Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Год большого строительства и инноваций

Министр образования Республики Башкортостан рассказывает о региональной системе образования, тенденциях, реформах, результатах реализации национального проекта «Образование», региональных программах поддержки образовательных учреждений.

Просмотров: 1109
З.А. АЛЛАЯРОВ, министр образования Республики Башкортостан, кандидат педагогических наук

Система образования республики

Система образования Республики Башкортостан – одна из крупнейших в Российской Федерации. Она включает сегодня более 4,5 тыс. образовательных учреждений всех типов и видов, в которых обучается и воспитывается свыше 870,2 тыс. человек, работают 192 тыс. педагогов и обслуживающего персонала.

В 2008 году консолидированный бюджет республиканской системы образования составил четверть от всей расходной части бюджета Башкортостана.

В республике 82 процента школ – сельские (по России – 70 процентов). В них обучается около 46 процентов от всего количества учащихся (по России – 30 процентов), работает 61 процент от общей численности учителей.

По строительству новых общеобразовательных учреждений и реконструкции действующих Башкортостан занимает лидирующие позиции в стране. Каждая десятая из вводимых в России школ расположена на его территории. Ежегодно в республике открывается свыше 40 новых и реконструированных объектов образования, большая часть из которых – сельские. В 2008 году этот показатель наивысший: в 25 районах и 3 городах введены в строй 49 объектов образования, в том числе 25 школ, рассчитанных в общей сложности на 4094 ученических места, и 14 дошкольных образовательных учреждений на 1055 мест.

Прошедший год ознаменован важным событием: был осуществлен один из важнейших этапов реформирования системы образования, позволяющий установить взаимосвязь между экономической эффективностью и результативностью работы педагога, – переход на новые финансово-экономические механизмы, который предусматривает введение нормативного финансирования и отраслевой системы оплаты труда.

Отличительной чертой Башкортостана является исторически сложившаяся система общеобразовательных учреждений, в которых бережно сохраняются и развиваются самобытные этнокультурные традиции. Сегодня обучение в школах республики ведется на 6 языках, в качестве самостоятельных предметов изучаются 14 родных языков. Действует разветвленная сеть национальных гимназий и лицеев, воскресных школ.

С 2005 года реализуется концепция национального образования и принципов изучения родных языков в Республике Башкортостан. Позиция республики, поддерживаемая большинством субъектов страны, – обязательный учет в содержании образования национально-культурной и языковой самобытности народов и регионов. В Башкортостане считают, что многоязыковое образование обеспечивает формирование диалога языков и культур и дает надежные гарантии здорового межнационального общения.

Учреждения профессионального образования ежегодно выпускают на рынок труда около 70 тысяч рабочих и специалистов. В 2008 году в них прошли переподготовку кадров более 42 тыс. человек. В 2009 году этот показатель предполагается довести до 104 тыс. человек.

Учебные заведения заключили более 800 договоров и генеральных соглашений с работодателями о подготовке кадров и сотрудничестве. В соответствии с потребностями формирующейся инновационной экономики и с целью концентрации ресурсов на перспективных направлениях подготовки кадров в республике создаются многоуровневые образовательные учреждения.

Стратегические задачи отрасли

Развитию системы образования в Башкортостане придается приоритетное значение. В предстоящем учебном году важными стратегическими задачами определены реализация приоритетного национального проекта «Образование», воплощение в жизнь идей национальной инициативы «Наша новая школа», к обсуждению которых уже приступила педагогическая общественность республики, выполнение республиканской программы развития образования на 2009-2013 годы.

Следует отметить, что в Башкортостане наиболее крупные проблемы решаются программно-целевыми методами, и в настоящее время в сфере образования реализуются 5 федеральных и около 20 республиканских программ.

Еще одна стратегическая задача – реструктуризация региональной сети учреждений общего образования. В рамках муниципальных программ определена судьба каждой школы, и многие из них в период до 2010 года претерпят изменения: инновационные – станут базовыми, опорными, малокомплектные – их филиалами. Оптимизация учебных заведений и создание сети сельских базовых школ позволит повысить качество образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов на основе их концентрации и кооперации.

Выполнение стратегических задач тесно связано с обновлением и совершенствованием кадрового состава. Программа в этой области, рассчитанная на 2007-2009 годы, завершает свое действие. В настоящее время разрабатывается новая.

По поводу улучшения качества кадрового состава хотелось бы заметить, что в прошедшем учебном году на республиканском конкурсе «Учитель года» впервые определялись победители среди учителей русского языка и литературы, татарского языка и литературы. Также впервые по инициативе президента республики почетное звание «Народный учитель Республики Башкортостан» было присуждено 4 известным педагогам.

Уровень инновационной активности

В системе общего школьного образования функционирует более 70 опытно-экспериментальных площадок Башкирского института развития образования и педагогических вузов. На них проводятся исследования, посвященные внедрению информационных и здоровьесберегающих технологий, профильной дифференциации обучения, воспитанию толерантности в многонациональной среде и другим направлениям инновационной деятельности. Каждая экспериментальная площадка является своеобразной точкой роста, а вся их сеть в целом – заметным позитивным фактором развития образования.

Создаются современные модели дошкольного образования, внедряются новые формы оказания услуг, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников, осуществляется гибкий учет потребностей каждой семьи и, в зависимости от пожеланий родителей, организуются группы кратковременного пребывания, семейного воспитания, гувернерская служба.

В 2008 году 11 учреждений дошкольного образования Уфы стали автономными. Реализуемые в них механизмы финансирования отличаются от муниципальных и позволяют этим учреждениям активно развиваться, повышать материальный и социальный статус педагогов.

Дополнительным стимулом инновационного развития служит национальный проект «Образование», имеющий 11 направлений. Республика Башкортостан подключилась к 9 из них. Эти направления усиливают друг друга, комплексно работают на дальнейшее внедрение новых финансово-экономических механизмов, а также на развитие общественного участия в управлении образованием. Национальный проект позволил ликвидировать отставание школ в вопросах информатизации и заложить основу для их самостоятельного развития в этом направлении. На сегодня 2432 общеобразовательных учреждения подключены к сети Интернет и обеспечены лицензионными программными продуктами. С 1 октября 2008 года осуществлен переход оплаты Интернет-трафика с федерального на региональный уровень. Выросла доля учителей, владеющих навыками работы с компьютерными программами и внедряющих информационные технологии. В настоящее время она составляет 53 процента, что выше, чем в среднем по России, – 45 процентов.

Одновременно повысились качество и доступность образования, улучшилась материальная база учебных заведений. Так, в 2006-2008 годах государственную поддержку получили 327 лучших учреждений общего образования и 14 – профессионального, то есть 15 процентов школ и 7,5 процента вузов и ссузов. Были произведены поставки учебно-наглядного оборудования в 1962 школы, автобусов – в 451 школу.

Положительную роль сыграло ежемесячное вознаграждение за классное руководство в размере до 1000 рублей, выплачиваемое почти 30 тыс. 500 педагогам. Усилилась воспитательная работа, особенно с детьми из неблагополучных семей. По итогам 2008 года, количество совершивших правонарушения школьников сократилось на 12,7 процента.

Примером успешного начала участия муниципалитетов в действующих и перспективных направлениях национального проекта служат инициативы города Уфы. Здесь осуществляется экспериментальный проект по реорганизации школьного питания и воплощается в жизнь городская целевая программа «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий, рассчитанная на 2009-2011 годы». Проект признан одним из лучших на всероссийском уровне. На его реализацию в 2009 году будет предоставлена субсидия из федерального и республиканского бюджетов в размере 156,9 млн. рублей.

По количеству учреждений – победителей конкурса инновационных программ Башкортостан занимает второе место в стране. Так, в 2008 году государственной поддержки удостоились 11 учреждений НПО и СПО республики. Это стало одним из наиболее важных событий года. Благодаря такой постановке инновационной деятельности, улучшилась обеспеченность ресурсами в Уфимском государственном авиационном техническом университете, 5 колледжах и техникумах, профессиональных училищах и лицеях. Названные цифры свидетельствуют о высоком уровне инновационной активности учреждений начального и среднего профессионального образования.

Кстати, элементы инновационной инфраструктуры формируются и в вузах: это технопарк при Башкирском государственном университете, научно-технологический парк при Уфимском государственном нефтяном техническом университете, республиканский центр нанотехнологий при Уфимском государственном авиационном техническом университете, информационно-образовательный канал «Башкортостан» и аналитико-прогностический центр развития образования Республики Башкортостан при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Всего в государственных вузах республики действует более 50 инновационных структур, выполняющих свыше 220 проектов.

Поддержка достойных

В Башкортостане ведется целенаправленная работа по развитию способностей и талантов подрастающего поколения. Одаренные дети успешно участвуют во всероссийских творческих проектах «Интеллект будущего», «Национальное достояние России», в форуме «Одаренные дети», выставках «Лучшее – детям», «Юннат». Наметился рост числа победителей Всероссийской олимпиады: если в 2005 году их было всего 15, то в 2009 году уже 29.

Фактором, способствующим росту достижений, являются вложения в человеческий капитал. В республике создана система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Стипендии президента Башкортостана ежегодно получают 130 студентов вузов, 125 студентов ссузов, 55 аспирантов и 15 докторантов. Предусмотрены также 10 стипендий студентам и аспирантам, обучающимся за пределами республики.Всего насчитывается около 4 тыс. президентских стипендиатов. Для учащейся и студенческой молодежи учреждено несколько ежегодных именных стипендий: имени И. Муксинова, А. Валиди, М. Акмуллы, М. Карима, С. Аксакова, Ш. Бабича и другие. С 2002 года ежегодно вручаются молодежные государственные премии в области науки и техники, направленные на стимулирование творческой активности ученых, повышение престижа научно-образовательной деятельности. Начиная с 2007 года, выделяются 30 грантов для поддержки исследований, проводимых молодыми учеными и молодежными научными коллективами.

Национальный проект «Образование» существенно дополняет республиканскую систему поддержки талантов. Достаточно сказать, что за период его действия государственную поддержку получили 354 представителя молодежи и 1466 учителей-новаторов, в том числе 572 – городских, 894 – сельских.

В республике 2009 год объявлен Годом поддержки и развития молодежных инициатив. В мае в его рамках в Уфе были организованы Дни молодежной науки. В программу этого мероприятия входил «Салон молодежных инноваций», на котором демонстрировались достижения одаренных детей и талантливой студенческой молодежи. Состоялся также I Форум молодых ученых Приволжского федерального округа, преследующий несколько целей. Прежде всего, он содействовал развитию научно-исследовательской, инновационной и общественной деятельности начинающих тружеников науки и эффективной реализации их идей и предложений. Одновременно с этим ставились задачи наладить межсекторное взаимодействие в системе «наука – бизнес – власть», вовлечь талантливую молодежь в научно-техническую сферу, повысить престиж профессии ученого и преподавателя.

В рамках форума состоялась I Международная заочная конференция «Инновации молодых ученых – основа устойчивого развития регионов». Во всех вузах республики проводились научно-практические конференции, конкурсы, диспуты, мастер-классы, организовывались лекции выдающихся ученых. Всего в проведении Дней молодежной науки Республики Башкортостан участвовали более 7 тыс. школьников, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, студентов вузов и ссузов.

Перспективы

Высокие достижения республики в различных сферах социально-экономической жизни настоятельно требуют создания более эффективной и гибко реагирующей на запросы общества системы регионального образования. В наступающем 2009-2010 учебном году предстоит преумножить достижения, сохранить позитивные традиции и через реализацию приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» перейти к новым задачам стратегического характера.

Несмотря на то, что на федеральном уровне было принято решение о завершении реализации отдельных направлений национального проекта, республика приняла решение самостоятельно продолжить обеспечение общеобразовательных учреждений автобусами, учебно-наглядным оборудованием и интерактивными комплектами. Их обладателями, в первую очередь, станут базовые школы, генерирующие дальнейшее развитие системы общего школьного образования. В перспективе и автономизация лучших учреждений образования, их укрупнение, создание образовательных консорциумов и университетских комплексов. Обозначенные проблемы – предмет серьезного обсуждения на предстоящем традиционном республиканском августовском совещании педагогов, которое пройдет в республике 7 августа 2009 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зиннат аллаяров, региональный обзор, пнп образование, республика башкортостан, по сути, ао-32

Похожие материалы:
Башкирский институт физической культуры: кузница чемпионов
Воспитательная работа в Туймазинском государственном юридическом колледже
И техникум, и экспериментальная площадка
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Уфимский авиационный техникум: поставить на крыло
Республика Башкортостан. Развитие науки и образования
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Концепция непрерывности для подготовки аграриев
Ярославская область: образовательный портфель региона
Новый виток развития регионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#96Опыт изменений системы ФУМО в СПО
#100Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
#95Объединение университетов снижает конкурентоспособность
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве