Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

МГУ им. Н.П. Огарёва: формируя гибкую образовательную среду

Международная деятельность в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева осуществляется с учётом обозначенных ориентиров как экспорт образовательных услуг, развитие международной академической мобильности, расширение международной партнёрской сети вуза.

Просмотров: 1671

Международная деятельность в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва охватывает все ключевые процессы вуза

ВДОВИН Сергей Михайлович – ректор Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, кандидат экономических наук.
Родился в 1958 году в городе Узловая Тульской области. В 1980 году окончил факультет механизации сельского хозяйства Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарева, в 1993-м – аспирантуру Российской академии управления.
Трудовую деятельность начал в альма-матер инженером кафедры сельскохозяйственных машин. С 1982 по 1989 годы – на комсомольской и партийной работе. С 1995 года – министр труда и занятости населения Республики Мордовия. С 1998 года – заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия по науке и новым технологиям. С 2000 года – заместитель Председателя Правительства, министр экономики Республики Мордовия.
С 2010 года – ректор МГУ им. Н.П. Огарева, профессор кафедры менеджмента экономического факультета.
С 2012 года член-корреспондент Российской инженерной академии и председатель Международной ассоциации финно-угорских университетов. Депутат Госсобрания Республики Мордовия.
Заслуженный экономист Республики Мордовия. Президент Федерации горнолыжного спорта Республики Мордовия.

Основные ориентиры

Необходимость идентификации международной деятельности как самостоятельного объекта управления обусловлена тем, что традиционные для университетов процессы предоставления образовательных услуг, выполнения научных исследований, коммерциализации научных разработок, маркетинга, осуществления воспитательной работы, управления персоналом могут в значительной степени изменять свои характеристики в международной среде. Это связано как с законодательными основами и ограничениями в международной деятельности, так и с различиями в обычаях разных стран, что оказывает влияние на формирование партнёрских отношений с зарубежными коллегами.

Международная деятельность в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева осуществляется с учётом обозначенных ориентиров как экспорт образовательных услуг, развитие международной академической мобильности, расширение международной партнёрской сети вуза. Университет активно работает на рынке экспорта образовательных услуг с 1989 года. За этот период здесь получили образование свыше тысячи граждан из 50 стран Европы, Азии, Африки, Америки, в том числе аспиранты с защитой диссертации на соискание степени кандидата наук. За последние десять лет контингент иностранных граждан, обучающихся в университете, вырос более чем в десять раз, за этот же период в российских вузах – только в два раза.

В 2012 году по всем формам в университете обучались 340 граждан из 36 стран мира. Изменилось распределение по направлениям подготовки. Хотя традиционно иностранные студенты выбирают медицинские специальности (56 процентов общего контингента), сегодня 16 факультетов и институтов университета вовлечены в их подготовку. В числе наиболее популярных у иностранных граждан архитектурно-строительный, светотехнический и экономический факультеты, факультет иностранных языков. Растёт число желающих приобретать знания на инженерных направлениях подготовки.

Иностранные студенты вуза представляют страны Азии, Африки, Ближнего Востока и СНГ. Это характерно в целом и для российского экспорта образовательных услуг. Для привлечения студентов из других регионов, в том числе бывших традиционными для России и Мордовского университета, но оказавшимися в настоящее время почти потерянными – Индии, Пакистана, Китая, – необходимо внедрять программы обучения на английском языке, а также вести более последовательную политику продвижения на указанных рынках. В этой связи в МГУ им. Н.П. Огарёва сформирован план по открытию обучения на английском языке по наиболее востребованным иностранными студентами направлениям. В 2014 году предполагается начать обучение по специальности «Лечебное дело» на английском языке.

К адаптации – подход системный

Одним из сдерживающих факторов роста числа иностранных студентов является сложность их социально-культурной и бытовой адаптации, которая необходима не только для успешного обучения, но и формирования толерантной полиэтнической и поликультурной студенческой среды в университете. В МГУ им. Н.П. Огарёва реализуется системный подход к адаптации иностранных студентов для решения ряда взаимосвязанных задач.

Важнейшая задача – информирование иностранных студентов об основах российского законодательства, правовом положении иностранных граждан, правилах внутреннего распорядка университета. Со студентами регулярно проводятся общие собрания, где они получают исчерпывающую информацию по различным актуальным для иностранцев вопросам: о своих правах и обязанностях в период пребывания на территории России, правилах проживания в общежитиях и поведения в нестандартных жизненных ситуациях, ответственности за нарушение законодательства, возможности трудоустройства.

Другой задачей является содействие в сохранении национальных традиций и связи с родиной. Университет поддерживает создание землячеств иностранных студентов. Например, функционирует Мордовское региональное отделение Совета туркменских студентов «Возрождение», объединяющее в том числе и студентов других вузов республики. Поддерживается стремление иностранных студентов к популяризации культуры и традиций своих стран, оказывается помощь в организации и проведении национальных праздников. В ноябре 2013 года пройдёт фестиваль культур «Огарёвский колорит», который познакомит жителей города Саранска с обычаями разных народов.

Ещё одна задача – интеграция иностранных граждан в российское общество. С 2006 года реализуется программа ориентации студентов-первокурсников «Адаптив», в которой принимают участие иностранные студенты. В течение первых двух недель обучения они проходят интенсивный курс подготовки к работе в новом коллективе, в новой среде, активно участвуют во внутривузовских и республиканских мероприятиях.

Особое внимание уделяется знакомству с российской культурой и традициями. В университете действуют курсы по изучению русского языка как иностранного. В центре тестирования все желающие могут освоить русский язык, подтвердив свое владение им, в том числе с целью получения гражданства.

Через систему студенческих научных объединений университет целенаправленно осуществляет вовлечение иностранных студентов разных направлений подготовки в научную работу. Сегодня наукой занимается треть обучающихся.

По интернациональному принципу

В реализации обозначенного комплекса мероприятий принимают участие все структурные подразделения университета. Управление международных связей оказывает миграционную и организационную поддержку иностранным студентам во время их обучения в вузе. В институтах и на факультетах определены координаторы международной деятельности и кураторы академических групп. На всех факультетах имеет своих представителей сектор студенческого совета по работе с иностранными студентами. Отдел охраны и безопасности осуществляет контроль соблюдения порядка и обеспечивает охрану. Студенческий совет общежитий оказывает помощь в обустройстве быта и организации досуга. Расселение происходит по интернациональному принципу, хотя это не всегда удаётся.

Расширение экспорта образовательных услуг МГУ им. Н.П. Огарёва является результатом целенаправленной работы, способствующей продвижению университета на мировом рынке образовательных услуг через участие в образовательных выставках, организацию олимпиад для школьников за рубежом, а также благодаря размещению информации о вузе в сети Интернет, сотрудничеству с агентами, посольствами зарубежных стран и школами.

Целевым ориентиром является не только численность иностранных студентов, но также и сбалансированный подход к формированию представительства разных стран через постоянные каналы. В 2013 году новыми странами стали Таджикистан и Ирак. В 2014 году планируется принять больше студентов из Индии и Азербайджана. Наряду с увеличением числа иностранных студентов университет расширяет международную партнёрскую сеть, создавая новые возможности для выполнения совместных исследовательских и образовательных проектов, трансфера знаний, культурного обмена.

МГУ им. Н.П. Огарёва развивает сотрудничество с более чем 50 иностранными партнёрами. За последнее пятилетие 2012 год стал наиболее продуктивным в этом плане: заключены 15 договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами и научными центрами. При этом в международную деятельность вовлечено более половины институтов и факультетов университета. Среди наиболее активных подразделений институт физики и химии, экономический факультет и факультет иностранных языков.

Традиционно вуз сотрудничает с Германией, Францией, Финляндией, Эстонией, Венгрией, Швецией, Польшей, Республикой Беларусь, Кыргызстаном, Болгарией. Заключены 2 договора с организациями из Сербии, ранее не входившей в географию партнёрской сети вуза. В рамках вновь заключенных договоров ведётся выполнение совместных научных исследований с Центральной школой г. Лилля (Франция), Лаппеенрантским технологическим университетом (Финляндия). Приглашаются зарубежные учёные-лекторы, организуются научные мероприятия и стажировки преподавателей, аспирантов и студентов, подготавливаются совместные публикации и заявки на гранты в рамках международных программ.

Ключевые события

В 2013 году получила развитие такая форма сотрудничества, как открытие совместных научных и образовательных центров.

На базе института механики и энергетики в рамках реализации программы развития университета 2 сентября состоялось торжественное открытие совместного российско-французского автомобильного учебного центра «Образовательные технологии в автомобильной отрасли». Центр создан совместно с европейским партнером – Национальной ассоциацией по подготовке специалистов для автомобильной отрасли (GNFA, Франция).

Открытие первой в России лаборатории для проведения исследований тонкопленочных покрытий, нанесенных по нанотехнологии атомно-слоевого осаждения (ALD – atomic layer deposition), состоялось 4 сентября на базе института физики и химии университета. Подразделение оснащено уникальным оборудованием компании Beneq Oy, расположенной в Финляндии. Как отметили участники мероприятия, новое направление связано с созданием уникальных продуктов, востребованных на рынке. Деятельность лаборатории будет охватывать решение широкого круга задач: проведения прикладных исследований, демонстрации возможностей, интеграции ALD в промышленность.

Ключевым событием в формировании международной партнёрской сети является председательство Мордовского университета в Ассоциации финно-угорских университетов с 2012 года. В МГУ им. Н.П. Огарева на постоянной основе работают преподаватели финского языка, организуются летние школы по его изучению, выполняются совместные научные исследования. Все это происходит в рамках сотрудничества с Советом по изучению финской культуры в университетах за границей (UKAN) и Центром международных связей и академической мобильности Финляндии (CIMO), а также в соответствии с договорами, заключенными с вузами финно-угорского мира и международными центрами финно-угроведения.

Курс на «Новый Восток»

Новым направлением развития международной партнёрской сети является сотрудничество с китайскими вузами, которые имеют значительный научно-образовательный и инновационный потенциал и ориентированы на укрепление сотрудничества с российскими университетами. В 2013 году были заключены договоры о сотрудничестве с технопарком г. Чженьцзян, а также с образовательной и технологической группой «Новый Восток», которая будет представлять МГУ им. Н.П. Огарева на рынке образовательных услуг КНР. В настоящее время начата работа по реализации программы академического обмена преподавателями и исследователями, формируется тематика совместных научных исследований.

Активное расширение партнёрской сети стало возможным благодаря развитию международной академической мобильности научно-педагогических сотрудников университета, которые устанавливают прямые научные контакты с иностранными коллегами, выезжая на зарубежные стажировки, представляют результаты научных исследований на международных конференциях и выставках, формируют позитивный имидж университета на мировом уровне.

В рамках приоритетных направлений

Система академической мобильности университета охватывает профессорско-преподавательский состав, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Основной её формой остаётся организация стажировок в рамках приоритетных направлений развития вуза. В ведущих зарубежных учебных заведениях и образовательных центрах ежегодно проходят стажировки более 100 преподавателей, аспирантов и студентов. Предпочтение отдается изучению новых материалов, инновационным разработкам в области энергосбережения, электроники и наноэлектроники, обеспечению качества образования, проблемам коммерциализации научных разработок, финно-угроведению, агробиотехнологическим исследованиям и другим направлениям. За последние три года охват сотрудников вуза системой академической мобильности возрос в 4,7 раза.

Развитие всех указанных направлений международной деятельности МГУ им. Н.П. Огарева позволяет получить синергетический эффект, выражающийся в формировании интернациональной академической среды и улучшении имиджа вуза, привлечении иностранных исследователей и преподавателей к работе в университете, увеличении числа и качества выполняемых международных проектов, росте дохода от международной деятельности. Дальнейшие улучшения связаны в первую очередь с преодолением организационных ограничений – повышением уровня знаний иностранных языков сотрудниками университета, совершенствованием нормативного регулирования, планирования и бюджетирования международной деятельности. Это позволит вовлекать в международные проекты всё большее число сотрудников, студентов и аспирантов вуза, формировать гибкую образовательную среду для иностранных студентов и преподавателей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Внутреннее и международное сотрудничество: проекты и эффекты
Коммерциализация инноваций – сфера тонкая
Современное инженерное образование: проблемы модернизации
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Мордовский университет участвует в реализации европейского проекта MetaMath
Образование в течение жизни в России и мире
Мордовия: закрепление выпускников в регионе
Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса
Финансирование образования в Европе. Уроки кризиса
Перспективы развития образовательного сотрудничества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ