Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования

Одной из важных стратегических задач является создание системы гарантии качества в системе непрерывного профессионального образования (НПО). Каким образом сформировать доверие к качеству образовательных программ, реализуемых в сфере НПО? Вот основной вопрос, требующий решения.

Просмотров: 611

Новые условия, цели и задачи

А.В. ГУКОВА, директор института дополнительного образования Волгоградского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

Движущей силой и проводником формирования экономики знаний во многом выступает система непрерывного образования, специфика и тенденции которой определяются социальными, экономическими, культурными особенностями регионов и мировыми тенденциями.

Вступление в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» создало новые условия для развития системы непрерывного образования в стране. Новые условия, в свою очередь, дали импульс развитию общественных организаций, объединяющих руководителей структурных подразделений и организаций дополнительного профессионального образования, а также развитию системы ДПО вузов как нового специфического сегмента, требующего проектного подхода и активизации сетевого взаимодействия образовательных организаций.

К числу приоритетных задач в современных условиях относятся построение эффективного механизма взаимодействия образовательных учреждений, бизнеса, органов власти и использование потенциала системы непрерывного образования, имеющей двойственную природу. С одной стороны, это производная от основных образовательных программ. С другой стороны, реклама и конкурентное преимущество для развития основных образовательных программ.

Новые условия, цели и задачи в развитии системы непрерывного образования определили основные направления совершенствования ДПО:

  • комплексное развитие компетенций участников;
  • приоритет активных методов обучения;
  • вовлечение корпоративных заказчиков на всех этапах реализации программ;
  • максимальная адаптация программ под ожидания участников;
  • сокращение сроков обучения;
  • интеграция модульного и межмодульного обучения;
  • развитие дистанционных форм обучения.

Однако отсутствие в настоящее время государственной аккредитации программ ДПО актуализирует вопросы экспертизы содержания и качества образовательных программ, по которым не установлены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ).

Одной из важных стратегических задач является создание системы гарантии качества в системе непрерывного профессионального образования (НПО). Каким образом сформировать доверие к качеству образовательных программ, реализуемых в сфере НПО? Вот основной вопрос, требующий решения.

Преимущества, угрозы и риски

На первое место в оценке качества образования в сфере НПО выходит профессионально-общественная аккредитация. Под ней подразумевается признание высокого качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной образовательной организации. Основные принципы этого вида аккредитации – добровольность и независимость, а проводить ее могут только профессиональные сообщества. Успешное прохождение процедуры профессионально-общественной аккредитации дает явные конкурентные преимущества.

Сейчас, как никогда, возникает угроза появления массы сомнительных программ, под удар ставится качество образования в целом. И если профессионально-общественная аккредитация должна стать основным регулятором по образовательным программам, то возникает ряд вопросов. Какие критерии должны соблюдаться при оценке качества? Готовы ли работодатели принять новые стандарты? Как выбрать нужную программу?

Отсутствие системы стандартов гарантии качества образовательных программам ДПО может привести к ценовому демпингу за счет существенного снижения качества программ, что впоследствии ведет к девальвации документов установленного образца, выдающихся по результатам обучения. По логике вопрос должен решаться профессионально-общественной аккредитацией, но неконтролируемость этого процесса со стороны государства не приведет к желаемому результату.

Сегодня экспертных услуг в сфере профессионально-общественной аккредитации предлагается немало. Однако отсутствие требований к отбору аккредитующих организаций не только не способствует решению проблемы гарантии качества, но и, более того, может ее усугубить. Масса предложений от разнообразных профессиональных союзов и общественных объединений может привести к искаженному варианту реализации самой идеи профессионально-общественной аккредитации. Поэтому целесообразно на уровне Минобрнауки РФ произвести отбор наиболее авторитетных аккредитационных агентств, ведущих свою деятельность в соответствии с мировыми стандартами экспертизы качества образовательных программ.

Нужно ли дополнительное профессиональное образование?

Необходима разработка системы стандартов и рекомендаций для гарантии качества программ в сфере НПО, которые, во-первых, создадут единообразную прозрачную основу для профессионально-общественной аккредитации, во-вторых, обеспечат повышение доверия отечественных и зарубежных работодателей к документам установленного образца, выдающимся по результатам обучения вузами и организациями ДПО. Такая система стандартов, в отличие от ФГОС и ФГТ, должна иметь рекомендательный характер и предоставляться образовательным организациям для разработки собственных систем гарантии качества и агентствам, проводящим независимую оценку, а также в обязательном порядке учитывать специфику программ ДПО.

Наличие системы стандартов и рекомендаций для гарантии качества программ в сфере НПО позволит объективно и обоснованно оценивать результаты образования и тем самым гарантировать его качественный уровень, при этом стандарты и рекомендации должны соответствовать мировым[1]. Только в этом случае будут созданы адекватные условия для обеспечения стратегического преимущества отечественной системы НПО и ее интеграции в международную образовательную среду.

Программы ДПО должны стать сопоставимыми и сравнимыми с аналогичными зарубежными программами. Тогда повысится вовлеченность в сферу НПО различных заинтересованных сторон (работодателей, профессиональных и общественных объединений). Слушатели, прошедшие подготовку по программам ДПО в России, должны становиться более мобильными в вопросах трудоустройства, в том числе и за рубежом. Реализация поставленных задач может быть достигнута при наличии системы стандартов и рекомендаций для гарантии качества программ в сфере НПО.

Стандарты и рекомендации для гарантии качества программ в сфере НПО должны затрагивать только области, за которые несут ответственность организации или структурные подразделения ДПО. При этом в качестве основных установок целесообразно принять:

  • наличие условий для непрерывного совершенствования программ ДПО;
  • оформление организационной обособленности структурных подразделений ДПО в системе управления образовательной организации и уровень независимости в реализации принятой стратегии развития поствузовской системы образования;
  • обеспечение прозрачности внешней и внутренней систем гарантии качества программ ДПО.

Поставленные задачи стандартов и рекомендаций для сферы НПО должны способствовать:

  • поощрению вузов, которые стремятся достигать успехов в области НПО, внедрять современные технологии обучения в непрерывном образовании (дистанционное обучение на базе ИКТ, кейсы, компьютерные симуляторы, тренажерные комплексы, деловые игры, проектные методы обучения, стажировки) и развивать интеллектуальный потенциал своих сотрудников и обучающихся;
  • поддержке образовательных организаций и структурных подразделений ДПО вузов в развитии их внутренней культуры гарантии качества образовательных программ;
  • информированию всех заинтересованных сторон (вузов, слушателей, работодателей, органов власти) о процессах и результатах развития системы НПО;
  • формированию информационной базы о гарантии качества программ ДПО различных поставщиков образовательных услуг.

Эффективная оценка качества

Учитывая небольшой жизненный цикл отдельных программ ДПО, целесообразно для сферы НПО заложить в основу кластерный подход, когда аккредитацию получает совокупность родственных образовательных программ, которые можно оценить силами одной комиссии. Это удешевляет стоимость профессионально-общественной аккредитации и является наиболее эффективным способом оценки качества программ в сфере НПО.

Эффективность внешней оценки во многом зависит от внутренней стратегии гарантии качества учебного заведения, обеспечивающего реализацию программ ДПО, с ее особыми целями, механизмами, методами достижения этих целей и инструментов измерения достигнутых результатов. Однако внешняя оценка будет неполной без анализа внешней среды учебного заведения, в которой формируется и реализуется система НПО. Так, например, в настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни – life long learning). Развитые страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах или устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании (в процентах, по состоянию на 2007 год): 89,2 – в Австрии, 79,7 – в Дании, 77,3 – в Финляндии, 71 – в Швеции, 68 – в Швейцарии, 51 – во Франции, 41,9 – в Германии, 37,6 – в Великобритании. Доля экономически активного населения Российской Федерации, участвующего в непрерывном образовании, – 22,4 процента [2].

В настоящее время ситуация кардинально не изменилась, причем указанная доля россиян, обучающихся по программам ДПО, в большей степени соответствует столичным городам или крупным промышленно развитым центрам, которые, как правило, ориентированы на развитие сырьевых отраслей. В регионах, где бизнес-среда по большей части представлена малым бизнесом или отделениями, филиалами крупных компаний, лишенными права самостоятельно принимать стратегические решения, в том числе и по развитию кадрового потенциала, указанная доля населения, задействованного в системе НПО, гораздо ниже. Влияние внешней среды во многом обуславливает содержание, качество и потребность в программах ДПО, что существенно отличает условия развития системы непрерывного и системы высшего образования, но практически не учитывается при оценке качества программ.

Препятствующим фактором в развитии – например, программы МВА – является требование к количеству слушателей в группе. Особенно это критично для небольших регионов. Согласно требованиям Консорциума по развитию делового образования России Национального аккредитационного совета делового образования набор на программу МВА должен составлять по меньшей мере 15 слушателей [3]. Это требование не является гарантией качества программы и не может являться критерием при профессионально-общественной аккредитации, поскольку бизнес-среда большинства регионов (с низким платежеспособным спросом населения на образовательные услуги) часто не позволяет собирать группы с таким количеством слушателей на дорогостоящую программу, дающую элитное бизнес-образование. Однако при оценке качества программ МВА на этот показатель обращается внимание.

Таким образом, эффективная оценка качества программ ДПО должна отражать специфику развития системы непрерывного образования, релевантность содержания и качества образовательных программ требованиям внешней среды. По этой причине при экспертизе качества программ ДПО целесообразно учитывать, помимо наличия внутренней системы гарантии качества программ вуза, уровень развития конкурентной образовательной среды региона и ее насыщение разнообразными образовательными услугами, а также наличие инфраструктуры непрерывного образования и уровень ограничений в финансовом механизме реализации программ ДПО для оперативного обеспечения необходимыми ресурсами. В этом случае деятельность аккредитационных агентств по гарантии качества программ в сфере НПО будет отражать комплекс правовых, социальных и культурных требований среды, в которой реализуются программы ДПО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. – Йошкар-Ола: «Аккредитация в образовании», 2008. – 58 с.
  2. Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. – М.: ГУ – ВШЭ, 2007. – Раздел 9, с. 455-460.
  3. Национальные аккредитационные критерии и требования к общему содержанию и условиям реализации программ уровня МВА от 14.06.2012 г.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-71, компетентно, экспертиза качества, дополнительное профессиональное образование, образование в течение жизни, аккредитация

Похожие материалы:
Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России
Модель оценки качества образовательной программы
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
О необходимых изменениях в системе непрерывного образования с позиции бизнеса
Коротко об аккредитации коротких программ
Образование длиною в жизнь
Управление качеством в сфере ДПО
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Тенденции непрерывного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Из журнала
#96Исследовательское образование
#97Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж – Региональный координационный центр WSR
#94Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
#95Региональные инновационные площадки развивают СПО
#96Экспорт образования: индонезийские перспективы
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве