Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Госдума: итоги года

На последних заседаниях Комитета государственной Думы РФ по образованию, прошедших в декабре, были подведены итоги проведенной в течение года работы. Результаты впечатлили: проведена работа более чем над 50 законопроектами, в том числе над ФЗ "Об образовании".

Просмотров: 2499

Госдума подвела итоги года

Подводя итоги работы во Подводя итоги работы во время осенней сессии, члены Комитета Государственной Думы РФ по образованию не без гордости говорили о том, что им в нынешнем году удалось дважды провести парламентские слушания в режиме видеоконференции. Такое новшество в Госдуме позволило привлечь к обсуждению каждой из двух тем более 6 тысяч человек практически из всех российских регионов. Парламентские слушания, организованные Комитетом ГД по образованию в современном формате, были признаны лауреатом конкурса «Лучший IT-проект в государственном секторе - 2009», проведенного агентством «CNews Analytics».

Готовы поделиться опытом

На последних заседаниях Комитета Государственной Думы РФ по образованию, прошедших в декабре 2009 года, тема ноу-хау по организации парламентских слушаний поднималась неоднократно, и депутаты с удовлетворением отмечали, что усилия по их подготовке себя оправдали. Проект, реализованный Комитетом по образованию российского парламента, впечатляет своими масштабами. Что говорить, когда в слушаниях принимают участие работники системы образования, депутаты разных уровней и ученые сразу из 83 субъектов РФ! Собравшись в залах пленарных заседаний своих местных законодательных собраний, участники во многих регионах могли в режиме телемоста напрямую пообщаться с членами Комитета ГД по образованию, задать им волнующие вопросы, рассказать о проблемах и озвучить пожелания. Никогда парламентские слушания не были такими многочисленными. И понятно, чем больше заинтересованных сторон участвует в дискуссиях, тем больше шансов у образовательного сообщества найти оптимальные решения для существующих проблем.

По словам самих думских депутатов, в новом формате слушания вышли на совершенно иной качественный уровень. Ведь по старой схеме представителей регионов приглашают для обсуждения важных вопросов в Москву, непосредственно в Государственную Думу. В связи с этим участники дискуссий вынуждены тратить не только время в командировках, но и средства.

– Ни один комитет еще не проводил парламентские слушания в формате видеотрансляции, – подчеркнул депутат Ахмат Эркенов. – Они получились очень эмоциональными. Есть смысл проводить массовые мероприятия в таком же режиме, и их эффективность существенно повысится.

– Мы получили массу предложений и замечаний, которые постарались изложить в рекомендациях по результатам слушаний, направленных Министерству образования и науки РФ, а также органам государственной власти субъектов России, – отметил председатель Комитета по образованию Григорий Балыхин.

За советом – к экспертам

На трех декабрьских заседаниях Комитета по образованию Григорий Балыхин неоднократно акцентировал внимание коллег на необходимости активизировать работу с общественными экспертными советами, кураторами которых являются депутаты. На сегодняшний день при Комитете действует 13 таких советов, участвующих в работе над законопроектами.

На одном из последних заседаний уходящего года депутаты дополнили состав экспертного совета по дошкольному образованию тремя участниками. Ими стали председатель постоянного Комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре и СМИ Елена Голомарева, советник Отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Галина Дон и заместитель начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования г.Москвы Мария Цапенко. Уже в весеннюю сессию общественные эксперты будут привлечены к законотворческой деятельности, тем более, что комитет запланировал рассмотреть, как минимум, два законопроекта, касающихся дошкольного образования.

Увеличить число бюджетных мест

В конце года был отозван законопроект о внесении изменений в ст. 41 Закона РФ «Об образовании» и ст. 2 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В своем проекте председатель Совета Федерации ФС РФ Сергей Миронов и депутат Государственной Думы РФ Виктор Шудегов предлагали увеличить устанавливаемое законодательством число российских студентов, обучающихся в государственных вузах на бюджетной основе. Сейчас минимальная норма соответствует 170 студентам на каждые 10 тысяч россиян. Предложение состояло в том, чтобы к 2020 году постепенно довести этот показатель до 250 студентов на 10 тысяч человек населения РФ: с 1 сентября 2010 года – до 190 студентов, с 1 сентября 2013 года – до 210 студентов, с 1 сентября 2016 года – до 230 студентов.

Такая мера, по мнению авторов законопроекта, обеспечит устойчивый рост образовательного уровня населения страны, что в свою очередь создаст основу для перехода России от сырьевой экономики к экономике знаний. А необходимость такого перехода неоднократно подчеркивал Президент России Дмитрий Медведев.

Кстати, фактически в 2008 году в России за счет средств федерального бюджета обучались 211 студентов на каждые 10 тысяч человек населения, а в 1981 году – 219. На первый взгляд, небольшая разница в цифрах. Но с учетом сокращения населения нашей страны можно говорить о некотором уменьшении доступности профессионального образования в России.

Остается ли востребованным высшее профессиональное образование в нашей стране? Конечно! И показательно в этом плане платное образование – полностью возмещает затраты на свое обучение более половины российских студентов. При этом прослеживается тенденция: бюджетников в российских вузах становится меньше, число «платников» увеличивается. А еще и звучат предложения о дальнейшем сокращении числа студентов, обучение которых оплачивается из федерального бюджета. Но при подобном раскладе говорить об отрыве от сырьевой экономики не приходится. Так недолго России оказаться в числе стран третьего мира.

Увеличение армии студентов-бюджетников естественно повлечет за собой дополнительные расходы для госказны. Но не сразу, как считают авторы закона, а в два этапа: с 2017 года – на 3,4 млрд. рублей, с 2021 года – еще на 5,6 млрд. руб. Эти суммы обосновываются общим числом студентов, которое с 2016 года, в соответствии с законопроектом, должно увеличиться на 128 тысяч, а с 2020-го – на 338 тысяч.

Безусловно, это инвестиции в человеческий капитал, и они обязательно принесут доход. Расходы будут «перекрыты» притоком квалифицированных специалистов в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли экономики, на которые Правительство России в развитии экономики сейчас делает ставку. Поскольку эти отрасли обеспечивают наиболее высокие доходы бюджета, то затраты на повышение уровня образованности россиян будут оправданы.

Планировавшиеся изменения в законодательстве, увеличивающие число «бюджетников», должны были вступить в силу уже 1 января 2010 года. Авторы законопроекта приняли решение отозвать его для проведения предусмотренных законом процедур и представить для оценки в правительство. После этого депутаты намерены обосновать перед коллегами по парламенту его значимость для системы образования, так как уверены в том, что число студентов, обучающихся за счет федерального бюджета, должно быть увеличено.

Объем работы впечатляет

Оценивая деятельность Комитета Государственной Думы РФ по образованию в 2009 году, Григорий Балыхин отозвался положительно о работе депутатов. Над 51 законопроектом комитет работал в качестве исполнителя и еще над 11 – в качестве соисполнителя. Это немалый объем, если учесть то, что за период осенней сессии Госдума в целом приняла 168 федеральных законов и одобрила 6 федеральных конституционных законов. Конечно, главное не количество, а содержание, тем более, что многие инициативы членов комитета имели и имеют важное значение не только для отдельной сферы образования, но и для всей экономики России.

Совместно с Комитетом ГД РФ по образованию мы подготовили краткий обзор законотворческой деятельности депутатов, на плечах которых лежит, наверное, наибольшая ответственность за то, какой будет Россия в будущем. Ведь потенциал страны определяют люди, а какими будут грядущие поколения, напрямую зависит от сферы образования.

При непосредственном участии Комитета ГД РФ по образованию в 2009 году вступили в силу законы о внесении изменений:

«…в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов»:

  • определен новый вид вуза – федеральный университет, урегулированы вопросы его создания и деятельности; – определена новая категория вуза – национальный исследовательский университет, присваиваемая по результатам конкурса сроком на 10 лет;
  • введены общие требования по приему для всех аккредитованных вузов, независимо от того, являются ли они государственными, муниципальными или негосударственными;
  • ЕГЭ не является единственной формой вступительных испытаний, иная форма может устанавливаться законодательством РФ об образовании;
  • появилась возможность сдачи вступительных испытаний не в форме ЕГЭ, а в форме вступительных испытаний, проводимых самим образовательным учреждением, для иностранцев, тех, кто уже имеет высшее образование или среднее профессиональное образование, но собирается продолжить обучение по тому же профилю по сокращенным программам бакалавриата;

«…в Закон РФ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:

  • призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр предоставляется право без вступительных испытаний поступать в государственные и муниципальные вузы по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта наряду с чемпионами;

«…в ст. 52 и 522 Закона РФ «Об образовании»:

  • установлена выплата компенсации части родительской платы за содержание детей, посещающих негосударственные детские сады, с учетом средней сложившейся в регионе платы за содержание детей в государственных и муниципальных детсадах (по аналогии с выплатами на воспитанников государственных и муниципальных детских садов);

«…в отдельные законодательные акты РФ по вопросам выплаты стипендий и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях»:

  • стипендии выплачиваются с начала учебного года до сдачи зачетов и (или) экзаменов в рамках первой текущей аттестации студентам–«бюджетникам» очной формы обучения, зачисленным на первый курс;
  • уравнено положение заочников, поступавших в 2009 году, со студентами очных отделений в отношении программ обучения;

«…в ст. 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе РФ»:

  • решается вопрос в отношении документов, не отнесенных законодательством к документам общегосударственного образца, и обеспечивает возможность выдачи собственных дипломов с государственной символикой МГУ им.М.В.Ломоносова и СПбГУ;

а также: «О Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университетах» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»:

  • установлен ряд особенностей правового положения и регулирования образовательной деятельности по отношению к МГУ им.М.В.Ломоносова и СПбГУ, получивших новую организационно-правовую форму для вузов - бюджетное учреждение. Они наделены правами выдавать собственные документы об образовании или квалификации с официальной символикой России, проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности, самостоятельно устанавливать стандарты и реализовывать на их основе образовательные программы;
  • для указанных вузов вводится понятие «структура университета» и закрепляется наличие в ней самостоятельных юридических лиц, для которых университет является главным распорядителем средств федерального бюджета и руководители которых назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами;
  • ректоров этих вузов назначает Президент РФ (По сообщению сайта главы государства, 21 декабря 2009 года Дмитрий Медведев своими указами назначил Виктора Садовничего на должность ректора ФГОУ ВПО “Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова” и Николая Кропачева на должность ректора ФГОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный университет”).

Приняты проекты федеральных законов о внесении изменений:

«…в ст. 50 Закона РФ “Об образовании” и в ст. 16 ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”:

  • закреплена еще одна организационно-правовая форма студенческих отрядов – общественные учреждения (наряду с общественными организациями), что позволило создать четкое представление об особенностях их организации и деятельности, единую систему защиты прав и законных интересов их участников, возможность дополнительного гражданского и патриотического воспитания молодежи, а также устранило возможность дискредитации студенческих отрядов вольнонаемными бригадами, выдающими себя перед работодателями за студотряды;

«…в ст. 39 Закона РФ «Об образовании» и ст. 27 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:

  • исключен запрет на приватизацию жилья в сельской местности, которое закреплено за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе за вузами;

«…в ст. 8 и 24 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:

  • при создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных вузов и создании их филиалов, в которых предусмотрена военная служба, необходимо согласование решений с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ или с органами местного самоуправления. Тем самым устраняется несоответствие закона Конституции РФ.

В партнерстве с другими комитетами

Подготовлены, приняты и направлены в профильные комитеты ГД РФ заключения по законопроектам, в создании которых Комитет по образованию являлся соисполнителем, о внесении изменений:

«…в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» – в части установления мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей;

«…в ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в части предоставления права работать в России в свободное от учебы время и без получения разрешений на работу всем иностранным студентам образовательных учреждений профессионального образования;

«…в ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» в части расширения для наших соотечественников перечня признаваемых в России документов об образовании, выданных иностранными государствами;

«…в ч. 1 ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», предполагавший установить требования к документу об образовании граждан, претендующих на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью, согласно которому право на такую деятельность в России будут иметь только специалисты, имеющие диплом государственного образца;

«…в отдельные законодательные акты РФ», направленные на установление в них единой терминологии в части правового регулирования отношений при развитии физкультуры и спорта инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья;

«…в отдельные законодательные акты РФ в части подготовки граждан России по основам военной службы в негосударственных образовательных учреждениях», предлагавшие отнести решение этих вопросов в негосударственных образовательных учреждениях к полномочиям органов государственной власти субъекта Федерации за счет средств местного бюджета;

«…в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», изменявший срок представления иностранцами и лицами без гражданства, прибывшими в Россию в порядке, не требующем получения визы, документов об отсутствии у них ряда инфекционных заболеваний – для подтверждения их права на работу в нашей стране;

«…в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», предоставляющие определенным категориям бюджетных учреждений науки и образования возможность вносить принадлежащие им права на распоряжение объектами интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ, а также использовать доходы от деятельности этих хозяйственных обществ на осуществление основной деятельности;

«…в отдельные законодательные акты РФ», исключающие норму, согласно которой педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также правом на первоочередное предоставление жилья

Также в 2009 году подготовлен проект закона «Об образовательных кредитах», но, как пояснили в Комитете ГД РФ по образованию, в настоящее время еще не получены результаты эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам вузов с государственной аккредитацией. Без обобщения результатов эксперимента комитет считает преждевременным принятие этого закона. В той же связи был подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об образовательных кредитах», но он, разумеется, не может быть принят без принятия проекта ФЗ «Об образовательных кредитах».

В завершение года депутаты Комитета по образованию вынесли на рассмотрение Госдумы в первом чтении проекты еще пяти федеральных законов о внесении изменений:

«…в пункт 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», которым закрепляется право Минобрнауки России устанавливать отличные от ЕГЭ формы проведения государственной (итоговой) аттестации для обучающихся;

«…в п. 1 ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который закрепляет за гражданами, успешно окончившими школу до 31 декабря 2008 года, право поступать в вузы по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются учебным заведением;

«…в ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», изменяющие срок перехода к обучению в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами по образовательным программам соответствующих уровней высшего профессионального образования с 1 сентября 2009 года на 1 сентября 2012 года;

«…в ст. 16 Закона РФ «Об образовании» и статью 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предоставляющие право поступать в образовательные учреждения СПО и ВПО с государственной аккредитацией по результатам вступительных испытаний тем, кто успешно завершил обучение по образовательным программам среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования до 1 января 2009 года;

«…в ст. 15, 16 и 28 Закона РФ «Об образовании» и ст. 11 и 24 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который закрепляет положения о том, что:

  • по желанию школьник вправе пройти государственную итоговую аттестацию не в форме ЕГЭ, а в традиционной форме устных или письменных испытаний;
  • по предметам «Литература», «История» и «Обществознание» ЕГЭ не проводится;
  • конкурс в государственные и муниципальные вузы и ссузы проводится не на основании ЕГЭ, а по результатам вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием;
  • по желанию абитуриента вместо результатов вступительных испытаний при проведении конкурса могут учитываться результаты ЕГЭ, за исключением поступления в отдельные вузы, по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • исключается положение о том, что при приеме в вузы по направлениям подготовки, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, учебные заведения вправе проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.

Что готовит весенняя сессия?

Предстоящая весенняя сессия 2010 года для Комитета по образованию будет не менее насыщенной, чем осенняя. Депутаты планируют рассмотреть более 20 законопроектов, поступивших в Государственную Думу РФ, среди которых:

  • закрепляющий в лицензионных требованиях к высшим учебным заведениям наличие спортивных объектов;
  • предоставляющий педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений право бесплатно посещать государственные и муниципальные музеи в России;
  • дополняющий норму о запрете ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения без согласия схода жителей населенных пунктов, положением о запрете реорганизации без согласия сельского схода;
  • закрепляющий право граждан РФ на получение на родном языке не только основного общего, но и среднего (полного) общего, а также профессионального образования;
  • по представлению Курултая Республики Башкортостан устанавливающий норму о том, что основная образовательная программа обеспечивает реализацию ФГОС с учетом национальных и (или) региональных особенностей;
  • дополняющий структуры системы высшего и послевузовского профессионального образования студенческими советами;
  • устанавливающий норму о том, что педагогические работники будут пользоваться правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в пределах региональных стандартов, используемых для расчета размера субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • предлагающий установить норму о том, что педагогические работники пользуются правом на получение мер социальной поддержки по их выбору в натуральной форме в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), либо деньгами, исходя из установленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • устанавливающий особенность послевузовского профессионального образования в сфере культуры и искусства, вводится ассистентура-стажировка, после окончания которой не требуется защита диссертации;
  • предлагающий отнести расходы на оплату труда работников детских садов, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды региональных детсадов к полномочию субъекта РФ;
  • сохраняющий уникальную систему подготовки творческих кадров для отрасли культуры;
  • предоставляющий органам государственной власти субъектов РФ право на дополнительное финансирование мероприятий по организации питания обучающихся негосударственных общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию;
  • законодательно закрепляющий новый тип образовательного учреждения «казачий кадетский корпус»;
  • предоставляющий право гражданам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования на родном языке, пройти итоговую аттестацию по родному языку и родной литературе дополнительно к обязательной государственной (итоговой) аттестации;
  • закрепляющий право педагогов на прохождение профессиональной переподготовки и повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет.

Пока сложно предугадать судьбу этих законодательных инициатив, однако решаться она будет в самом ближайшем будущем. Это в обывательском понимании отсчет весне начинается с первого весеннего месяца – марта. Весенняя же сессия Государственной Думы России стартует уже в январе – сразу после новогодних каникул. А это значит, ждать долго не придется.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интегрированный закон: проблемы и риски
Круглые столы по педагогической тематике
Законопроект об образовании перед вторым чтением Госдумой РФ
Госдума: обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ»
Закон об образовании: время отклика
Судьба проекта интегрированного закона
Закон об образовании: согласие и согласованность
Обсуждение проекта закона об образовании
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Профессионализм - "пропуск" учителя в школу

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ