Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: закон о распределении бюджетных мест

Несмотря на все трудности и проблемы, сопровождавшие рождение закона, призванного уравнять государственные и частные вузы в борьбе за распределение бюджетных мест, он был подписан Президентом РФ и вступит в силу 1 февраля 2012 года. Мнения, высказанные представителями государственных и негосударственных вузов, – в традиционной рубрике "Экспресс-форум".

Просмотров: 3053

Несмотря на все трудности и проблемы, сопровождавшие рождение закона, призванного уравнять государственные и частные вузы в борьбе за распределение бюджетных мест, он был подписан Президентом Рф и вступит в силу 1 февраля 2012 года.

Известно, однако, что ректоры вузов, еще не вступив в борьбу за «своего» абитуриента по новым правилам, кардинально разошлись в оценке нового закона.

В связи с этим редакция журнала предложила представителям вузов конкурирующих секторов образования высказать свои мнения по поводу «спорного» закона, ответив на несколько вопросов.

  1. Как, по-вашему, изменится ситуация на рынке образовательных услуг в связи с принятием названного закона?
  2. Насколько серьезно закон повлияет на конкурентную борьбу между государственным и негосударственным секторами высшего образования за «своего» абитуриента?
  3. Какой вы видите систему критериев допуска к конкурсу на получение бюджетного финансирования для вузов, представляющих и государственный, и негосударственный секторы образования?

МАЖАР Николай Евгеньевич, ректор Смоленского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, профессор

1 С принятием закона о равнодоступности государственных средств для аккредитованных государственных и негосударственных учебных заведений российский рынок образовательных услуг станет более цивилизованным. Это равносильно тому, что государство наконец-то всех студентов признает «своими детьми», – и уйдет в прошлое деление студентов на «родных» и «пасынков». В действительности, это всего лишь обеспечение конституционных прав граждан России.

2 В формулировке вопроса категорически возражаю против понятия «конкурентная борьба»: в системе образования не ведутся военные действия, так как государственные и негосударственные вузы работают на единую цель – подготовку квалифицированных кадров для современной России. А вот создание конкурентной среды действительно необходимо для более эффективного развития всей системы образования. И с этой точки зрения возможность получения бюджетных мест для аккредитованных негосударственных вузов заставит их государственных собратьев работать более активно и качественно. Ведь ни для кого не секрет, что нелюбовь государственных вузов к молодому сектору негосударственного образования связана с тем, что мы мешаем спокойно жить и работать – по старинке. А представители негосударственного сектора просто острее чувствуют пульс времени и требования современного рынка труда.

3 Какими бы ни были критерии допуска к конкурсу на получение бюджетного финансирования, главное, чтобы они были одинаковыми для всех аккредитованных вузов – государственных и негосударственных. Самое страшное, что может произойти (и дискредитировать закон!), – это двойные стандарты. За двадцать лет существования негосударственный сектор доказал свою жизнеспособность, экономическую эффективность, внес достойную лепту в подготовку кадров и становление рыночной экономики. Нас трудно напугать требованиями и критериями. А предоставление равных прав для всех аккредитованных учебных заведений носит по-настоящему прогрессивный характер и дает основания для оптимизма, с чем я от души поздравляю всех коллег.


МАРАМЫГИН Максим Сергеевич, первый проректор Уральского государственного экономического университета
(г. Екатеринбург), доктор экономических наук, профессор

1 Ситуация на рынке образовательных услуг изменится в сторону ужесточения конкуренции в секторе гуманитарного и экономического образования. Не секрет, что негосударственные вузы практически не работают в направлениях, обеспечивающих научно-технический прогресс общества, поэтому в сфере инженерного и естественнонаучного образования указанное нововведение не приведет к каким-либо заметным переменам. Никаких позитивных изменений в качестве образования в целом не произойдет.

2 Конкуренция между вузами за «своего» абитуриента обостряется ввиду ухудшающейся демографической ситуации в стране. Но не думаю, что участие негосударственных вузов в бюджетном финансировании как-то серьезно изменит положение вещей. Работая над формированием «своего» контингента, вузы всё активнее пойдут в школы, – это совершенно правильно, и именно это позитивно скажется на уровне и наполнении общего образования. Организуя научно-исследовательскую работу со школьниками, вузовская профессура напрямую подключится к формированию личности подростка.

Это существенный интеллектуальный вклад в систему образования. Однако, если иметь в виду приход вуза в учреждения общего образования, следует переоценить работу по профориентации школьников (именно профориентации, а не процветающей сегодня профагитации). Необходимо также возродить систему технического и естественнонаучного творчества молодежи, которое должно начинаться в школьные годы. Не создавая условий ощутить вкус творчества, радость открытия и созидания нового, мы формируем технически неактивное настроение молодежи, которая стремится поступить в вузы на гуманитарные или экономико-управленческие специальности. И этот вопрос гораздо серьезнее, чем просто работа по созданию «своих» абитуриентов.

3 Критерии допуска для участия любого вуза в конкурсе на получение бюджетного финансирования не должны быть какими-то особенными. Уже сейчас, подавая заявку на участие в конкурсе, государственные вузы представляют серьезный пакет документов, свидетельствующий об учебной, а, главное, научной работе вуза, претендующего на получение бюджетных субсидий на образование молодежи. Именно научные результаты исследований, индекс цитирования и издательская активность штатных преподавателей, наличие выполненных грантов, а также участие в проектах академической мобильности студентов должны стать основным критерием отбора претендентов. К числу критериев можно было бы отнести наличие сформированных научных школ, а также активность сотрудничества вуза с учреждениями общего среднего и профессионального образования, наличие побед студентов в различных конкурсах и тому подобных проектах (научных, исследовательских, профессиональных, общекоммуникативных), интенсивность и глубину международного сотрудничества как на уровне студенческой мобильности, так и с учетом профессорских обменов. Следует активнее использовать результаты общественных рейтингов вузов, мнение работодателей о выпускниках – причем и позитивное, и отрицательное, – а также мнение самих студентов и выпускников. Понимаю, что построить такую систему достаточно сложно, но усилия приложить необходимо уже сейчас.


ПИГУЛЕВСКИЙ Виктор Олегович, ректор Южно-Российского гуманитарного института (г. Ростов-на-Дону), доктор философских наук, профессор

1 Никак.

2 Не повлияет.

3 Аккредитованный вуз – допуск независимо от формы собственности, так как показатели качества подготовки заданы аккредитацией.

 

 

 


ПРУСС Нэлла Матвеевна, ректор Университета управления «ТИСБИ»
(г. Казань), кандидат педагогических наук, профессор

1,3 Мы с большим энтузиазмом восприняли закон, открывающий доступ негосударственным вузам к бюджетному финансированию. Вузы этого сектора образования проходят точно такую же аккредитацию, подтверждающую качество образования, как и государственные. Министр образования и науки России Андрей Фурсенко неоднократно подчеркивал, что есть понятие «аккредитованные вузы» – независимо от формы собственности. Поэтому и критерии, согласно которым вуз получит бюджетные места, не должны отличаться от критериев, предъявляемых к государственным вузам.

2 Действительно, повлияет. Принятие закона поставит знак равенства между государственными и негосударственными вузами и покажет, в каких учебных заведениях качество образования на достойном уровне. Вузы в своей общей массе разделятся на плохие, средние и хорошие, и неважно, к какому сектору они будут принадлежать – государственному или негосударственному. С каждым годом растет число негосударственных вузов с признанно высоким качеством образования, сейчас по стране их более 50. Демографический спад уже продемонстрировал, какие вузы пользуются популярностью у абитуриентов, имеют хороший имидж, а какие – нет. Многие госвузы в этом году вели агрессивную политику по привлечению абитуриентов, некоторые из них брали всех подряд, даже с 30-балльными показателями ЕГЭ. Очень сложно исправить ситуацию и с негосударственными вузами, которые не дают студентам качественные знания. К сожалению, нормативно-законодательная база сегодняшнего дня «устроена» таким образом, что легче открыть учебное заведение, чем его закрыть. И в решении этой проблемы хотелось бы найти понимание со стороны законодателей.


ПЕРОВ Юрий Митрофанович, ректор Кубанского медицинского института (г. Краснодар), доктор медицинских наук, профессор

1 По нашему мнению, на рынке образовательных услуг в связи с принятием вышеуказанного закона ситуация не изменится.

Во-первых, 4,5 тыс. бюджетных мест – это ничтожно мало и практически не повлияет на сложившийся рынок. Во-вторых, несмотря на документ, обретший силу закона, найдется тысяча препятствий к его исполнению. Считаю, что не 4,5 тыс., а все 100 процентов бюджетных мест должны распределяться по конкурсу и на основании рейтинга претендентов, независимо от их формы собственности.

Сегодня, несмотря на демографическую яму, количество бюджетных мест каждый год увеличивается. Это практически ликвидировало конкурс при поступлении в государственные вузы. О каком качестве подготовки специалистов может идти речь? Твердо убежден, что количество бюджетных мест следует уменьшить в соответствии с уменьшением числа выпускников школ, то есть примерно на 50 процентов, чтобы на бюджетное обучение по конкурсу поступали достаточно способные молодые люди.

Министерство образования и науки разрешает принимать документы в государственные вузы с уровнем ЕГЭ 35 баллов. Учить за государственный счет двоечников – это служебное преступление!

2 Конкурентная борьба уже давно имеет место и, возможно, обострится. Государственные вузы, используя контакты с администрацией региона, зачастую предпринимают попытки ликвидировать аналогичный по профилю подготовки негосударственный вуз. Заметим, государственный вуз для бюджета очень затратен. Негосударственный – экономит бюджету большие средства. Администрации регионов, соблюдая государственные интересы, должны помогать негосударственным вузам, но, к сожалению, все наоборот. Государственное мышление у чиновников практически отсутствует.

3 Система критериев должна учитывать:

  • потребность региона в специалистах (например, очень востребованы медицинские и строительные профессии);
  • рейтинг вуза по аккредитационным показателям;
  • дополнительно и обязательно – инновационные показатели (количество патентов в вузе, количество открытий на 100 преподавателей);
  • «отрицательный» показатель (наличие уголовных дел, ЧП в вузе – по данным УВД) должен исключать вуз из числа претендентов на государственное финансирование;
  • обеспеченность учебной базы оборудованием и площадями.

Без сомнения, необходим общественный контроль распределения бюджетных мест для негосударственных вузов.


ФЕДОРОВ Игорь Борисович, президент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор

1-3 При решении вопроса о создании негосударственных вузов одним из существенных был аргумент, что – при существующей острой необходимости расширения вузовской сети, которого не может обеспечить государственный сектор образования, поскольку «бюджета не хватает», – они не будут нагружать бюджет и тем самым не помешают выполнению других важных народно-хозяйственных задач. Мне не совсем понятны причины, по которым сегодня эти декларации забыты, и вузы негосударственного сектора претендуют на государственное финансирование. Не скрою, отношение к новому закону у меня несколько скептическое.

Объективно рейтинги негосударственных вузов в общем, конечно, ниже государственных. Знаю буквально лишь несколько негосударственных вузов, которые действительно дают неплохое образование. Это, в частности, Российский новый университет, где ректор Владимир Алексеевич Зернов. Почему же РосНОУ является сильным вузом? Причина в том, что во главе его стоят и определяют политику выпускники Физтеха, подготовка которых всегда была нацелена на работу в новейших областях прикладной и теоретической физики, прикладной математики. Но подобных РосНОУ вузов очень мало. Поэтому сомневаюсь, что со стороны абитуриентов произойдет какое-то существенное движение в сторону негосударственных вузов, особенно сейчас, в условиях демографической ямы. Надеюсь, что все-таки большинство будущих студентов предпочтет государственные вузы.

Пока нет узаконенной системы критериев допуска к конкурсу на получение бюджетного финансирования негосударственными вузами, принципы работы нового закона мне не понятны.

Если говорить о системе критериев, то, на мой взгляд, в ее основу могло бы быть положено общее рейтингование специальности. Представляя технический университет, не берусь судить, какие критерии разумнее было бы использовать в сфере образования, скажем, в юриспруденции. Что касается технических вузов, не знаю практически ни одного негосударственного вуза, который в инженерных специальностях мог бы состязаться даже не с самыми сильными государственными вузами. Большинство негосударственных вузов, как известно, гуманитарной направленности. В некоторых из них есть IT-специальности, по которым, может быть, даже дается неплохое образование. Однако лучшее образование по этим специальностям все-таки дают государственные вузы. Поэтому логично предположить, что обострится конкуренция между… плохими вузами.

Подготовила: Наталия Пылина.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: наталия пылина, игорь федоров, юрий перов, нэлла прусс, максим марамыгин, николай мажар, негосударственное образование, экспресс-форум, ао-51

Похожие материалы:
Механизмы повышения качества образования
Экспресс-форум: итоги приемной кампании в СПО
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Экспресс-форум: закон о распределении бюджетных мест
Государственная Дума: итоги и перспективы
Экспресс-форум: негосударственный сектор образования в России
Экспресс-форум: как обеспечить качество образования
ТИСБИ: инновационный рост

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Гость Незарегистрированный пользователь
Здравствуйте, у меня подруга в этом году поступила в академию, она только открылась и это первый набор. Изначально у академии было 48 бюджетных мест, потом половину забрали и осталось 24. После того как прошли все вступительные испытания и набрали студентов у академии забрали все бюджетные места.Не ужели это нормально, ведь у моей подруги, на пример, не осталось никакого выбора и придется откуда-то доставать немалые деньги ?

2012-08-11 17:11:51 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
«МЕДИАактивность вузов РФ» – 2018: поздравляем финалистов!
Компания "Аккредитация в образовании" совместно с группой экспертов в области информационной...
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Ежегодная международная конференция Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) в мае...
Конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в ЮУрГУ
11–12 октября в ЮУрГУ состоится IV Международная научно-практическая конференция «Университет XXI...
И.о. ректора СибГУ им. М.Ф. Решетнева назначен Эдхам Акбулатов
С 19 сентября 2018 года исполняющим обязанности ректора СибГУ им. М.Ф. Решетнева стал Эдхам...
Опубликован ежегодный рейтинг вузов по версии фонда В.Потанина
Благотоворительный фонд Владимира Потанина представил рейтинг образовательных организаций высшего...
Из журнала
#94Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
#93Губкинский университет – базовый вуз российского нефтегазового образования
#90Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
#92Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования
#90Новости №90
Информационная лента
09:17Всемирная конференция FISU в Красноярске
09:14Социальные сети как инструмент онлайн-образования в НИЯУ МИФИ
13:01Открытие программы ДО «MBA in Digital Finance»
11:42Конференция по развитию цифровой индустрии в ЮУрГУ
11:34СФУ на конференции EAIE 2018