Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Федеральные университеты России: точки и многоточия роста

Идея создания нового типа вузов – федеральных университетов – была выдвинута в сентябре 2007 года на заседании, состоявшегося в Белгороде Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

25.03.2011
Просмотров: 2882

Идея создания нового типа вузов – федеральных университетов – была выдвинута в сентябре 2007 года на заседании, состоявшегося в Белгороде Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Регионы активно откликнулись на идею: за довольно короткий срок в адрес федеральных органов поступило примерно три десятка инициатив о желании создать новый университет на своей территории. Ответные требования центра были жесткими: государство готово выделить средства только в обмен на обязательство – «локомотивную» инновационную поддержку новым вузом развития региона. Кроме того, предполагалось, что всего за пять лет университет должен сформировать собственный серьезный задел: научно-образовательную инфраструктуру, методическую и кадровую базу...

Учитывая, что Россия совсем не имела опыта реализации столь масштабных образовательных проектов, задача для тех, кто рискнул, действительно была, мягко говоря, непростой. Правда, для новых вузов предусматривались и своеобразные преференции: например, право обучать студентов по программам, разработанным на основе собственных образовательных стандартов. Лицензирование и государственная аккредитация также будут проходить особым образом (хотя никто не обещает, что станет проще, чем для остальных вузов).

Итак, что сделано на сегодняшний день?

В России созданы восемь федеральных университетов.

– У всех вузов есть реальный результат – оснащение современным оборудованием, обновление инфраструктуры, повышение квалификации кадров, – отметил министр А. Фурсенко на состоявшейся 19 марта коллегии Минобрнауки, посвященной анализу итогов деятельности системы образования за 2010 год и задачам на 2011 год. – Есть примеры «лучших практик» в области управления вузом и программой, инновационной деятельности, нестандартной образовательной составляющей за счет партнерства с российскими работодателями и зарубежными организациями. Работа по созданию ведущих университетов неразрывно связана с решением задач совершенствования структуры и содержания профессионального образования, где главным критерием успеха является востребованность выпускника, его профессиональный и карьерный рост.

Такова предварительная оценка. А также, как проинформировал министр, в мае на специальной коллегии будет представлен подробный анализ деятельности новых вузов.

Конечно, сделать предстоит еще очень много. Перед федеральными университетами, напомним, была поставлена крайне амбициозная задача – к 2015 году их деятельность должна быть сравнима с ведущими российскими вузами, такими как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а по ряду показателей Южный и Сибирский федеральные университеты (как первые в списке новых вузов) должны выйти на мировые позиции. В частности, в международных рейтингах наши федеральные университеты должны занять ведущие позиции по таким областям, как, например, биофизическая экология и биотехнология, космическая информация для рационального природопользования и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии. И не менее 15 процентов образовательных программ СФУ и ЮФУ должны получить международную аккредитацию.

До 2020 года на развитие федеральных университетов будет потрачено порядка 150 млрд. рублей. Взамен к этому же рубежу корпусом федеральных университетов должны быть достигнуты следующие стратегические цели:

  • создание в России конкурентоспособных научно-образовательных центров, призванных обеспечить доступность для ее граждан качественного высшего образования;
  • повышение конкурентоспособности отечественного высшего образования на международных рынках образовательных услуг (в том числе вхождение в мировой рейтинг лучших мировых университетов);
  • придание устойчивости социально-экономическому развитию регионов России.

Справимся? А иного выхода уже нет. Вот лишь одна цифра из все более удлиняющегося ряда негативной для России сравнительной статистики: по данным Организации экономического сотрудничества и развития, доля России в мировом секторе исследований и разработок сегодня меньше 2 процентов – примерно как у Индии и Бразилии. На Китай приходится уже 8 процентов. Причем, если в РФ последние пятнадцать лет динамика этого показателя практически не увеличивается, то КНР за десять лет (1996-2005) свою долю увеличила почти в четыре раза. Сократить эту дистанцию, а впоследствии выйти в ряд стран-лидеров – такая задача под силу только при грамотном использовании всего интеллектуального потенциала высшей школы и ее авангарда – сети вузов нового типа.

А грамотно – получается? Чтобы знать об этом журнал и открывает новую рубрику, посвященную деятельности федеральных университетов. Слишком велика цена вопроса – интеллектуальное выживание нации, – дабы оставлять эту тему на периферии общественного внимания.

В декабрьском номере журнала («АО», №44, 2010) об открытии уникального, пока единственного по своим возможностям среди аналогичных вузовских подразделений – о Центре космического мониторинга Арктики – рассказал Северный (Арктический) федеральный университет (г. Архангельск). В этом номере свою программу развития, а также видение вузовской политики в области качества представляет Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск). И тема обязательно будет продолжена – ждем ваших откликов и мнений!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, федеральные университеты, ао-46

Похожие материалы:
Образование с учетом специфики Севера
Образование – основа экономического развития
Сегодня нужно не столько знание, сколько умение
Северо-Восточный федеральный университет: первый день рождения
Оценка качества образования: точки зрения
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы
Особенности нижегородского профессионального образования
СКФУ: Политика форсированного роста
На Ученом совете ДВФУ озвучили приоритеты
Правительство РФ одобрило Программу развития САФУ до 2020 года

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (94)

Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее.
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#89Колледж инновационного типа
#87Высокий потенциал негосударственного сектора
#87Паспорт региона: Республика Мордовия
#83Конкурентоспособность частной образовательной организации
#87Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров