Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Естествознание – основа фундаментального образования врачей

Современная цивилизация предъявляет свои – особенные – требования к подготовке будущих врачей. О том, насколько фундаментальная наука необходима для совершенствования прикладной медицины, рассказывает ректор Башкирского государственного медицинского университета Валентин Павлов.

Просмотров: 4297
ПАВЛОВ Валентин Николаевич – ректор Башкирского государственного медицинского университета Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор

Эпоха современной техногенной цивилизации, имея ряд специфических черт и особенностей, не может не влиять на требования к подготовке будущих врачей. Поэтому в рамках федеральных государственных стандартов нового поколения возрастают требования к общекультурным компетенциям врача.

Прежде всего, это касается науки, которая сегодня считается элементом культуры, взаимосвязанным и взаимодействующим со всеми другими элементами культуры. Кроме того, многие авторы подчеркивают единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, так как через мировоззрение и мироощущение все гуманитарные явления приобретают признаки естественнонаучной культуры, характерные для конкретной исторической эпохи.

Естествознание в наше время рассматривается как теоретическая основа промышленности, техники и медицины, фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Еще в 1932 году величайший представитель науки и культуры ХХ столетия Э. Шредингер в работе «Зависит ли наука от общества?» отмечал, что «все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой» и «научные открытия, даже кажущиеся в данный момент наиболее передовыми и доступными пониманию немногих избранных, все же бессмысленны без своего культурного контекста». Научный прогресс сегодня – основа техники, технологический базис современной цивилизации, определяющий успехи и достижения в познании мира и во всех иных сферах человеческой деятельности.

Уровень развития медицины как одной из областей естественных наук является показателем развития общества и зависит от достижений фундаментальной науки, которая дает основы знаний базисных структур природы, мышления, законов развития конкретного общества и всего человечества в целом. Но ее достижения нельзя непосредственно внедрить в практическую деятельность человека. Фундаментальные исследования используются в прикладной науке для решения познавательных и социальных проблем, развития экономики, медицины, получения «продукта», который в дальнейшем можно применить на практике. Разделение науки на фундаментальную и прикладную, конечно, условное. Некоторые результаты фундаментальной науки могут иметь высокую практическую ценность и использоваться непосредственно. И наоборот: отдельные результаты прикладной науки можно трактовать как открытия.

Формирование интеллектуально зрелого специалиста-медика, владеющего теоретическими основами и способного применить достижения фундаментальной науки в прикладном значении, – ответственная и важная задача высшей школы.

Конструирование образовательного процесса на основе принципа фундаментального образования является актуальным и значимым фактором развития инновационных технологий, определяющих не только конкурентоспособность выпускника и вуза, но и страны в целом. Следовательно, должны возрасти ответственность общеобразовательных кафедр в оценке методик преподавания фундаментальных наук и расшириться их связи с кафедрами, преподающими специальные медицинские дисциплины. Это позволит отойти от устаревшего и второстепенного педагогического материала и в то же время улучшит понимание того, что фундаментальная наука необходима для совершенствования прикладной медицины. Например, невозможно внедрить в практику нанотехнологии, если врач не понимает физико-химические основы данного научного открытия. Именно об этом говорили участники III Международного симпозиума «Объемные наноструктурные материалы: от науки к инновациям BNM-2011» и II Международной специализированной выставки по нанотехнологиям, в которых приняли активное участие ученые Башкирского государственного медицинского университета.

Современный образовательный процесс в медицинском университете требует более четкого методологического подхода к обучению, так как в эпоху использования инновационного потенциала главной и конечной целью деятельности вуза является выпуск специалиста, нацеленного на понимание необходимости фундаментальной науки для обеспечения населения страны самым важным – высококвалифицированной высокотехнологичной медицинской помощью.

В эпоху использования инновационного потенциала, вуз должен быть интегрирован в мировой образовательный процесс, что и предполагает государственный образовательный стандарт третьего поколения. Башкирский государственный медицинский университет имеет восьмидесятилетний опыт выпуска врачей и как один из старейших вузов России подготовлен к работе в новых условиях всей своей историей. За прошедшие годы здесь созданы многочисленные научные школы хирургов, онкологов, терапевтов, педиатров, неврологов, инфекционистов, дерматологов, биохимиков, морфологов и сформирован штат высококвалифицированных специалистов, обучивших врачей, востребованных во многих уголках страны. Важно отметить, что особенно большое влияние на развитие науки и педагогического мастерства в вузе оказала совместная работа с профессорами 1-го Московского медицинского института, эвакуированного в Уфу в годы Великой Отечественной войны. Это значительно укрепило уровень и авторитет научных школ регионального вуза, которые и по сей день остаются высокими.

Башкирский государственный медицинский университет как современный вуз выстраивает свою деятельность на системе разработки, апробации и внедрения инноваций в учебный процесс. Основная задача учебного процесса – дать студентам университетское образование, базирующееся на глубоком знании основ естествознания, подготовить специалистов, способных встроиться как в разные уровни системы здравоохранения своего региона, так и в мировое медицинское сообщество.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: медицинское образование, башкирский государственный медицинский университет, валентин павлов, точка зрения, ао-49

Похожие материалы:
В приоритете – традиции и новации
Малые предприятия при медицинских вузах
Лучшие программы БГМУ – «Лечебное дело» и «Педиатрия»
СибГМУ: подготовка специалистов для здравоохранения
Внедрение симуляционных методов в обучающий процесс
Медицинское образование в условиях кризиса
Воспитать специалистов профессионально-культурными
Медицинское образование: коррекция учебных программ
Артем Хромов о студенческом самоуправлении
Медицинское образование на Дальнем Востоке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (106) 2018

«Перемен! Мы ждем перемен». В контексте трансформаций российской системы госаккредитации строчка известной песни приобретает отличный от первоначального эмоциональный оттенок. Так случилось, что связанные с оценкой качества образования перемены врываются в жизнь научно-педагогического сообщества чуть ли не каждую пятилетку. Судя по всему, на очереди следующая. Об этом и не только читайте в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
Тетюшский сельскохозяйственный техникум – динамично развивающаяся образовательная организация...
Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
Ресурсный центр г. Сызрань Самарской области реализует дополнительные профессиональные программы,...
Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
Более девятоста лет колледж обеспечивает качественное образование и личностное развитие...
Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
На официальном сайте Дагестанского государственного университета (ДГУ) завершается работа над...
Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
В апреле испанский город Сарагоса принял 104 участников 8-го Форума Европейской ассоциации...
Из журнала
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
#97Инновационное развитие Нефтекамского машиностроительного колледжа
#98Серпуховский колледж успешно участвует в чемпионатах WSR
#104Арктические перспективы Университета Аммосова
Информационная лента
10:06В ТГТУ продолжаются разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности
10:03В ВГСПУ стартовали новые онлайн курсы по различной тематике
10:02Конкурсы в сфере общественно-политических наук, проводимые РФФИ и АНО ЭИСИ
10:01Подписано соглашение о сотрудничестве между ПетрГУ и ЗС РК
09:58Новая старая дружба АГУ с турецким вузом