Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Федеральные университеты России: точки и многоточия роста

Идея создания нового типа вузов – федеральных университетов – была выдвинута в сентябре 2007 года на заседании, состоявшегося в Белгороде Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

25.03.2011
Просмотров: 2883

Идея создания нового типа вузов – федеральных университетов – была выдвинута в сентябре 2007 года на заседании, состоявшегося в Белгороде Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Регионы активно откликнулись на идею: за довольно короткий срок в адрес федеральных органов поступило примерно три десятка инициатив о желании создать новый университет на своей территории. Ответные требования центра были жесткими: государство готово выделить средства только в обмен на обязательство – «локомотивную» инновационную поддержку новым вузом развития региона. Кроме того, предполагалось, что всего за пять лет университет должен сформировать собственный серьезный задел: научно-образовательную инфраструктуру, методическую и кадровую базу...

Учитывая, что Россия совсем не имела опыта реализации столь масштабных образовательных проектов, задача для тех, кто рискнул, действительно была, мягко говоря, непростой. Правда, для новых вузов предусматривались и своеобразные преференции: например, право обучать студентов по программам, разработанным на основе собственных образовательных стандартов. Лицензирование и государственная аккредитация также будут проходить особым образом (хотя никто не обещает, что станет проще, чем для остальных вузов).

Итак, что сделано на сегодняшний день?

В России созданы восемь федеральных университетов.

– У всех вузов есть реальный результат – оснащение современным оборудованием, обновление инфраструктуры, повышение квалификации кадров, – отметил министр А. Фурсенко на состоявшейся 19 марта коллегии Минобрнауки, посвященной анализу итогов деятельности системы образования за 2010 год и задачам на 2011 год. – Есть примеры «лучших практик» в области управления вузом и программой, инновационной деятельности, нестандартной образовательной составляющей за счет партнерства с российскими работодателями и зарубежными организациями. Работа по созданию ведущих университетов неразрывно связана с решением задач совершенствования структуры и содержания профессионального образования, где главным критерием успеха является востребованность выпускника, его профессиональный и карьерный рост.

Такова предварительная оценка. А также, как проинформировал министр, в мае на специальной коллегии будет представлен подробный анализ деятельности новых вузов.

Конечно, сделать предстоит еще очень много. Перед федеральными университетами, напомним, была поставлена крайне амбициозная задача – к 2015 году их деятельность должна быть сравнима с ведущими российскими вузами, такими как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а по ряду показателей Южный и Сибирский федеральные университеты (как первые в списке новых вузов) должны выйти на мировые позиции. В частности, в международных рейтингах наши федеральные университеты должны занять ведущие позиции по таким областям, как, например, биофизическая экология и биотехнология, космическая информация для рационального природопользования и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии. И не менее 15 процентов образовательных программ СФУ и ЮФУ должны получить международную аккредитацию.

До 2020 года на развитие федеральных университетов будет потрачено порядка 150 млрд. рублей. Взамен к этому же рубежу корпусом федеральных университетов должны быть достигнуты следующие стратегические цели:

  • создание в России конкурентоспособных научно-образовательных центров, призванных обеспечить доступность для ее граждан качественного высшего образования;
  • повышение конкурентоспособности отечественного высшего образования на международных рынках образовательных услуг (в том числе вхождение в мировой рейтинг лучших мировых университетов);
  • придание устойчивости социально-экономическому развитию регионов России.

Справимся? А иного выхода уже нет. Вот лишь одна цифра из все более удлиняющегося ряда негативной для России сравнительной статистики: по данным Организации экономического сотрудничества и развития, доля России в мировом секторе исследований и разработок сегодня меньше 2 процентов – примерно как у Индии и Бразилии. На Китай приходится уже 8 процентов. Причем, если в РФ последние пятнадцать лет динамика этого показателя практически не увеличивается, то КНР за десять лет (1996-2005) свою долю увеличила почти в четыре раза. Сократить эту дистанцию, а впоследствии выйти в ряд стран-лидеров – такая задача под силу только при грамотном использовании всего интеллектуального потенциала высшей школы и ее авангарда – сети вузов нового типа.

А грамотно – получается? Чтобы знать об этом журнал и открывает новую рубрику, посвященную деятельности федеральных университетов. Слишком велика цена вопроса – интеллектуальное выживание нации, – дабы оставлять эту тему на периферии общественного внимания.

В декабрьском номере журнала («АО», №44, 2010) об открытии уникального, пока единственного по своим возможностям среди аналогичных вузовских подразделений – о Центре космического мониторинга Арктики – рассказал Северный (Арктический) федеральный университет (г. Архангельск). В этом номере свою программу развития, а также видение вузовской политики в области качества представляет Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск). И тема обязательно будет продолжена – ждем ваших откликов и мнений!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, федеральные университеты, ао-46

Похожие материалы:
Содержание профессиональной подготовки педагогов
Трудности трудоустройства
Оценка качества образования: точки зрения
Омская академия МВД России
Северо-Восточный федеральный университет: первый день рождения
Исследовательская миссия медицинского вуза
На Ученом совете ДВФУ озвучили приоритеты
Правительство РФ одобрило Программу развития САФУ до 2020 года
СКФУ: Политика форсированного роста
Сегодня нужно не столько знание, сколько умение

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Из журнала
#88Отвечая требованиям рынка труда
#87Престиж педагогической профессии
#89«Агроцивилизация» - эффективная модель профориентационной модели
#88Новости №88
#86Стратегия развития Осинского аграрного техникума
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны