Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Евроремонт российского образования

Очередное заседание Национального аккредитационного совета состоялось 1 марта на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» – ведущего университета страны по подготовке специалистов в области металлургии и материаловедения.

Просмотров: 1512

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года одним из приоритетов государственной политики в сфере образования должно стать «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».

Попадание в мировые рейтинги для российских университетов – очень непростая задача, учитывая, что лидеры рейтингов имеют вековые традиции, англоязычную среду обучения, ориентацию на научные исследования и очень значительные финансовые возможности. Но отечественный опыт показывает, что, если задача поставлена, она должна быть решена, чего бы этого ни стоило.

Но 5 университетов из 1200 российских вузов – слишком маленький процент, для того чтобы стать локомотивами всей системы и уж тем более тенденцией для интеграции в мировое образовательное пространство. Нужны и другие механизмы мотивации повышения качества образования и степени интернационализации.

Таким довольно эффективным механизмом становится общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, получивших широкое общественное признание по результатам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» и прошедших внешнюю независимую экспертизу комиссией, в составе которой были европейские и российские эксперты.

Очередное заседание Национального аккредитационного совета состоялось 1 марта на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» – ведущего университета страны по подготовке специалистов в области металлургии и материаловедения. По европейским стандартам и европейской технологии – то есть с самым широким представительством в аккредитационных процедурах академической общественности, ассоциаций работодателей и студенчества – прошли экспертизу программы «Лечебное дело» Казанского государственного медицинского университета и Северо-Восточного федерального университета. Европейские эксперты дали высокую оценку образовательной, научной и инновационной деятельности структурных подразделений университетов, а также рекомендации по улучшению внутривузовских систем качества в соответствии с европейскими стандартами и документами Болонского процесса.

Вместе с тем Национальный аккредитационный совет пришел к выводу, что далеко не все рекомендации российские вузы в силах реализовать самостоятельно. Часть проблем носит системный характер и зависит от государственных органов управления образованием и проводимой ими политики. Например, наличие собственных университетских клиник для развития практических навыков будущих врачей. В европейской практике медицинского образования – это норма, в российской – условие личных договоренностей и хорошего взаимодействия университета с региональными администрациями и базами практик.

Даже ведущие образовательные и научные центры страны испытывают серьезные затруднения в реализации болонских соглашений без государственной поддержки. Так, например, рекомендации и вопросы, прозвучавшие в адрес Дагестанского государственного университета при аккредитации лингвистических программ необходимо переадресовать в министерство образования.

Почему в нашей системе высшего образования кредитно-модульные технологии не являются накопительными в течение всего периода обучения, как это принято в европейских странах? Почему программы мобильности являются личным делом студентов и преподавателей вуза? Европейские программы мобильности поддерживаются специально созданными структурами (по типу DAAD в Германии) и государственным финансированием.

Отечественному образованию все еще есть чем гордиться. Об этом убедительно свидетельствуют результаты аккредитации программ математики и информатики Северо-Восточного федерального университета, где создана сильная математическая школа в России, а студенты обеспечены хорошим оборудованием, включая суперкомпьютер, и ежегодно показывают высокие результаты на всероссийских и международных олимпиадах по математике. Еще один пример, основанный на результатах международной экспертизы программ направления «Филология» Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. По всеобщему признанию членов комиссии, а также работодателей и выпускников, представленных самым широким сообществом практически всех стран мира, институт является лидером в образовательной, научной и культурно-просветительской деятельности в области русского языка и русской культуры.

Институт русского языка представил к общественно-профессиональной аккредитации и 17 «коротких» программ – повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработанных с учетом самого широкого спектра запросов в сфере дополнительного профессионального образования и также являющихся достижением коллектива института. Первый опыт общественно-профессиональной аккредитации коротких программ свидетельствует о его чрезвычайной актуальности. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает государственной аккредитации для программ дополнительного образования. «У них сейчас выход один, – отметил председатель Национального аккредитационного совета, вице-президент РАО Виктор Болотов, – получать общественно-профессиональную аккредитацию и гриф «одобрено» со стороны общественно-профессиональных структур».

На заседании Национального аккредитационного совета присутствовала заместитель руководителя Федеральной службы по надзору и контролю Татьяна Бархатова. «Мы очень заинтересованы в подобных встречах и обсуждениях, которые работают на независимую оценку качества образования», – подчеркнула она. – В законодательстве заложены механизмы самообследования и мониторинга качества образования, чтобы посмотреть на себя глазами независимого профессионального сообщества, в том числе мирового сообщества, и положение об учете результатов общественной и общественно-профессиональной аккредитации программ при прохождении ими государственной аккредитации».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Шесть вузов успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию
Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
Концепция управления качеством – в действии
Качество образования зависит не от статуса вуза
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Международная аккредитация должна стать обязательной
Евроремонт российского образования
Девять вузов РФ получили международную аккредитацию
Высокое признание профессионального сообщества
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ