Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Геннадий Романцев о профессионально-педагогическом образовании

Интервью с ректором Российского государственного профессионально-педагогического университета Геннадием Ромацевым о проблемах качества профессионального образования и факторах повышения качества.

Просмотров: 1987

Геннадий РОМАНЦЕВ: «Система профессионально-педагогического образования – это ноу-хау России»

РОМАНЦЕВ Геннадий Михайлович – ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования

Продолжаем знакомить читателей с членами Аккредитационной коллегии Рособрнадзора. Сегодня на наши вопросы отвечает Геннадий РОМАНЦЕВ, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор.

– Геннадий Михайлович, вы имеете солидный стаж работы ректором одного из крупнейших вузов России. Из личного опыта, что вам кажется самым важным в работе ректора?

– Самых важных вещей в работе ректора, на мой взгляд, три.

Первое. Генерирование идей развития университета, а для нашего вуза – еще и перспектив развития профессионально-педагогического образования России.

Второе. Нелегкий выбор путей реализации этих идей.

Третье. Мобилизация и мотивирование сотрудников и студентов университета на решение поставленных задач.

Ещё, конечно, кадры, которые решают все. Необходимо, чтобы они не только имели высокую профессиональную квалификацию, но и составляли команду единомышленников.

– Вы известны как автор многочисленных научных трудов и других публикаций по актуальным вопросам в области педагогики. Каким вам видится профессиональное педагогическое образование в современных условиях?

– Коротко на этот вопрос ответить нельзя. Главное в развитии профессионально-педагогического образования заключается в его государственном и общественном признании как отдельного и самостоятельного вида профессионального образования, коренным образом отличающего и от традиционных видов педагогического (прежде всего, учительского), и от остальных видов технологического (или отраслевого). Без серьезного осознания этого факта нельзя добиться главного для реорганизации всей экономики страны – создания нового рабочего, соответствующего современным требованиям развития технологии. Система профессионально-педагогического образования – это, если хотите, ноу-хау России, относиться к которому следует не иначе, как к инновационному виду.

– Как вы думаете, какие факторы (в порядке убывания) влияют на снижение качества профессионального образования и, напротив, играют на его повышение?

– Низкий престиж и зарплата подготавливаемых специалистов; устаревшая учебно-материальная база большинства профессиональных учебных заведений; низкая зарплата высококвалифицированных преподавательских и учебно-вспомогательных кадров; низкая экономическая заинтересованность работодателей в социальном партнерстве с профессиональными учебными заведениями (рассогласованность интересов государства, общества, экономики и личности); перманентная нестабильность в системе управления образованием (непрерывные поправки к законам об образовании, постоянные реорганизации управленческих органов, постоянные изменения «правил игры»); отсутствие гласности и прозрачности в системе управления образованием, превалирование администрирования в управлении.

Если же говорить о том, что может реально повлиять на улучшение качества профессионального образования, то на первое место я поставил бы скорейшую разработку современных профессиональных стандартов. А затем, опираясь на них, нужно еще раз вернуться к образовательным стандартам всех уровней. Пока что все стандарты плохо связаны с требованиями работодателей и между собой соотносятся неважно (имеются в виду стандарты уровней образования).

Я предложил бы ввести в стандарты образования и некоторые экономические характеристики: например, минимальный уровень зарплаты преподавателей, минимальный уровень стоимости учебно-лабораторной базы, годовой бюджет стоимости подготовки (или обучения), соотнесенные с получаемой специальностью. Это сразу же позволило бы решить многие вопросы, связанные с избытком вузов, зарплатой преподавателей и прочие. Наверное, учебных заведений стало бы меньше в стране, но качество образования, несомненно, улучшилось бы.

– Одна из ваших публикаций носит название «Скрытая кадровая проблема инновационной экономики: потенциал системы профессионально-педагогического образования». К каким основным выводам вы пришли?

– Главный вывод и в упомянутой статье, и во многих других публикациях таков: кадровый состав профессионально-педагогических работников в системе начального профессионального образования не отвечает современным требованиям ни по качеству, ни по количеству, ни по возрасту. Однако система не сигнализирует об этом, так как из-за низкой зарплаты люди работают (в ущерб качеству подготовки выпускаемых специалистов) на нескольких ставках и сопротивляются появлению новых работников. Нужна государственная программа «Профессионально-педагогические кадры России», с которой мы «ходим» уже десять с лишним лет, ее все, в принципе, одобряют, но… воз и ныне там.

Положение с кадрами в системе начального профобразования настолько важно для страны и настолько плачевно, что речь должна идти не об улучшении положения, а о качественном переоснащении всего корпуса профессионально-педагогических работников системы НПО.

– Вы являетесь председателем Уральского регионального отделения Российской Академии образования. Какие из решаемых вами задач вы определили бы как главные?

– Самое главное, для чего было создано УрО РАО в 2000 году и для чего оно работает ежедневно, – это разработка, обобщение и распространение передового научно-педагогического опыта в огромной системе образования и педагогической науки Уральского федерального округа. Да и за его пределами: в Удмуртии, Башкирии, Пермском крае, Оренбургской области, где также работают научно-образовательные центры УрО РАО. Кроме того, это и координация научных исследований, представление региональных интересов в РАО, повышение квалификации педагогических кадров высшей квалификации, создание единого образовательного пространства, поддержка инновационной педагогической деятельности.

Для реализации этих задач при УрО РАО создано 10 научно-образовательных центров в столицах субъектов Большого Урала, 8 НИИ, 17 научных лабораторий, привлечено 116 ассоциированных членов (учебных заведений, учреждений дополнительного образования, органов управления образованием и т.д.), 136 инновационных площадок. Издаются журнал «Образование и наука. Известия УрО РАО», монографии и учебники, проводятся научные конференции… Всего не перечислишь. Важно, что уральские ученые-педагоги получили реальную возможность авторитетно заявить о себе на всю Россию, соотнести результаты своей деятельности с результатами других исследователей.

– Ваше кредо жизни?

– Кредо жизни – развитие. Постоянное накопление профессионального опыта, а также повышение уровня общей культуры. Этот процесс не должен зависеть ни от должности, ни от возраста, ни от здоровья, ни от погоды – ни от чего. Поэтому требование и к себе, и к другим – одно: рост.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: Свердловская область, РГППУ, геннадий романцев, педагогическое образование, гость номера, ао-32

Похожие материалы:
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
Педагогические кадры для Башкортостана
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы
Экспресс-форум: итоги Года учителя
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Преемники уральских мастеров
Кадры для «посткризисной» экономики
Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#103Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
#97Новости образования «АО-97»
#97Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
#105КалмГУ прилагает системные усилия для совершенствования региональной среды
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве