенствовании их образовательной и консультационной деятельности.

Усиление консультационной деятельности аграрных образовательных учреждений (подразделений вузов) дополнительного профессионального образования является важным направлением научной и финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, не противоречащей нормам ВТО. Это будет способствовать освоению сельскохозяйственными организациями достижений научно-технического прогресса, лучшего отечественного и зарубежного опыта, что, безусловно, положительно скажется на результатах производства и обеспечит укрепление продовольственной безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шайтан Б.И. Новые задачи ФГБУ «Учебно­-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» // «Ваш сельский консультант». – 2013, № 2, с. 5-6.
  2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. – http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder|show/342.htm
  3. Медведев А.В. Совершенствование системы управления персоналом в агропромышленном комплексе / Сборник материалов научно-производственной конференции. – Великий Новгород. – 2010. – С. 21-28.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ДПО в России: факты, цифры, тенденции
Три ключевые роли Волгоградского ГАУ
Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования
Дополнительное образование взрослых
Оценивать качество по европейским стандартам
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
ДПО: между законом и практикой
Живешь на селе – овладевай знаниями
Конкурентоспособность аграрного образования
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ