Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Геннадий Романцев о профессионально-педагогическом образовании

Интервью с ректором Российского государственного профессионально-педагогического университета Геннадием Ромацевым о проблемах качества профессионального образования и факторах повышения качества.

Просмотров: 1980

Геннадий РОМАНЦЕВ: «Система профессионально-педагогического образования – это ноу-хау России»

РОМАНЦЕВ Геннадий Михайлович – ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования

Продолжаем знакомить читателей с членами Аккредитационной коллегии Рособрнадзора. Сегодня на наши вопросы отвечает Геннадий РОМАНЦЕВ, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор.

– Геннадий Михайлович, вы имеете солидный стаж работы ректором одного из крупнейших вузов России. Из личного опыта, что вам кажется самым важным в работе ректора?

– Самых важных вещей в работе ректора, на мой взгляд, три.

Первое. Генерирование идей развития университета, а для нашего вуза – еще и перспектив развития профессионально-педагогического образования России.

Второе. Нелегкий выбор путей реализации этих идей.

Третье. Мобилизация и мотивирование сотрудников и студентов университета на решение поставленных задач.

Ещё, конечно, кадры, которые решают все. Необходимо, чтобы они не только имели высокую профессиональную квалификацию, но и составляли команду единомышленников.

– Вы известны как автор многочисленных научных трудов и других публикаций по актуальным вопросам в области педагогики. Каким вам видится профессиональное педагогическое образование в современных условиях?

– Коротко на этот вопрос ответить нельзя. Главное в развитии профессионально-педагогического образования заключается в его государственном и общественном признании как отдельного и самостоятельного вида профессионального образования, коренным образом отличающего и от традиционных видов педагогического (прежде всего, учительского), и от остальных видов технологического (или отраслевого). Без серьезного осознания этого факта нельзя добиться главного для реорганизации всей экономики страны – создания нового рабочего, соответствующего современным требованиям развития технологии. Система профессионально-педагогического образования – это, если хотите, ноу-хау России, относиться к которому следует не иначе, как к инновационному виду.

– Как вы думаете, какие факторы (в порядке убывания) влияют на снижение качества профессионального образования и, напротив, играют на его повышение?

– Низкий престиж и зарплата подготавливаемых специалистов; устаревшая учебно-материальная база большинства профессиональных учебных заведений; низкая зарплата высококвалифицированных преподавательских и учебно-вспомогательных кадров; низкая экономическая заинтересованность работодателей в социальном партнерстве с профессиональными учебными заведениями (рассогласованность интересов государства, общества, экономики и личности); перманентная нестабильность в системе управления образованием (непрерывные поправки к законам об образовании, постоянные реорганизации управленческих органов, постоянные изменения «правил игры»); отсутствие гласности и прозрачности в системе управления образованием, превалирование администрирования в управлении.

Если же говорить о том, что может реально повлиять на улучшение качества профессионального образования, то на первое место я поставил бы скорейшую разработку современных профессиональных стандартов. А затем, опираясь на них, нужно еще раз вернуться к образовательным стандартам всех уровней. Пока что все стандарты плохо связаны с требованиями работодателей и между собой соотносятся неважно (имеются в виду стандарты уровней образования).

Я предложил бы ввести в стандарты образования и некоторые экономические характеристики: например, минимальный уровень зарплаты преподавателей, минимальный уровень стоимости учебно-лабораторной базы, годовой бюджет стоимости подготовки (или обучения), соотнесенные с получаемой специальностью. Это сразу же позволило бы решить многие вопросы, связанные с избытком вузов, зарплатой преподавателей и прочие. Наверное, учебных заведений стало бы меньше в стране, но качество образования, несомненно, улучшилось бы.

– Одна из ваших публикаций носит название «Скрытая кадровая проблема инновационной экономики: потенциал системы профессионально-педагогического образования». К каким основным выводам вы пришли?

– Главный вывод и в упомянутой статье, и во многих других публикациях таков: кадровый состав профессионально-педагогических работников в системе начального профессионального образования не отвечает современным требованиям ни по качеству, ни по количеству, ни по возрасту. Однако система не сигнализирует об этом, так как из-за низкой зарплаты люди работают (в ущерб качеству подготовки выпускаемых специалистов) на нескольких ставках и сопротивляются появлению новых работников. Нужна государственная программа «Профессионально-педагогические кадры России», с которой мы «ходим» уже десять с лишним лет, ее все, в принципе, одобряют, но… воз и ныне там.

Положение с кадрами в системе начального профобразования настолько важно для страны и настолько плачевно, что речь должна идти не об улучшении положения, а о качественном переоснащении всего корпуса профессионально-педагогических работников системы НПО.

– Вы являетесь председателем Уральского регионального отделения Российской Академии образования. Какие из решаемых вами задач вы определили бы как главные?

– Самое главное, для чего было создано УрО РАО в 2000 году и для чего оно работает ежедневно, – это разработка, обобщение и распространение передового научно-педагогического опыта в огромной системе образования и педагогической науки Уральского федерального округа. Да и за его пределами: в Удмуртии, Башкирии, Пермском крае, Оренбургской области, где также работают научно-образовательные центры УрО РАО. Кроме того, это и координация научных исследований, представление региональных интересов в РАО, повышение квалификации педагогических кадров высшей квалификации, создание единого образовательного пространства, поддержка инновационной педагогической деятельности.

Для реализации этих задач при УрО РАО создано 10 научно-образовательных центров в столицах субъектов Большого Урала, 8 НИИ, 17 научных лабораторий, привлечено 116 ассоциированных членов (учебных заведений, учреждений дополнительного образования, органов управления образованием и т.д.), 136 инновационных площадок. Издаются журнал «Образование и наука. Известия УрО РАО», монографии и учебники, проводятся научные конференции… Всего не перечислишь. Важно, что уральские ученые-педагоги получили реальную возможность авторитетно заявить о себе на всю Россию, соотнести результаты своей деятельности с результатами других исследователей.

– Ваше кредо жизни?

– Кредо жизни – развитие. Постоянное накопление профессионального опыта, а также повышение уровня общей культуры. Этот процесс не должен зависеть ни от должности, ни от возраста, ни от здоровья, ни от погоды – ни от чего. Поэтому требование и к себе, и к другим – одно: рост.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: Свердловская область, РГППУ, геннадий романцев, педагогическое образование, гость номера, ао-32

Похожие материалы:
Экспресс-форум: итоги Года учителя
Система «головной вуз – филиал»
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Прорывные проекты – ядро инноваций
Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы
Педагогические кадры для Башкортостана
Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Кадры для «посткризисной» экономики
Приоритет – интеграция образования, науки и практики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Опыт КГУ передали на Всероссийском форуме добровольцев в сфере инклюзии
24 декабря 2018 года на базе Российского государственного социального университета (г.Москва)...
Открыта регистрация на XIV Международную молодежную научную конференцию «Тинчуринские чтения»
23 – 26 апреля 2019 года в Казанском государственном энергетическом университете проводится XIV...
В ТИУ пройдёт Международная конференция «Водные ресурсы – основа устойчивого развития поселений Сибири и Арктики в XXI веке»
22 марта 2019 года в Тюменском индустриальном университете состоится ежегодная XXI Международная...
Магистрант КФУ исследует тонкопленочные наноструктуры металлов, используемых при создании плазмонных сенсоров
Работа молодого ученого Института физики Казанского федерального университета Анастасии...
Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Проект Казанского (Приволжского) федерального университета по организации и проведению...
Из журнала
#101Слово редактора к №101
#102Новочебоксарский химико-механический техникум дает достойное образование
#101Луховицкий авиационный техникум развивает социальное партнерство
#100Щелковский колледж отметил семидесятилетие
#98Студенческая оценка качества образования
Информационная лента
10:16ПсковГУ подписал соглашение с Медиахолдингом Псковской области
10:14На площа­дке СФ БашГУ пройдет вы­ездное профориентаци­онное мероприятие «П­оезд ректоров»
10:13ЮУрГУ присвоен статус федеральной инновационной площадки
09:09Эко-университет разработает климатический план для САФУ
09:07Ученые ЮУрГУ приняли участие в создании книги о системе подготовки спортивного резерва