Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: физкультура и спорт в системе образования

Система физкультуры и спорта в РФ функционирует с несовершенным механизмом управления. Это, прежде всего, связано с вертикалью финансирования отрасли. Реализация государственного стандарта 2004 года по физкультуре в образовательных учреждениях ряда регионов положительно сказалась на показателях физического совершенства школьников.

Просмотров: 3222

Еще Аристотель заметил, что жизнь требует движения. И эта фраза применима к любой развивающейся системе: государственной, общественной и, конечно, к человеческому организму. Сегодня приходится констатировать факт: здоровье большинства россиян находится на столь низком уровне, что дальнейшее развитие активного и благополучного общества становится все более проблематичным без внедрения массовых занятий физкультурой и спортом в жизнь населения и особенно молодого поколения – школьников и студентов. Из года в год социологи, педиатры констатируют снижение двигательной активности молодежи, даже их отдых становится все более инертным.

Под угрозой не только физическое, но и психическое здоровье общества. Ведь именно занятия физкультурой способствуют «сгоранию» негативных эмоций, стимулируют выработку эндорфинов, снимают и даже предупреждают стресс. Почему же радость движения стала неактуальна для большинства россиян? Нет интереса, нет возможностей, нет желания?

Проблема отсутствия необходимого спортивного оборудования, а порой и спортивного зала в школах, новых методик преподавания физкультуры и молодых кадров, готовых работать в школах за мизерную зарплату, – общеизвестна. Некоторые вузы практикуют замены уроков физкультуры занятиями в фитнес-центре. Заплати за абонемент и… будь свободен в своем выборе: заниматься или прогулять. В крупных городах на дорогу до спортклубов приходится тратить огромное количество времени, в провинции активные занятия детей спортом тормозятся низким уровнем доходов населения. Говорить в таких условиях о серьезном развитии спорта высоких достижений не приходится.

Вот какую статистику привел Сергей Миронов на круглом столе «Спорт как национальная идея» в ноябре 2010 года в Москве: «В Японии спортом занимается около 70 процентов молодежи до двадцати лет. В странах Европы этот показатель уже сегодня равен 40-50 процентам. А у нас только к 2015 году ставится задача довести показатель населения, регулярно занимающегося спортом, до 20 процентов... В нашей стране из 13,5 млн. детей в возрасте от пяти до шестнадцати лет лишь 1,2 млн. посещают спортивные секции… Из 53 тыс. общеобразовательных учебных заведений в 9 тыс. нет даже своих физкультурных залов. Если в наших школах только сейчас вводят три урока в неделю для занятий физкультурой, то в Канаде и Японии уже давно спортивных занятий в два раза больше. Одним словом, «спортивный ландшафт» страны крайне уныл и беден».

Поэтому в последние годы активная реализация федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы» – особенно актуальная тема образовательной среды. Что поможет возродить в России интерес к физическому совершенству как важнейшей составляющей культуры личности, а значит – воспитания нацеленности на удачу и жизненный успех каждого члена общества?

Слово – профессионалам теории и практики физической культуры и спорта профильных российских вузов. Для размышления был предложен ряд вопросов.

  1. Как вы оцениваете на сегодняшний день состояние системы физической культуры и спорта в России вообще и в образовательных учреждениях в частности? Возможно ли сегодня возродить популярность массовых занятий физкультурой (например, ГТО)?
  2. При все увеличивающейся коммерциализации спорта насколько корректно говорить о его массовом развитии?
  3. Молодые люди, школьники, восхищаясь супергероями на экранах телевизоров и компьютеров, демонстрируют почти полное равнодушие к своим собственным физическим данным. С чем связан столь низкий уровень волевой и ценностно-смысловой ориентации личности? Что должно мотивировать школьников, студентов к физическому совершенствованию?
  4. Что вы можете сказать об олимпиадном движении по физкультуре среди школьников? Насколько велик интерес к нему со стороны школьников и учителей?
  5. Какими компетенциями должен, по-вашему, обладать современный преподаватель физкультуры в школе, тренер в спортивной секции? Какие новые методики, образовательные технологии применяются в этой сфере?

ЗЕКРИН Фанави Хайбрахманович, ректор Чайковского государственного института физической культуры

(1) Действующая система физкультуры и спорта (ФКиС) в России функционирует с несовершенным механизмом управления. Это, прежде всего, связано с вертикалью финансирования отрасли. Реализация государственного стандарта 2004 года по физкультуре в образовательных учреждениях ряда регионов положительно сказалась на показателях физического совершенства школьников. Это трехразовые недельные занятия с возможностью пролонгирования эффекта физического воспитания через внеурочные формы занятий.

(2) Для массового спорта необходимы доступные населению ресурсы. Это, как минимум, бюджетные группы при образовательных учреждениях (в том числе для взрослого населения), клубах по месту жительства, микрорайонах. Для этого не нужны колоссальные финансовые затраты, достаточно финансирование ставки инструктора ФК.

(3) Мотивация возникает только тогда, когда человек получает удовольствие от деятельности. Фундамент «удовольствий» закладывается в семье, дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Ценности физической культуры, несомненно, должны «вживляться» в каждого члена семьи, где растет ребенок. Кумиром подростка могут стать отец или мать, которые занимаются физкультурой и спортом и достигли определенных результатов.

(4) Олимпиада по физкультуре должна стать обязательным явлением для оценивания эффективности функционирования ФКиС в школе, муниципальном образовании. Школьная олимпиада может начинаться со второго класса и проходить в два этапа: зима – весна. Поскольку интерес к такому виду состязаний во многом определяется потребностями и мотивами, то победители соревнований должны иметь бонусы: зачет по предмету «физическая культура», проходной балл при поступлении в ссузы и вузы оборонного и физкультурного профилей.

(5) Современный преподаватель физкультуры должен развивать, прежде всего, общекультурные компетенции: способность совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, стремление к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению квалификации и мастерства. А также уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, осознавать социальную значимость профессии и обладать высокой личной мотивацией к повышению культурного и профессионального уровней. В настоящее время актуально применение в учебном процессе школьников спортизированной системы физического воспитания – разработки В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Ю.А. Маркова, Л.Н. Прогонюк, Д.В. Фонарева и др.


СОБАКИН Петр Иванович, проректор по спортивной работе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта

(1) В целом, состояние системы физической культуры и спорта в России на сегодняшний день могу оценить как среднее. Но в образовательных учреждениях начального профессионального образования – как откровенно слабое. Не хватает спортивного инвентаря, недостаточно развита материально-техническая база. Что касается возрождения популярности массовых занятий физкультурой, скажу, что в Республике Саха (Якутия) с 2000 года внедрен комплекс нормативов «Эрэл» (аналог ГТО).

(2) Уровень волевой и ценностно-смысловой ориентации личности во многом зависит от конкретных социальных ситуаций в семье, детском саду, школе, профессиональных образовательных учреждениях, трудовых коллективах и окружающей среде. У личности – в результате усвоения социального опыта, содержание которого обнаруживается в целях, идеалах, убеждениях, интересах, потребностях и других проявлениях – должно проявиться сознательное отношение к обществу, труду, самому себе, устойчивая установка, нравственные позиции и мотивы поведения.

(3)Сегодня физическое воспитание как никогда остро нуждается в научно обоснованных методиках, технологиях и комплексах приемов и средств, направленных на формирование ценностного отношения к занятиям физической культурой, особенно у школьников и студентов. Эффективным средством использования этого потенциала могут быть спортивно-массовые мероприятия.

(4) Всероссийская олимпиада по физкультуре среди школьников проводится на достаточно высоком уровне. Преподавательский состав нашего института в 2010 году принял участие в судействе XI Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», проходившей в Ульяновске. В программу были включены выполнение теоретико-методических заданий, практические испытания по всем разделам школьной программы физического воспитания: легкая атлетика, гимнастика, футбол, баскетбол. В этом году дополнительно включен флорбол (аналог хоккея с мячом в спортзале). Интерес со стороны регионов к этому мероприятию с каждым годом растет. В 2010 году уже более 200 школьников из 62 регионов России приняли участие в олимпиаде.

(5) Уверен, что современный преподаватель физической культуры, тренер в спортивной секции должны быть энтузиастами своего дела, иметь широкий кругозор в области физической культуры и представление о современных тенденциях развития спорта. Уметь находить оптимальные решения в различных педагогических ситуациях и общий язык с воспитанниками, работать как в команде, так и самостоятельно, быть лидерами, обладать коммуникабельностью и толерантностью. Среди перспективных технологий активного обучения можно отметить методы проблемного изложения, исследовательский, игровой (деловые игры), инфокоммуникационные технологии, технологии дистанционного и модульного обучения.


ГРАЧЕВ Николай Павлович, проректор по учебной работе Воронежского государственного института физической культуры, отличник физической культуры и спорта РФ

(1) Общепризнанным является тот факт, что сфера физической культуры и спорта, особенно массовый спорт, призвана решать многие социально-экономические проблемы, такие как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и улучшение ее качественного уровня.

Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, система физкультуры и спорта в России и общеобразовательных учреждениях должна оставаться объектом государственного регулирования. В то же время именно занятия по физическому воспитанию зачастую подвергаются частичному или же полному сокращению в школах в случае возникновения экономических затруднений, конфликтов или же под давлением со стороны других академических дисциплин.

Практически утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. В связи с прекращением финансирования детско-юношеского спорта через систему профсоюзов, территориально-ведомственная организация подготовки резерва, обеспечивавшая массовость и высокий уровень качества этой работы, уступила место территориальной организации.

В результате, прекратилась централизованная подготовка одаренных молодых спортсменов в сборных командах центральных советов спортивных обществ, позволявшая обеспечить отбор и качественную подготовку перспективных молодых спортсменов, независимо от наличия необходимых условий в местах их проживания.

(2) Несмотря на позитивные тенденции в организации массового детско-юношеского спорта, детского отдыха и оздоровления, на региональном уровне сохраняется немало проблем, связанных, прежде всего, с тем, что органы исполнительной власти субъектов РФ не имеют программы действий, направленных на развитие детско-юношеского спорта, активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи.

У органов местного самоуправления, на которые возложены полномочия в этой сфере деятельности, недостаточно своих бюджетных средств. Предприятия и организации в регионах, содержащие детские спортивно-оздоровительные учреждения и имеющие крайне изношенную материальную базу, также испытывают экономические трудности. Их современное состояние не готово к динамичному развертыванию спортивно-массовой работы.

Важным условием решения проблемы является принятие и реализация целевой муниципальной (межмуниципальной) программы развития физкультуры и спорта, направленной на увеличение доли услуг, реализуемых различными организациями в сфере детско-юношеского спорта, формирование штата специалистов мероприятий на уровне муниципального образования ФКиС, проведение популярных спортивно-массовых соревнований. Для субъектов Российской Федерации необходимо обеспечение двух направлений деятельности:

  • разработки нормативно-правовой базы субъекта РФ в сфере физкультуры и спорта, в том числе и детско-юношеского спорта;
  • создания региональных программ развития физкультуры и спорта, в том числе и массовой.

(3) Практический опыт и результаты научных исследований убедительно свидетельствуют об огромном потенциале двигательной активности в расширении и повышении резервных возможностей человека, сохранении высокого уровня регуляторных механизмов его жизнедеятельности – итоговой фундаментальной проблемы адаптации. Расширение адаптационных возможностей человека является необходимой предпосылкой для повышения эффективности его деятельности.

Вместе с тем, в настоящее время есть все основания рассматривать низкую двигательную активность людей и вызываемые ею отрицательные последствия в качестве одной из глобальных проблем цивилизации и важнейшей национальной проблемы российского общества. В этом плане пристальное внимание следует обратить на физическую и спортивную культуру, которая, являясь частью общей культуры, пронизывает все сферы человеческой деятельности. Принципиально важным является выбор стратегии развития физической и спортивной культуры, определения пути по которому пойдет ее развитие в ближайшие десятилетия и в отдаленной перспективе.

Все это требует постоянной интеллектуальной работы, теоретико-методологического и технологического обновления и совершенствования этого вида культуры для решения фундаментальной проблемы воспитания всесторонне развитого, двигательно активного человека будущего. Высокий уровень здоровья и работоспособности должен стать «стержнем», неотъемлемой чертой мировоззрения, миропонимания, мировосприятия, культуры современного человека и идеологии государства в целом.

Должна быть сформирована национальная идея спортивного образа, стиля жизни, разработана и реализована национальная физкультурно-спортивная доктрина.

Двигательная активность должна выполнять познавательную функцию (знание роли и места движения в жизни общества и отдельного индивида, биологических и других процессов, протекающих в процессе двигательной активности), функцию интеллектуализации (приобретение знаний и умение их реализовывать в двигательной активности), прогностическую и информационную функции (получение представления о здоровье нации, ее двигательном потенциале, развитии науки, техники и культуры, создание модели всесторонне развитого человека будущего, двигательно активного человека).

В связи с этим специалисты физической культуры должны, прежде всего, обратиться к интересам, информационным потребностям школьников и студентов в сфере физического и духовного совершенствования. Необходимо, чтобы большинство молодежи понимало физкультуру как важнейшую составляющую общей человеческой культуры, сущность которой состоит в обеспечении не только процесса физического совершенствования, но и развития духовных, нравственных, интеллектуальных и эстетических способностей человека.

(4) Интерес со стороны школьников и учителей к проведению олимпиад по физической культуре достаточно велик. ВГИФК и региональная олимпийская академия стараются его усилить. С этой целью в Воронеже, например, седьмой раз проводятся городские олимпиады среди школьников 9-11 классов. В 2011 году в мае будет проведена Первая областная олимпиада среди школьников старших классов общеобразовательных школ Воронежской области.

Одной из особенностей олимпиад является то, что они охватывают до 500-600 учащихся и проводятся в три этапа: школы – районные олимпиады – финал. Другой особенностью является то обстоятельство, что победители олимпиад получают право поступить во ВГИФК на льготных условиях. И школьники воспользовались этим правом. Кроме того, олимпиады являются хорошим средством отвлечения школьников от вредных привычек.

(5) Компетенции специалистов по физической культуре связаны с потребностью общества в поколении здоровом, работоспособном, психологически и эмоционально устойчивом, физически развитом, способном сознательно и творчески использовать в жизни свой умственный и двигательный потенциал. Объективные реалии требуют необходимости в переосмыслении функционального назначения физической культуры в формировании личности, ее мировоззрения, в развитии адаптивных способностей.

Физическая культура перестает осознаваться только как процесс занятия физическими упражнениями, это элемент всей культуры современного общества. Поэтому специалист физической культуры и спорта должен обладать не только профессиональными знаниями, но и общекультурными, показывать личным примером соблюдение норм и рекомендаций здорового образа жизни, добиваться нравственного и физического самосовершенствования.

Переход российских вузов на двухуровневую систему подготовки специалистов предполагает обучение специалиста новой формации, обладающего высокой культурой, педагогической компетентностью, способного приобретать новые знания и реализовывать здоровый образ жизни.

Сложившаяся в нашем институте система позволяет сочетать учебную и исследовательскую деятельность студентов, что позволяет готовить специалистов физической культуры и спорта, отвечающих современным требованиям. Научно-исследовательская деятельность с применением современной исследовательской аппаратуры расширяет возможности самостоятельной работы студентов и дает возможность использовать результаты собственных исследований при написании выпускных квалификационных работ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: воронежский государственный институт физической культуры, ЧГИФКиС, чайковский государственный институт физической культуры, спортивное образование, экспресс-форум, ао-43

Похожие материалы:
Экспресс-форум: перспективы НПО и СПО в свете нового закона
Векторы развития Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта
Экспресс-форум: физическое воспитание детей
Экспресс-форум: образование – от форм к содержанию
Академия здоровья и мастерства
Экспресс-форум: Прикладной бакалавриат: что дальше?
Подготовка спортивных кадров
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Опорный прыжок в будущее спорта. Передовой опыт вуза
Перспективы спортивного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Первый Байкальский международный салон образования объединит профессионалов в области новых образовательных технологий
С 22 по 24 ноября 2018 года в Иркутске в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» впервые пройдет...
В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
Студенты ТюмГУ разрабатывают приложение для управления учётными данными на основе биометрической...
Из журнала
#96Экспорт образования: индонезийские перспективы
#102Опыт дуального обучения и перспективы его развития
#100Волгоградский медико-экологический техникум достойно встречает юбилей
#100Как учить поколение Z
#94СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров
Информационная лента
09:07Сотрудничество СПбГИКиТ с зарубежными партнерами и корпорацией Canon Inc.
08:56Новая образовательная программа повышения квалификации ВятГУ и ООО «Нанолек»
08:53БГТУ им.В.Г.Шухова и Ферганский политех создадут российско-узбекский факультет
08:43РЭУ им. Г.В. Плеханова презентовал программы и проекты по цифровой экономике для институциональных инвесторов
08:26СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования