Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Гражданская миссия классического университета

В январе 2014 года Ивановскому государственному университету, созданному на базе одного из старейших педагогических вузов страны, исполнилось сорок лет. Ректор ИвГУ, доктор экономических наук, профессор Владимир Егоров убежден, что на сегодняшний день создана прочная основа для дальнейшего успешного развития.

Просмотров: 500

В январе 2014 года Ивановскому государственному университету, созданному на базе одного из старейших педагогических вузов страны – Ивановского государственного педагогического института им. Д.А. Фурманова, исполнилось сорок лет. Ректор ИвГУ, доктор экономических наук, профессор Владимир ЕГОРОВ убежден, что на сегодняшний день создана прочная основа для дальнейшего успешного развития.


ЕГОРОВ Владимир Николаевич – ректор Ивановского государственного университета, доктор экономических наук.
Родился в 1954 году в Харькове, окончил математический факультет ИвГУ. Трудовую деятельность в альма-матер начал ассистентом кафедры математического анализа. В дальнейшем – старший преподаватель, заведующий кафедрой алгебры и математической логики, проректор по научной работе. С 1996 года по настоящее время – заведующий кафедрой экономического анализа и бухгалтерского учета. Профессор. С 2000 года – ректор университета.
Сфера научных интересов: организация производства, экономический анализ. Опубликовал более 70 научных работ, в том числе 2 монографии.
Член Российской академии естественных наук. Председатель Совета ректоров вузов Ивановской области. Заслуженный работник высшей школы РФ.
Женат. Отец двоих детей.

– Владимир Николаевич, в многочисленных интервью и выступлениях вы подчёркиваете, что ИвГУ – это классический университет.

– Классическая модель университета упрочила свои позиции. Сегодня невозможно переоценить значение естественнонаучных, социальных, социально-гуманитарных и обществоведческих знаний, приобретенных выпускниками классических университетов, для общества, государства и культуры. На наш взгляд, опыт привнесения соответствующих образовательных программ в технические вузы не может быть признан однозначно позитивным. На базе технических вузов названные специальности не становятся основными, ведущими, а продолжают играть роль вспомогательных – в силу этого они чаще известны как «сдержанно развивающиеся». Как правило, именно в классических вузах тематика научно-исследовательских работ (НИР) тесно связана, во-первых, с актуальными долгосрочными направлениями развития отечественных и мировых исследований, во-вторых, с реализуемыми основными образовательными программами высшего образования и специальностями аспирантуры.

В Ивановском государственном университете основой результативности научно-исследовательской деятельности (НИД) являются научные школы в 18 научных областях, 16 активно работающих научно-образовательных центров и лабораторий. В ее задачи также входит создание в университете инновационной образовательно-научной среды и системы внедрения результатов НИР в образовательный процесс. Одной из главных задач является коррелирование НИР университета с тематикой мировых и отечественных фундаментальных исследований в области экономики, социальной и культурологической наук, а также интеграция вуза в социально-экономическое развитие региона и страны в целом.

– Система высшего образования сегодня проходит через этап реформ, и важным фактором успешного функционирования вуза является правильно выбранная стратегия развития. Каковы приоритеты крупного регионального классического университета, основные стратегические задачи?

– Главным приоритетом, безусловно, является качество образования. Миссия ИвГУ как современного классического университета заключается в подготовке квалифицированных специалистов, способных успешно конкурировать как на российском, так и международном уровнях. Решению этой задачи подчинена и организация работы научных школ университета, деятельность которых нацелена на создание инновационных продуктов и технологий, в том числе для социальной и культурной сфер. Университет обладает также большими возможностями предоставления качественного и многопрофильного дополнительного образования. Стоит подчеркнуть, что ИвГУ последовательно накапливает актуальный опыт этого вида деятельности.

Перед коллективом на сегодняшний день стоят задачи по формированию широкого спектра многоуровневых программ высшего образования, отвечающих потребностям как Ивановской области, так и Российской Федерации. Необходимо продолжать создавать условия для развития инновационной научной и прикладной технологической деятельности университета. Должна продолжаться систематическая последовательная работа по внедрению эффективных технологий в образовательный процесс. Мы нацелены на достижение каждой научной школой значительных результатов в процессе создания интеллектуальных продуктов, инновационных разработок, соответствующих мировым образцам. Это также служит решению задачи интеграции вуза в международное образовательное пространство.

Среди актуальных задач – совершенствование молодежной политики, включая активизацию мер по повышению уровня социальной защищённости студентов на основе сбалансированного сочетания новых воспитательных гуманитарных технологий и традиций отечественной высшей школы. Одна из ключевых задач – систематическая актуализация системы стратегического управления ИвГУ, предполагающей сотрудничество с гражданским обществом и бизнес-сообществом, академическое самоуправление.

Реализация всех поставленных задач, безусловно, должна привести к укреплению репутации университета как конкурентоспособного и надежного партнера на региональном и всероссийском рынках образовательных услуг. В 2009 году университет сертифицировал систему качества управления на соответствие требованиям международного стандарта ISO 2001:2008.

– Как вы оцениваете роль Ивановского госуниверситета как системообразующего центра регионального комплекса высшего образования?

– Начнем с того, что у ИвГУ есть все основания гордиться своей историей. Университет был создан в 1973 году на базе Ивановского государственного педагогического института, учрежденного в 1918 году. С первых шагов деятельности ИвГУ заявил о себе как о классическом университете, отвечающем кадровым и образовательным потребностям не только Ивановской области, но также центра и северо-востока Центрального федерального округа. И сегодня кадры высшей квалификации, подготовленные в ИвГУ, составляют значительную часть преподавательского корпуса всех вузов города Иваново.

В 2012 году в соответствии с приказом Минобрнауки РФ прошло укрупнение университета путем присоединения к нему в качестве обособленного структурного подразделения Шуйского государственного педагогического университета. Реорганизация преследовала несколько стратегических целей. Первая из них – создание в Ивановской области современного многопрофильного университетского комплекса, способного послужить базой для дальнейшей оптимизации и модернизации региональной системы образования. Вторая – предотвращение угрозы потери областью педагогического вуза как платформы подготовки учительских кадров, а также ослабления позиций ИвГУ как системообразующего центра вузовского регионального комплекса.

Сегодня общее количество студентов ИвГУ – более 10 тыс. человек, приведенный контингент – более 5,5 тыс. При этом соотношение лиц, обучающихся за счет федерального бюджета, и тех, кто осваивает ООП на условиях полного возмещения затрат на обучение, составляет 1:1,75. Доля «остепененных» преподавателей ППС – 73,2 процента, имеющих ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора – 35,5. Спектр ООП высшего образования, реализуемых в университете, расширился до 74, а образовательных программ дополнительного образования – до 45. С использованием интерактивных технологий реализуются 60 процентов программ, с использованием дистанционных образовательных технологий – 30. До 25 процентов возросло количество ООП высшего образования, реализуемых на основе договоров с органами государственной власти, муниципальными образованиями региона, предприятиями и организациями о послевузовском трудоустройстве выпускников. Таким образом, представители реального сектора экономики и органов государственной власти, муниципалитетов принимают участие в реализации образовательных программ. Важно отметить, что университетом реализуются имеющие большое общественное значение совместные проекты с бизнес-сообществом – областным отделением Российского союза промышленников и предпринимателей, финансовыми корпорациями «Открытие» и «Русские инвестиции», региональными органами исполнительной, законодательной и судебной власти, органами местного самоуправления.

Сегодня выпускники магистратуры по всем реализуемым ООП имеют возможность продолжать обучение в аспирантуре по 19 направлениям. Имеется докторантура по 9 научным специальностям. При университете работает 6 диссертационных советов – по философским, филологическим, историческим, экономическим и другим наукам. Кроме того, ИвГУ является соучредителем диссертационных советов в других вузах.

Важно подчеркнуть, что ИвГУ выступает как интегрирующее звено, консолидирующее усилия регионального вузовского сообщества, его властных и экономических институтов по реализации ряда культурных и социальных проектов, поддержанию и развитию гражданского мира и межнационального согласия, укреплению морального и физического здоровья населения, полноценного включения лиц с ограниченными возможностями и пожилых людей в жизнь общества.

– Двигателем прогресса в XXI веке являются информационные технологии. По вашей оценке, насколько успешно адаптируется университет к их стремительному развитию?

– Судите сами. В научной библиотеке ИвГУ, наряду с книжным фондом, формируется фонд электронных документов. В 2012 году закуплена электронная библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн». ИвГУ имеет необходимые соглашения с рядом консорциумов на предоставление доступа к электронным версиям интересующих вуз иностранных и отечественных научных журналов. В настоящее время обеспечен стопроцентный доступ студентов к ЭБС, в том числе в общежитиях.

Можно констатировать, ИвГУ сегодня – это живой механизм, все системы которого нацелены на развитие. Именно для этого сертифицирована система менеджмента качества, удостоенная награды всероссийского конкурса СМК вузов.

– Современный мир – глобализирующийся. Сегодня успешное развитие вуза во многом зависит от интенсивности процессов международной научной, образовательной, культурной коммуникации. Какие направления международного сотрудничества являются приоритетными для университета?

– Для достижения и поддержания высокого международного уровня образовательной и научной деятельности университета приняты меры по расширению практики академической мобильности ППС и студентов. ИвГУ развивает сотрудничество с зарубежными университетами в СНГ, ЕС, странах Азии, с ведущими научными центрами и международными фондами по вопросам обеспечения качества подготовки специалистов и экспорта образовательных услуг. Международное сотрудничество также преследует цель внедрения в учебный процесс ИвГУ лучших образовательных приемов и технологий европейского сообщества, результатов научных исследований. В университете более тридцати лет функционирует факультет по обучению иностранных студентов под руководством проректора по международным связям. Сегодня на основе межгосударственных договоров и договоров о возмещении затрат на обучение в ИвГУ обучается более 270 иностранных студентов. Ежегодно до 20 из них принимают участие в программах включенного обучения. Примерно такое же число студентов ИвГУ каждый год находится на включенном обучении в зарубежных вузах. При содействии органов исполнительной власти области реализован ряд программ сотрудничества ИвГУ с городами Лодзь (Польша), Хмельницкий (Украина), графством Стаффордшир (Великобритания). Всего на сегодняшний день ИвГУ реализует более 30 договоров с зарубежными партнерами. В частности, это многостороннее соглашение о сотрудничестве между ИвГУ и фондом Ромуальдо дель Бьянко (Италия), в реализации которого принимают участие муниципалитеты городов Иваново и Флоренция.

Показателем интегрированности университета в международное научное пространство является организация и проведение – по инициативе научных школ, получивших международное признание, – конференций по интеллигентоведению, лексикографии, жидким кристаллам, религиоведению, роли государства и общества в современной истории, юриспруденции.

– По вашей оценке, достигнут ли вузом адекватный его стратегическим целям уровень развития образовательной среды, если говорить о прикладном аспекте?

– Безусловно, необходимы постоянные усилия по развитию и качественному совершенствованию образовательной среды. На сегодняшний день в ИвГУ фактически сформирован кампус. После завершения реорганизации за университетом на праве оперативного управления закреплен 101 объект недвижимости, в том числе 17 учебных корпусов, общая площадь которых составляет более 60 тыс. квадратных метров, 6 общежитий, спортивно-оздоровительный лагерь на Рубском озере, спортивный корпус. Университет располагает также сооружениями, предназначенными для учебно-вспомогательных целей, среди которых, например, дендрарий. Недавно вуз прирос новым учебным корпусом, введенном в эксплуатацию в декабре прошлого года, в период строительства которого было освоено свыше 300 млн. рублей. В настоящий момент перед руководством вуза стоит задача оптимизации учебных зданий и площадей.

В целом можно смело утверждать, что Ивановским государственным университетом сформирована прочная основа для дальнейшего успешного развития – это качественная материально-техническая база, интенсивное международное сотрудничество, серьёзные научные школы, высококвалифицированные преподаватели и сотрудники, грамотно выбранная стратегия управления.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Академия гармоничного развития
Экспресс-форум: инновационные кадры для экономики Сибири (продолжение)
Центр инновационного развития
Академия социального образования: главное – поиск
Анонс мартовского номера журнала «Аккредитация в образовании»
Свердловскому художественному училищу им. И.Д. Шадра исполнилось 115 лет
Березниковский строительный техникум отметил шестидесятипятилетие
Сотрудничество педагогов и студентов играет определяющую роль в достижении качества образования
Казанский ГАУ – инновационный лидер АПК Республики Татарстан
Чувашский госуниверситет: векторы инновационного пути

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ