Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: естественнонаучное образование в докладе ОЭСР

По данным Программы международной оценки студентов (ПМОС), российские достижения в области естественнонаучных дисциплин находятся ниже уровня большинства стран ОЭСР. Насколько точна эта оценка и как исправить ситуацию, отвечают представители Российской академии естественных наук.

Просмотров: 1608

В июне состоялась презентация Обзора по инновационной политике и инновационной системе Российской Федерации, выполненного экспертами по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В исследовании представлены результаты Программы международной оценки студентов (ПМОС), оценивающей знания естественнонаучных дисциплин по шести уровням. «Хотя основные компетенции считаются важными для восприятия новых технологий, компетенции высокого уровня исключительно важны для создания новых технологий и инноваций», – отмечается в документе. И компетенции высокого уровня напрямую зависят именно от владения знаниями в области естественнонаучных дисциплин.

Однако, по данным последнего оценочного цикла ПМОС, завершившегося в 2009 году, российские достижения находятся ниже уровня большинства стран ОЭСР: «Лишь 4,3 процента российских студентов достигли 5-го или 6-го уровней владения естественнонаучными дисциплинами (средний показатель в странах ОЭСР – 8,5 процента). В области математики аналогичная ситуация: 5,3 процента российских студентов достигли 5-го или 6-го уровней владения математическими навыками, по сравнению с 12,7 процента в среднем по странам ОЭСР».

В связи с этим редакция журнала «АО» обратилась к председателям секций естественнонаучного направления Российской академии естественных наук с вопросами:

  1. Насколько, на ваш взгляд, точно эта оценка отражает действительное положение?
  2. Как данную ситуацию исправить?
СТАРОСТИН Виктор Иванович, заведующий кафедрой полезных ископаемых геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор геолого-минералогических наук, профессор, председатель секции наук о земле естественнонаучного направления РАЕН

1 Отчет представляет собой блестящее произведение бюрократического искусства. Такое ощущение, что он написан профессиональными чиновниками и для чиновников. Что я имею в виду? Да, проведен анализ государственной политики в области инноваций, перечислен целый ряд программ и документов… Но в обзоре нет ответов на главные вопросы: какова реальная обстановка в стране, что делать и зачем проводить реформы?

Создается впечатление, что руководство страны не самым оперативным образом реагирует на события. Анализ официальных данных показывает, что сложной системой управляют дилетанты-экспериментаторы. Они не видят, что система вузов уже второе десятилетие выпускает специалистов в никуда. На объем подготовки не влияет ни демографический спад, ни отсутствие реальной потребности экономики в такой массе специалистов. Речь, прежде всего, идет о естественно-технологическом направлении. В обзоре нет анализа того, где работают наши выпускники, сколько их нужно и какого качества. Между тем, ответ на этот вопрос прост. В стране разрушена промышленность, в мизерных (единичных) экземплярах создаются новые предприятия или восстанавливаются старые. Некоторые из наших выпускников устраиваются на работу за рубежом, большая часть просто не востребована. Их некуда девать, и они устраиваются на низкооплачиваемые должности в академические, отраслевые или административные госучреждения. Частный бизнес потребляет не более 10 процентов выпускников. В целом его устраивает качество специалистов. Возникающие проблемы с новыми технологиями легко устраняются системой кратковременных курсов повышения квалификации.

2 Во-первых, необходимо хотя бы на пять лет установить мораторий на создание новых вузов или их филиалов – как государственных, так и частных.

Во-вторых, пропорционально рейтингу вузов сократить в течение пяти-десяти лет численность первокурсников на 25-30 процентов.

В-третьих, в дальнейшем по мере восстановления и развития науки и производства постепенно создавать новые учебные заведения.

В-четвертых, стимулировать формирование преподавателей нового поколения с помощью двух-трехкратного повышения зарплаты, оснащения учебно-научных лабораторий новейшим оборудованием.

В-пятых, создать льготную систему налогообложения для частного бизнеса, вкладывающего средства в развитие учебной и научной базы вузов.

В-шестых, организовать специальный координационный совет из представителей Минобрнауки РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, крупных частных компаний и Союза ректоров России для решения вопросов:

  • потребности в специалистах (количество, уровень подготовки, характер специализации);
  •  конкретного заказа вузам на выпускников;
  • возвращения к системе кратковременного (три года) распределения выпускников с поощрениями (подъемные, социальные условия и льготы).

БУРКОВ Владимир Николаевич, заведующий кафедрой проблем управления МФТИ, доктор технических наук, профессор, председатель секции информатики и кибернетики РАЕН

1 На данный момент уровень естественнонаучного образования в России, думается, ниже западного.

Отечественное образование традиционно славилось большим объемом и глубоким подходом к изучаемому предмету, что предполагало изначальную заинтересованность студентов в процессе обучения. В такой ситуации алгоритм, когда студентам дают информацию в готовом виде, а в качестве контроля проверяется, насколько этот материал усвоен, является возможным и достаточно эффективным. Но ситуация меняется. При широком распространении платного образования, общем снижении уровня как студентов, так и преподавателей и, как следствие, общем снижении заинтересованности в качестве образования усвоение готовых знаний становится малоэффективным. Нельзя забывать и о лавинообразном росте количества информации, что приводит к невозможности обладать всеми знаниями в выбранной области. Все это вместе приводит к существенному снижению уровня образования и даже порой желания его повышать.

2 Возможным выходом из этой ситуации является смена подхода. Вместо передачи определенного объема знаний учить приемам получения и нахождения информации, ее обработки, структурирования и обобщения, приемам ведения дискуссии и публичного представления полученных результатов. Такой направленностью в России в большой мере отличается сейчас система Московского физико-технического института (МФТИ), а также западное, американское образование, что и обуславливает на данный момент его большую эффективность.


ПЕТРОСЯН Валерий Самсонович, заведующий лабораторией физической органической химии химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор химических наук, профессор, председатель секции химии РАЕН

1 На мой взгляд, результатам последнего оценочного цикла ПМОС, завершившегося в 2009 году, в целом доверять можно. Однако при этом следует иметь в виду, что в России очень большой разрыв в уровне знаний студентов вузов в ведущих образовательных и научных центрах страны (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Ростов-на-Дону, Иркутск) и студентов из городов второго уровня (Архангельск, Белгород, Волгоград, Екатеринбург, Краснодар, Уфа, Томск), а тем более других городов страны. Эта печальная картина связана с тем, что за последние двадцать пять лет государство резко опустило планку значимости математики (в том числе вычислительной) и естественных наук (физики, химии, биологии, наук о Земле) в развитии страны. Молодежь, которая увлекалась этими науками, отреагировала мгновенно: значительная часть из них уехала в развитые страны, где математике и естественным наукам уделяется гораздо больше внимания, чем в России. Более того, большая часть специалистов, сознавая, что на зарплату младшего научного сотрудника (9-12 тыс. рублей.) не проживешь, вынуждена была уйти работать в реальные секторы экономики. В результате экономика и бизнес России остались без надежного математического и естественнонаучного базиса, что сразу же сказалось на эффективности многих отраслей экономики, в том числе и сырьевой. Школьники, видя тяжелую судьбу выпускников математических и естественнонаучных факультетов, нацелились получить финансовое, экономическое и юридическое образование. Среди них очень солидный процент талантливой молодежи. Таким образом, уровень поступающих на математические и естественнонаучные факультеты резко падает как в качественном, так и в количественном отношении, отсюда и низкие результаты последнего оценочного цикла ПМОС.

2 Нужно повысить престиж профессии математиков, включая кибернетиков, и профессий естественнонаучной направленности:

  • увеличить стипендии студентам до 3 тыс. рублей и аспирантам – до 6 тыс. (все разговоры о том, что они должны работать, необходимо прекратить, так как каждому понятно, работа отнимает столько сил и времени, что рассчитывать на качественную учебу уже не приходится);
  • возродить высокий уровень требований к знаниям студентов и аспирантов и посещаемости;
  • поднять в три раза зарплату преподавателям вузов, одновременно повышая ответственность преподавателей за объем и уровень знаний студентов и аспирантов;
  • возродить высокую ответственность аспирантов и их научных руководителей за выполнение и своевременную защиту диссертаций, прекратив тем самым пребывание в аспирантуре в качестве убежища от армии;
  • кроме того, необходимо и морально стимулировать людей, занимающихся математикой и естественными науками, рассказывать об ученых и наиболее интересных естественнонаучных открытиях в СМИ.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Всероссийский студенческий турнир физиков–2015
Взаимовыгодный союз образования, науки, производства
Экспресс-форум: кризис и антикризисные меры
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
V Балтийский образовательный форум
Алтайский край: стратегия четырех кластеров
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования
МГУ вновь оказался в рейтинге Times Higher Education
Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
Экспресс-форум: образование – от форм к содержанию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ