Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Доступность образования - признак высокоразвитости

Представители негосударственного сектора образования России и США уже проводили совместные мероприятия и дискуссии по вопросам национальной политики своих стран в области аккредитации. Установлены партнерские отношения со всеми государствами, включая Китай.

Просмотров: 2283
Дон ПЕТРИ – председатель Международного союза частных образовательных организаций. Один из ведущих экспертов в области аккредитации в США.

Доктор Петри: «Образование – это не роскошь»

В апреле 2010 года в рамках Всероссийского съезда руководителей негосударственных образовательных организаций, посвященного 20-летию негосударственного образования России, состоялась встреча руководителей объединений НОО России, США, Украины, Казахстана, ЮАР, Сингапура, Филиппин и Турции, представляющих негосударственное образование этих стран. Итогом встречи стало подписание Соглашения о международном сотрудничестве, которое с российской стороны подписали Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООР), Ассоциация негосударственных высших учебных заведений (АНВУЗ) и Ассоциация негосударственных средних специальных учебных заведений (АНССУЗ). Стороны также подписали учредительные документы Международного союза частных образовательных организаций. Председателем Союза избран известный международный деятель сферы образования доктор Дон ПЕТРИ (США), который ответил на вопросы корреспондента АО.

– Доктор Петри, что вы ждете от этого соглашения? Какие перспективы видите от участия в деятельности Международного союза?

– Подписание соглашения – исторический шаг, который был осуществлен по инициативе негосударственных образовательных организаций Российской Федерации. Его целью является привлечение стран к совместной деятельности в области образования на всех уровнях. Это создает возможности для обоюдного использования результатов научных исследований, достижений национальной политики в сфере образования, ознакомления с учебными планами и практической деятельностью образовательных организаций, характеристиками международного образования, аккредитационными стандартами для совершенствования национальной аккредитационной политики и показателей аккредитации.

Для меня очень важным моментом является то, что основой соглашения выступает сложившийся уровень доверия, коллегиальных отношений между представителями российской стороны – профессором Александром Вильсоном, президентом АсНООР, и профессором Леонидом Столярчуком, вице-президентом Ассоциации по международным вопросам, и мною.

Представители негосударственного сектора образования России и США уже проводили совместные мероприятия и дискуссии по вопросам национальной политики своих стран в области аккредитации. Установлены партнерские отношения со многими другими государствами, включая Китай. Как вы понимаете, личная роль руководителей, подписавших соглашение, которые сотрудничают в целях поиска взаимоприемлемых решений в постоянно меняющихся и развивающихся мировых условиях, очень велика.

Я верю, что положительные результаты сотрудничества между нашими и другими странами в разработке международных инициатив в области образования, приверженность сторон к взаимопониманию может способствовать урегулированию всех тех сложных мировых проблем в образовательной сфере, которые нуждаются в решении.

Показательно, что США и Россия являются партнерами и стремятся к успеху в деятельности созданного Международного союза частных образовательных организаций.

– Каким опытом работы негосударственного сектора образования вашей страны вы хотели бы поделиться с другими участниками соглашения?

– В области образования и у России, и у США существует много недостатков, однако позвольте мне высказаться по двум важным моментам.

Первый. Развитие личности. Складывается впечатление, что все страны мира сегодня сосредоточены только на проверке знаний, полученных в процессе обучения. Я полностью согласен, что это важно и полезно, однако ожидания правительства, родителей и общества сфокусированы именно на «конечном продукте» процесса обучения, т.е. на личности того человека, которую в итоге получает общество.

В конце мая 2010 года в Москве состоялось одно из главных научных событий года не только в России, но и в мире, – международный симпозиум памяти Самюэля Хантингтона «Культура, культурные изменения и экономическое развитие», который продолжил традиции симпозиума «Культурные ценности и прогресс человечества», проходившего в 1999 году в Гарварде. Многие из участников московского симпозиума, а это профессора-исследователи крупнейших университетов мира, были также участниками симпозиума в Гарварде. Основным обсуждаемым вопросом 11 лет тому назад был вопрос относительно «различия и особенностей развитых стран в сравнении с развивающимися странами». В заключение был сделан вывод о том, что не политические или экономические системы стран, не умеренные и тропические зоны, в которых они расположены, не наличие или отсутствие судоходных рек и морских портов и т.д. определяет существенную разницу между развитыми и развивающимися странами. Разница состоит в уровне развития национальной культуры.

Участники симпозиума 2010 года (показательно, что они были приняты президентом России Д. Медведевым), главный акцент сделали на том, как в современных условиях идентифицировать и соотнести интересы развития отдельной личности и интересы общества, государства, если хотите, даже всего мира. Без этого развитие невозможно.

Второй. Аккредитация. Аккредитация в образовательной сфере, по сути, преследует цели контроля качества образования, «побуждения» к непрерывному совершенствованию процесса обучения. Стандарты международной аккредитации уникальны тем, что позволяют через свои «показатели качества» дать возможность оценить, в какой степени школы или другие образовательные учреждения отвечают этим стандартам. Стандарты написаны таким образом, что могут применяться в любой стране мира. Их уникальность в том, что они дают возможность учебным заведениям, точно следуя требованиям стандарта, представлять всю необходимую документацию, инспектируя себя самостоятельно, с учетом различий в системах образования разных стран.

Такой метод аккредитации является противоположностью процедуре лицензирования, осуществляемой правительственной инспекцией, что является дорогим «нисходящим» принципом подхода к аккредитации в отличие от выше описанной, которая олицетворяет «народный подход», поскольку идет «снизу» – от школ и других учебных заведений.

Процесс аккредитации начинает привлекать государства все больше и больше, поскольку их представители руководствуются принципом, что такой подход обеспечит уровень качества образования, в первую очередь, в частных, а затем – и в государственных школах. Этот подход используется в США более 130 лет и становится все более популярным у правительства США и предприятий при решении вопросов оказания финансовой поддержки образованию.

Школы в США традиционно делятся на общественные и частные. Наиболее распространены общественные, в которых учится подавляющее большинство (более 80%) американских детей, хотя первые школы в Америке были частными.

Если брать университетский уровень, то самые престижные университеты в Америке, известные во всем мире, попрежнему являются частными.

Правительство США в настоящее время использует новый подход к государственному финансированию образования с целью использования преимуществ лучших частных школ. Новый подход – создание так называемых чартерных школ. Они получают лицензию («хартию») на право оказания образовательных услуг, самостоятельного распоряжения выделяемыми им ресурсами и пр., взамен гарантируя более высокое качество преподавания и более разумное распоряжение школьными фондами. Чартерные школы совмещают в себе элементы частных и публичных школ, финансируются из государственных средств, что обеспечивает ученикам бесплатное обучение. Таким образом, чартерные школы являются частными предприятиями с использованием общественных ресурсов.

Такой подход уже применяется в некоторых странах, но он является новым для США.

Лучшими школами Америки с самыми высокими оценками по результатам национальных и государственных тестов являются частные школы. Кроме того, они считаются лучшими в области подготовки выпускников, обладающих «хорошим» характером, высокими социальными навыками, а также развитыми адаптивными качествами.

– Как повлиял мировой финансово-экономический кризис на деятельность негосударственных образовательных учреждений вашей страны?

– Некоторые частные школы были вынуждены закрыться. Родители попрежнему считают образование своих детей приоритетом, но экономические реалии сегодняшнего дня оказали сильное влияние на продолжение деятельности многих школ. В связи с тем, что ныне действующее правительство США придало особое значение чартерному виду школ, многие бывшие частные школы закрылись для того, чтобы получить такой статус. Основным плюсом такого шага является получение государственного финансирования. Минус – утрата права преподавать свою собственную уникальную философию, равно как и популяризировать свою теологическую точку зрения.

– Какие проблемы в сфере образования США, с вашей точки зрения, наиболее актуальны сегодня?

– Я назову лишь некоторые.

Аккредитация. С моей точки зрения, образовательные учреждения сами должны нести ответственность за качество своей работы, в то время как правительство сегодня требует от них соответствия нормам. Процедура аккредитации помогает им соответствовать заданным требованиям, и в этом случае выигрывают все.

Тестирование. Тестирование используется для оценки уровня знаний студента, которого он достиг, или определения объема помощи, в которой студент нуждается для достижения необходимого уровня. Я понимаю тех, кто желает получить университетское образование. Но считаю, что американская система общинных (двухгодичных) колледжей, которые готовят специалистов средней квалификации и являются первой ступенькой на пути к получению высшего образования, оказалась неоценимой для формирования образованного общества. Образование, таким образом, рассматривается не как роскошь, вознаграждение, либо эксклюзивная возможность, а способ помочь всем, кто хочет иметь реальную возможность получить блага жизни с его помощью. Возможность получения образования гражданами является неотъемлемым признаком высокоразвитой страны. Я надеюсь, что государственное и национальное тестирование, равно как и порядок поступления в университет, изменятся таким образом, что будут предоставлять больше возможностей всем, кто хотел бы ими воспользоваться.

Программы воспитания личности. Несмотря на то, что характер человека в большей степени задается природой, нежели приобретается в процессе обучения, существует необходимость получения и передачи знаний в области развития и экспонирования положительных черт характера, основанных на принципах, которые могут изменять как отдельных индивидуумов, так и целые народы.

Исследования. Обмен результатами исследований в области образования и их внедрение в практическую деятельность, безусловно, является очень важным моментом. Например, что мы знаем об исследованиях, которые привели нас к тому, чтобы ввести иностранные языки в образовательную программу детского сада, так как дети в этом возрасте не имеют никаких проблем с освоением 2-3 языков сразу? Только дети более старшего возраста и взрослые имеют с этим определенные сложности. Когда во многих странах отказываются вводить в учебную программу иностранный язык до пятого или шестого класса, это связано с непониманием того, что в дальнейшем его изучение становится более трудным для ребенка.

Редакция выражает признательность за содействие в подготовке материала Л.В. Столярчуку, вице-президенту АсНООР по международным вопросам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
КИГИТ – вуз для творческих людей
Омская гуманитарная академия – через тернии к звездам!
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Качественное негосударственное образование на Дальнем Востоке
Западно-Уральский институт экономики и права
Негосударственный сектор образования
Качество образования – гарантия будущего
Качественное образование – основа компетентности специалиста!
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Нужно ли государству негосударственное образование?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ