Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: малые инновационные предприятия

Экономика, движущаяся по инновационным рельсам развития, не сможет обойтись без новых технологий, проводниками которых являются малые инновационные предприятия – МИПы, создаваемые при научных организациях и вузах

25.03.2011
Просмотров: 4874

Экономика, движущаяся по инновационным рельсам развития, не сможет обойтись без новых технологий, проводниками которых являются малые инновационные предприятия – МИПы, создаваемые при научных организациях и вузах. Однако, по итогам 2010 года, согласно выводам специального Центра исследований и статистики науки Минобразования РФ, довольно часто МИПы при вузах созданы для галочки. Некоторые организованные предприятия нельзя назвать понастоящему инновационными, соответствующими закону №217.

Одним из последних событий в этой сфере стало подписание 1 марта Президентом РФ Дмитрием Медведевым закона, по которому малые и средние предприятия, созданные при вузах или научных учреждениях, могут получить госимущество, закрепленное за этими организациями, в аренду без конкурса и аукциона. Кроме того, по сообщению РИА «Новости», премьер-министр РФ Владимир Путин поручил министру экономического развития Эльвире Набиуллиной подготовить предложения о предоставлении налоговых льгот для предприятий, создающихся при исследовательских учебных учреждениях.

Помогут ли предпринятые президентом и правительством шаги установить благоприятный МИП-климат для вузов? С какими еще проблемами сталкиваются вузы непосредственно на практике? На несколько вопросов по данной теме было предложено ответить представителям российских университетов – проректорам по науке и научной работе, инновациям.

  1. Достаточно ли, на ваш взгляд, происходящих изменений в законодательстве, для того чтобы помочь активизировать процесс реальной работы малых инновационных предприятий? Что еще необходимо предпринять на каком-либо уровне?
  2. Какие проблемы в организации МИП вы бы отметили как самые сложные и актуальные?
  3. Что необходимо для повышения эффективности практической деятельности МИП при вузах?

ПОПОВ Василий Николаевич, проректор по научной работе, инновациям и информатизации Воронежского государственного университета, доктор биологических наук, профессор

1 Думаю, что принятые в последние годы изменения в законодательстве существенно облегчили процедуру создания и первые шаги развития малых инновационных предприятий. И снижение размера начислений на социальное страхование, и право на льготную аренду принадлежащих университету помещений – совершенно оправданные шаги. В будущем, конечно, хотелось бы более активного участия институтов развития (Фонд Бортника, РВК и др.) в масштабировании создаваемого продукта (иногда действительно прорывного). Как мне видится, основной проблемой сегодня как раз и является переход от мелкосерийного производства к индустриальной базе. Законодательно хотелось бы добиться установления более четких правил взаимоотношений между учредителями МИП, защиты прав миноритариев (не важно, вуз это или инноватор).

2 Мы столкнулись с тем, что учредительные документы высшего учебного заведения требуют доработки даже в том, что касается получения и использования прибыли дочерними предприятиями. Первые шаги МИП сопряжены с массой проблем: организации налогового и бухгалтерского учета, поиска необходимых производственных мощностей и т.д. Воронежский госуниверситет постоянно опекает свои дочерние предприятия, помогая им встать на ноги.
3 Принципиально важна поддержка этого типа предпринимательства на всех уровнях. Это и своевременная помощь учредителей для развития производства, расширения НИОКР, и целевое финансирование со стороны институтов развития, это и преференции при размещении муниципального и федерального заказов. Стремительный рост инновационных предприятий – наша задача, но надо быть готовым и к потерям, сохраняя при этом энтузиазм инноваторов и администраторов, стремление к риску, поиску прорывных решений.


КОРОТАЕВ Владимир Николаевич, проректор по науке и инновациям Пермского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

1 Создание МИП с участием университетов или научных учреждений, безусловно, является стимулом к расширению инновационной деятельности и коммерциализации научных исследований. Хотя традиционно ученые так или иначе осуществляли коммерциализацию своих разработок, участвуя в создании малых предприятий. Выход федерального закона №217 позволил легализовать этот процесс и рассматривать университеты в качестве партнеров инновационного бизнеса. Однако если ученый является учредителем какого-либо малого предприятия, реализующего инновационные проекты на основе его разработок, то создание МИП с участием университета приводит к конфликту интересов, причем не в пользу МИП.

Следовательно, одним из способов увеличения пояса реально работающих МИП при университетах могло бы стать законодательное расширение возможностей их участия в существующих хозяйственных обществах. Для того чтобы стимулировать процессы создания и эффективной работы МИП, нужно развивать механизмы мотивации ученых и бизнеса, способствовать их коммуникациям в области инноваций.

В этом плане интересна инициатива правительства Пермского края, подготовившего постановление о так называемых международных исследовательских группах (МИГ). Проект предусматривает финансирование из краевого бюджета научных исследований, проводимых на базе университетов или научных учреждений. Выделение субсидий осуществляется малым инновационным предприятиям, созданным в рамках ФЗ №217. Объем субсидий может достигать 9 млн. рублей за три года. Обязательными условиями выделения субсидий являются софинансирование проекта вузом; наличие зарубежного ученого – участника проекта; участие в проекте молодых ученых (аспирантов или магистрантов). Подобные инициативы со стороны органов государственной власти, несомненно, будут стимулировать создание МИП, трехлетнее субсидирование исследований, что может обеспечить комфортные стартовые условия для развития инновационного бизнеса. При этом МИП имеет право на известных условиях использовать имущество (оборудование, площади) вуза. На уровне региона или государства должны появиться формальные критерии инновационно активного и эффективного бизнеса, чтобы можно было не только отчитываться созданием МИП, но и вести эффективный мониторинг их инновационной деятельности, осуществлять адресную поддержку именно инновационных предприятий и проектов, а не просто дочерних фирм университетов.

2 Наиболее сложной проблемой расширения сети МИП является мотивация их создания в профессорской среде. Многие годы наука и коммерция были несовместимыми понятиями, и теперь коммерциализация науки не может сама собой стать частью нового профессионального мышления ученого. Кроме того, необходимо предусматривать механизмы уменьшения доли вуза в уставном капитале МИП, так как развитие бизнеса и привлечение внешних инвестиций (внебюджетных) будет ограничено довольно значительным (от 25 до 33 процентов) участием университета в хозяйственном обществе. В недалеком будущем нужно продумывать механизмы ликвидации или продажи МИП, иначе университеты «обрастут» неэффективными, практически неработающими, а такие обязательно будут, «бывшими инновационными» предприятиями.
– 3 Трудно ожидать активности в создании и работе МИП от немолодых профессоров. Скорее всего, это прерогатива молодых ученых. Необходимо повышать предпринимательские компетенции у студентов. В магистратуре – вводить предметы, связанные с коммерциализацией научных разработок. Необходимо понять, что МИП – как дети: вряд ли дадут большой экономический эффект университету. С точки зрения университетской среды, МИП – это, прежде всего, практический опыт коммерциализации разработок и действенный способ заставить науку генерировать знания, уже сегодня востребованные обществом.


САЗОНОВ Сергей Петрович – проректор по научной работе Брянского государственного технического университета, кандидат технических наук, профессор

1 Хотелось бы отметить, что за прошедший год в данном направлении были произведены значительные позитивные изменения, которые решили практически все основные вопросы, связанные с коммерциализацией вузовских разработок. Однако следует сказать, что решение вопросов прошло на законодательном уровне, в то время как ряд процедурных ведомственных вопросов пока не решен. Вот только некоторые из них.

Формирование уставного капитала.

Согласно закону, при формировании уставного капитала МИП университет может участвовать долей, не меньше «блокирующей». При этом в качестве вклада можно вносить стоимость неисключительного права использования конкретного результата интеллектуальной деятельности (РИД), внебюджетные деньги и имущество.

Что касается возможности внесения вузом в уставной капитал имущества МИП, находящегося в оперативном управлении, то изменения, внесенные федеральным законом №83 от 8 мая 2010 года, позволили вузам самостоятельно распоряжаться вверенным имуществом, если оно не подпадает под формат особо ценного. Является ли конкретное имущество особо ценным или нет, определяет собственник (соответствующее ведомство) с подачи вуза, а по какому принципу и какой процедуре – не известно. В частности, один из ориентиров: к не особо ценному можно отнести имущество, стоимостью не выше 200-500 тыс. рублей (точную границу определяет министерство). В такой ситуации наиболее понятным способом законно использовать материальную базу вуза остается аренда.

Аренда площадей и оборудования.

В настоящий момент, в соответствии с федеральным законом №22 от 1 марта 2011 года, предусматривается заключение с МИП арендного договора без конкурса по льготным ставкам, что даёт возможность вузу работать со своими предприятиями, включёнными в инновационную инфраструктуру учебного заведения. Однако ставки аренды – точнее, механизм их формирования – будут определены в соответствующем постановлении. Предполагается, по аналогии с постановлением Правительства РФ №219 от 9 апреля 2010 года, для их расчета, скорее всего, потребуются следующие мероприятия: получение разрешения на использование площадей со стороны Минобрнауки; проведение независимой оценки стоимости материальной базы и ставки арендной платы на каждую единицу оборудования и площадей; проведение экспертизы отчета оценки материальной базы в Росимуществе и получение окончательного разрешения на аренду, а далее – от утвержденной цены расчет льготной ставки аренды по годам с учетом ограничений. Такая процедура подразумевает серьезные затраты времени и средств. Вероятно, она станет следующим тормозом в вопросах использования ресурсов вуза на основе аренды.

Фискальная нагрузка на создаваемые МИП.

Введенная в МИПах, в соответствии с федеральным законом №310 от 27 декабря 2010 года, упрощенная система налогообложения во многом удобна для работы в сфере выполнения НИОКР, либо при работе с конечным потребителем в лице населения. В случае производственной деятельности и работы с промышленными предприятиями данная система налогообложения не пригодна, поскольку не предусматривает работу с НДС, а, следовательно, и вычет этого налога с покупного оборудования и комплектующих изделий для собственного производства, делая предприятие в ценовом формате менее конкурентоспособным. Налог на разницу между доходом и расходами в 15 процентов тоже ощутим. В данном случае для МИП больше подходит общая система налогообложения с соответствующими налоговыми преференциями. Решение данного вопроса – в основном прерогатива местных властей, однако некоторое давление «сверху» могло бы помочь ускорить процессы фискального стимулирования инновационной деятельности в регионах.

2 Исходя из опыта организации МИП при Брянском государственном техническом университете, можно отметить некоторые основные трудности, поэтапно возникавшие в процессе подготовки учетных и учредительных документов.

Первым и основным препятствием при формировании тематики деятельности малых предприятий при университете является ограниченность применения существующих интеллектуальных ресурсов, так как закрытый список РИД, прописанный в законе, исключает возможность широкого использования интеллектуального потенциала вуза. Он исключает также и возможность оказания сопутствующих услуг в рамках основной деятельности, четко прописанной в соответствии с используемым РИД (патент, изобретение). Это значительно затрудняет ведение коммерческой деятельности и снижает комплексность (качество) всего спектра работ и услуг, представляемого заказчикам.

Вторая проблема – формализация РИД как нематериального актива вуза для последующего внесения права на его использование в уставной капитал МИП. Здесь основные сложности заключаются в определении стоимости РИД и его коммерческой оценке. Согласно инструкции по бюджетному учету ПБУ14/2007, для внесения к учету РИД, полученного в вузе, в качестве нематериального актива необходимо четко подтвердить (в том числе и документально) его коммерческую направленность, то есть те виды деятельности, по которым с использованием этого нематериального актива будут поступать доходы. При оценке стоимости разработки, согласно той же инструкции и методическим рекомендациям Минобрнауки, первоначальная стоимость РИД как нематериального актива должна включать все документально подтвержденные расходы на НИР по его созданию, что делает невозможным определение стоимости таких РИД, как патент, изобретение, полезная модель, ноу-хау. Особенно тяжело произвести подобный расчет, если РИД стал результатом проведенных насколько лет назад НИОКР, и в лучшем случае можно приравнять его стоимость к стоимости всего комплекса работ по теме НИР, в этом случае фактическая и коммерческая оценки могут абсолютно не совпадать. Следует также учесть, что постановка РИД на баланс университета влечет за собой уплату налога на всю сумму дохода (которого на самом деле нет), поскольку расходную часть его получения, относящуюся к предыдущим отчетным периодам, подтянуть под вычет не удастся.

Еще одна трудно разрешимая проблема – это бизнес-компетенция сотрудников университета, желающих организовать малое предприятие. Большинство из них не располагает каким-либо опытом организации производства, тяжело понимает проблемы инвесторов (сторонних учредителей) и имеет очень отдаленное представление о налоговой, финансовой и прочих сторонах самостоятельной хозяйственной деятельности.

Проведенный опрос руководителей МИП, являющихся штатными сотрудниками университета, показал, что практически все предприятия испытывают острую необходимость в проработке вопросов маркетинга, стратегического бизнес-планирования, финансового учета. Иными словами, желание заниматься бизнесом у них имеется, а необходимых компетенций и, прежде всего, должной предпринимательской смекалки нет.

3 Отвечая на данный вопрос, хотелось бы кратко обрисовать ситуацию складывающуюся вокруг инновационных разработок в промышленности. Опыт внедрения РИД университета выявил целый ряд барьеров при работе с крупными производителями. Вот только некоторые из них:

  • отсутствие должного уровня квалификации сотрудников предприятия для разработки и реализации всего цикла технологического производства (во многих случаях отсутствует и желание);
  • инертность крупных предприятий в вопросе организации экспериментального производства;
  • личная заинтересованность ответственных исполнителей на местах оставить уровень производства продукции в прежнем состоянии;
  • неверие руководства предприятия в конечный результат научно-технической разработки (необходим сразу продукт с конкретными характеристиками).

Как видно из примера, почти единственный способ обойти перечисленные барьеры – это выход на предприятия с предложением конкретного продукта (технологии). И лучше через налаженные каналы, то есть через организацию или предпринимателя, успешно работающих в данном рыночном сегменте, чья роль должна заключаться в грамотном предложении инновационного продукта, обеспечении организации его внедрения, включающей адаптацию отработанной технологии к конкретным условиям производства, решение ряда вопросов с заинтересованными лицами.

Исходя из этого, наиболее эффективной схемой коммерциализации разработок университета будет являться привлечение в процесс эффективно действующих в своем сегменте рынка предпринимателей, а далее, основываясь на их опыте, развивать инновационный бизнес и соответствующий кадровый потенциал в вузе. Но для того чтобы привлечь малый бизнес к совместной работе, недостаточно просто предоставить долю в будущем предприятии, тем более на тех условиях, которые прописаны в законе. Опыт общения с представителями малого бизнеса показал, что большинству из них не очень удобно работать в условиях МИП, которое находится под пристальным надзором государства, поскольку, исходя из текущих рыночных реалий, успешные модели продвижения продукции подразумевают наличие «серых схем» ведения бизнеса. В такой ситуации предприниматель вроде и готов на перспективу работать «чисто», но существует боязнь засветить свой текущий бизнес.

Если же говорить о честном бизнесе, то условия его ведения, несмотря на последние изменения в законодательстве, все равно менее привлекательны, чем спекулятивно-посреднические схемы. И, прежде всего, потому, что инновационные проекты характеризуются значительным риском и немалыми объемами первоначальных вложений – как времени, так и денежных средств. Также не совсем адекватны для данной сферы деятельности кредитная и фискальная политика государства.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что в процесс коммерциализации РИД университетов необходимо привлекать состоявшихся предпринимателей, обеспечивая условия для взаимовыгодного сотрудничества, которые на текущий момент, с учетом действующей фискальной системы в данной сфере, сформировать очень сложно.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: брянский государственный технический университет, пермский государственный технический университет, воронежский государственный университет, малые инновационные предприятия, экспресс-форум, ао-46

Похожие материалы:
Астрономическая обсерватория открыта в Воронежском госуниверситете
Экспресс-форум: экспорт образовательных услуг
Экспресс-форум: конкурсы инновационных программ
Соглашение о сотрудничестве
Экспресс-форум: Европейские стандарты качества образования
Всероссийский студенческий турнир физиков–2015
Преобразования в школьном образовании
Экспресс-форум: кадры для железнодорожной отрасли
Интегрированный закон: что волнует СПО?
Экспресс-форум: проблемы внедрения двухуровневой системы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Совместный форум Министерства образования и Института ЮНЕСКО
Глобальную образовательную повестку и тенденции российского образования обсудят эксперты...
Конференция «Пространство магистратуры: глобальное в локальном» состоялась в Казани
Всероссийская практическая конференция «Пространство магистратуры: глобальное в локальном»,...
Слово редактора к №101
Образование должно длиться всю жизнь, и не обязательно на университетской скамье. Какая судьба в...
XI специализированная выставка «ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА - 2018» прошла в Оренбурге
Экспозиция «Образования и карьера» в этом году была посвящена новейшим технологиям и возможностям...
Дайджест № 101 «Аккредитация в образовании»
В новом номере «АО» – анализ трехлетнего опыта проведения конкурса «МЕДИАактивность вузов РФ»,...
Из журнала
#93Гражданское воспитание
#92Негосударственный сектор как ресурс
#90Проект «Химический инкубатор" в Тольятти
#93Образование взрослых – основа социально-экономической реальности
#90Перспективы независимой экспертизы качества образования
Информационная лента
18:01На должности профессоров в ТюмГУ претендуют представители ведущих университетов мира
17:35СПбГУТ впервые представили в США
17:27Международный арктический саммит
17:24Международный инженерный чемпионат «CASE-IN» в ИРНИТУ
16:43ТюмГУ открывает набор на магистерскую программу «Биологическая безопасность растений»