Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Геннадий Романцев о профессионально-педагогическом образовании

Интервью с ректором Российского государственного профессионально-педагогического университета Геннадием Ромацевым о проблемах качества профессионального образования и факторах повышения качества.

Просмотров: 2139

Геннадий РОМАНЦЕВ: «Система профессионально-педагогического образования – это ноу-хау России»

РОМАНЦЕВ Геннадий Михайлович – ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования

Продолжаем знакомить читателей с членами Аккредитационной коллегии Рособрнадзора. Сегодня на наши вопросы отвечает Геннадий РОМАНЦЕВ, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор.

– Геннадий Михайлович, вы имеете солидный стаж работы ректором одного из крупнейших вузов России. Из личного опыта, что вам кажется самым важным в работе ректора?

– Самых важных вещей в работе ректора, на мой взгляд, три.

Первое. Генерирование идей развития университета, а для нашего вуза – еще и перспектив развития профессионально-педагогического образования России.

Второе. Нелегкий выбор путей реализации этих идей.

Третье. Мобилизация и мотивирование сотрудников и студентов университета на решение поставленных задач.

Ещё, конечно, кадры, которые решают все. Необходимо, чтобы они не только имели высокую профессиональную квалификацию, но и составляли команду единомышленников.

– Вы известны как автор многочисленных научных трудов и других публикаций по актуальным вопросам в области педагогики. Каким вам видится профессиональное педагогическое образование в современных условиях?

– Коротко на этот вопрос ответить нельзя. Главное в развитии профессионально-педагогического образования заключается в его государственном и общественном признании как отдельного и самостоятельного вида профессионального образования, коренным образом отличающего и от традиционных видов педагогического (прежде всего, учительского), и от остальных видов технологического (или отраслевого). Без серьезного осознания этого факта нельзя добиться главного для реорганизации всей экономики страны – создания нового рабочего, соответствующего современным требованиям развития технологии. Система профессионально-педагогического образования – это, если хотите, ноу-хау России, относиться к которому следует не иначе, как к инновационному виду.

– Как вы думаете, какие факторы (в порядке убывания) влияют на снижение качества профессионального образования и, напротив, играют на его повышение?

– Низкий престиж и зарплата подготавливаемых специалистов; устаревшая учебно-материальная база большинства профессиональных учебных заведений; низкая зарплата высококвалифицированных преподавательских и учебно-вспомогательных кадров; низкая экономическая заинтересованность работодателей в социальном партнерстве с профессиональными учебными заведениями (рассогласованность интересов государства, общества, экономики и личности); перманентная нестабильность в системе управления образованием (непрерывные поправки к законам об образовании, постоянные реорганизации управленческих органов, постоянные изменения «правил игры»); отсутствие гласности и прозрачности в системе управления образованием, превалирование администрирования в управлении.

Если же говорить о том, что может реально повлиять на улучшение качества профессионального образования, то на первое место я поставил бы скорейшую разработку современных профессиональных стандартов. А затем, опираясь на них, нужно еще раз вернуться к образовательным стандартам всех уровней. Пока что все стандарты плохо связаны с требованиями работодателей и между собой соотносятся неважно (имеются в виду стандарты уровней образования).

Я предложил бы ввести в стандарты образования и некоторые экономические характеристики: например, минимальный уровень зарплаты преподавателей, минимальный уровень стоимости учебно-лабораторной базы, годовой бюджет стоимости подготовки (или обучения), соотнесенные с получаемой специальностью. Это сразу же позволило бы решить многие вопросы, связанные с избытком вузов, зарплатой преподавателей и прочие. Наверное, учебных заведений стало бы меньше в стране, но качество образования, несомненно, улучшилось бы.

– Одна из ваших публикаций носит название «Скрытая кадровая проблема инновационной экономики: потенциал системы профессионально-педагогического образования». К каким основным выводам вы пришли?

– Главный вывод и в упомянутой статье, и во многих других публикациях таков: кадровый состав профессионально-педагогических работников в системе начального профессионального образования не отвечает современным требованиям ни по качеству, ни по количеству, ни по возрасту. Однако система не сигнализирует об этом, так как из-за низкой зарплаты люди работают (в ущерб качеству подготовки выпускаемых специалистов) на нескольких ставках и сопротивляются появлению новых работников. Нужна государственная программа «Профессионально-педагогические кадры России», с которой мы «ходим» уже десять с лишним лет, ее все, в принципе, одобряют, но… воз и ныне там.

Положение с кадрами в системе начального профобразования настолько важно для страны и настолько плачевно, что речь должна идти не об улучшении положения, а о качественном переоснащении всего корпуса профессионально-педагогических работников системы НПО.

– Вы являетесь председателем Уральского регионального отделения Российской Академии образования. Какие из решаемых вами задач вы определили бы как главные?

– Самое главное, для чего было создано УрО РАО в 2000 году и для чего оно работает ежедневно, – это разработка, обобщение и распространение передового научно-педагогического опыта в огромной системе образования и педагогической науки Уральского федерального округа. Да и за его пределами: в Удмуртии, Башкирии, Пермском крае, Оренбургской области, где также работают научно-образовательные центры УрО РАО. Кроме того, это и координация научных исследований, представление региональных интересов в РАО, повышение квалификации педагогических кадров высшей квалификации, создание единого образовательного пространства, поддержка инновационной педагогической деятельности.

Для реализации этих задач при УрО РАО создано 10 научно-образовательных центров в столицах субъектов Большого Урала, 8 НИИ, 17 научных лабораторий, привлечено 116 ассоциированных членов (учебных заведений, учреждений дополнительного образования, органов управления образованием и т.д.), 136 инновационных площадок. Издаются журнал «Образование и наука. Известия УрО РАО», монографии и учебники, проводятся научные конференции… Всего не перечислишь. Важно, что уральские ученые-педагоги получили реальную возможность авторитетно заявить о себе на всю Россию, соотнести результаты своей деятельности с результатами других исследователей.

– Ваше кредо жизни?

– Кредо жизни – развитие. Постоянное накопление профессионального опыта, а также повышение уровня общей культуры. Этот процесс не должен зависеть ни от должности, ни от возраста, ни от здоровья, ни от погоды – ни от чего. Поэтому требование и к себе, и к другим – одно: рост.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Преемники уральских мастеров
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы
Кадры для «посткризисной» экономики
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Экспресс-форум: итоги Года учителя
Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
Педагогические кадры для Башкортостана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ