Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Доступность и качество прежде всего

Победив в конкурсе развития инновационной инфраструктуры в сфере образования, республика Северная Осетия – Алания на четыре года превратилась в федеральную инновационную площадку по модернизации управления образованием. О приоритетных направлениях управленческой деятельности и дорожной карте, обозначающей ориентиры завтрашнего дня, рассказывает министр образования и науки Алан ОГОЕВ.

Просмотров: 130

ОГОЕВ Алан Урузмагович – министр образования и науки Республики Северная Осетия – Алания, доктор экономических наук.

Родился в 1978 году в г. Орджоникидзе (сегодня – Владикавказ). Окончил с отличием Северо-­Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова и также с отличием – Финансовую академию при Правительстве РФ. С 2004 года работал в университете старшим преподавателем, доцентом кафедры международных экономических отношений, преподавал дисциплины «Деньги, кредит, банки» и «Налоги и налогообложение». В 2009 году назначен проректором по финансам и экономике Северо­Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова. С 2011 года занимает должность министра образования и науки Республики Северная Осетия – Алания.

В 2008 году избран депутатом парламента республики четвертого созыва.

Женат, четверо детей.

Республика Северная Осетия – Алания во многом особенная. В частности, самая густонаселенная в России. На ее территории проживает более ста национальностей. Уровень культуры и образования у населения высокий: во всяком случае, работников с вузовскими дипломами здесь гораздо больше, чем в среднем по России.

Победив в конкурсе развития инновационной инфраструктуры в сфере образования, республика на четыре года превратилась в федеральную инновационную площадку по модернизации управления образованием.

О приоритетных направлениях управленческой деятельности и дорожной карте, обозначающей ориентиры завтрашнего дня, рассказывает министр образования и науки Республики Северная Осетия – Алания Алан ОГОЕВ.

– Алан Урузмагович, какие направления деятельности министерства вышли на первый план в настоящее время?

– В условиях нового федерального закона об образовании наша главная цель – повысить доступность и качество образования для каждого жителя республики. Все выпускники общеобразовательных организаций должны быть готовыми к освоению профессиональных компетенций и уметь адаптироваться к внешним изменениям. Для достижения этой цели предстоит добиться материально-­технической оснащенности не только учреждений-лидеров, но и сельских школ и школ высокогорья. Только в этом случае подготовка к взрослой жизни будет качественной.

Другая цель – создать условия для развития детей с высокой мотивацией к обучению. На ее решение направлена республиканская целевая программа «Одаренные дети» и широко распространенное олимпиадное движение, которое министерство поддерживает и будет поддерживать в дальнейшем. Кроме того, мы стремимся повысить интерес детей к техническим наукам и инженерным специальностям. В республике активно развивается новое направление технического творчества – робототехника. В апреле текущего года министерство совместно с IT-парком «Алания» провели открытое первенство Северо­-Кавказского федерального округа по робототехнике, в котором приняли участие более 200 человек.

В 2014 году на реализацию мероприятий для выявления и поддержки творческой молодежи в республиканском бюджете запланировано более 6 млн. рублей. В результате количество участников всероссийских и международных конкурсов уже выросло на 38 процентов. Осуществляется переход на республиканскую систему оценки качества дополнительного образования детей, определены критерии выполнения государственных заданий на дополнительные образовательные услуги.

Приоритетной задачей является и создание необходимых условий для получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития. В прошлом году для этой цели был создан Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования.

Для достижения качества очень важна готовность к работе по ФГОС на всех уровнях образования – от дошкольного до дополнительного. Подчеркну: стандарты основаны на новой философии образования и требуют серьезных перемен в деятельности учебных заведений. А это, в свою очередь, ведет к основательному изменению процесса подготовки и повышения квалификации педагогов, особенно в части учебно-методического сопровождения.

В целом мы стремимся формировать такую идеологию образования, когда за результат будет приниматься развитие интереса ребенка к обучению, познанию нового, и это станет основой, позволяющей выпускнику школы определить свое место в современном мире.

– Как в Северной Осетии решают главную проблему сегодняшней экономики – развивают подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена?

– Система СПО республики находится в состоянии поэтапного реформирования. Сейчас в ее составе насчитывается 21 учреждение, где идет подготовка по 45 профессиям и 54 специальностям. Общий контингент обучающихся составляет свыше 11 тыс. человек. Мы считаем систему СПО сферой стратегической и приводим содержание и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и приоритетных направлений экономики. Республика является победителем конкурсного отбора в рамках федеральной целевой программы развития образования по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации».

Для популяризации рабочих профессий провели на базе Ардонского аграрного технологического колледжа открытый чемпионат профессионального мастерства республики в рамках WorldSkills Russia-2014 по 19 профессиям. Состязания в мастерстве получили международный статус, так как в них участвовали представители Финляндии, Германии, Латвии, Южной Осетии. Чемпионат удостоился высокой оценки представителей и руководителей WorldSkills International и общественности республики. Без сомнения, это способствовало повышению качества профессиональной подготовки и вовлечению молодежи в производственные секторы экономики.

– Вы уже отметили, что уровень подготовки учителей и преподавателей имеет огромное значение для повышения качества образования. Хотелось бы знать, какие меры осуществляются для привлечения молодежи к работе в школах, техникумах, колледжах и адаптации начинающих специалистов к нелегким условиям, в которых существуют современные образовательные организации.

– Вопросы совершенствования подготовки педагогических кадров находятся среди приоритетов образовательной политики нашей республики.

Хочу подчеркнуть, что главная роль в достижении качества образования на всех уровнях принадлежала и будет принадлежать педагогу. Государство на уровне федерального закона признало особый статус и особую роль учителя. Но при этом потребовало от него гораздо больше, чем умение «планировать и проводить учебные занятия». Профессиональный стандарт педагога предполагает, что специалист, который решил работать в школе, должен знать и уметь чрезвычайно много. Появление этого документа служит своего рода сигналом, показывающим, что нам необходимо активно работать над изменениями в организации, масштабе, содержании, технологиях подготовки педагогических кадров.

Северо-­Осетинский государственный педагогический институт уже проводит мониторинг потребностей республиканской системы образования в педагогических и управленческих кадрах. Теперь предстоит разработать модель целевой контрактной подготовки, предполагающую обязательное сопровождение и гарантированное трудоустройство специалистов, и модель гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, включающую новые формы практики и механизмы сетевого взаимодействия организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Статус и престиж педагогической профессии в республике повышаются. Об этом свидетельствуют итоги прошедшей приемной кампании. В педагогическом институте впервые за последние годы конкурс на дошкольное и начальное отделения составил шесть человек на место. На мой взгляд, это реакция на государственную политику в области образования, прежде всего на повышение заработной платы. Играет роль и особое отношение к молодым педагогам. В 2012 году, мы создали ассоциацию молодых учителей, помогающую адаптироваться специалистам, которые только приступили к педагогической деятельности. В прошлом году реализовали совместный проект республиканского министерства и Института проблем образовательной политики «Эврика» – конкурс «Школа кадрового резерва», нацеленный на выявление креативных и талантливых. Ежегодно проводим конкурс «Педагогический дебют». А сейчас начинаем воплощать в жизнь проект ипотечного кредитования, который также будет способствовать привлечению в систему общего образования перспективных молодых специалистов. Помогает адаптации и институт наставничества, который успешно работает на базе республиканского института повышения квалификации работников образования, сохраняя преемственность поколений и устанавливая контакт между опытными талантливыми учителями и молодыми педагогами.

– Для такой густонаселенной и многонациональной республики, какой является Северная Осетия – Алания, важно вовлечение школьников и молодежи в социальную практику, гражданское и нравственное воспитание. Какие республиканские проекты, программы и другие мероприятия более всего этому способствуют?

– Ежегодно во Владикавказе проходит финал Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека». Это событие – знак доверия и высокой оценки эффективной работы образовательных учреждений города и всей республики в вопросах реализации приоритетного национального проекта «Образование». Ведь, как известно, развитие сферы воспитания одно из важнейших его направлений.

По инициативе Таймураза Мамсурова, возглавляющего республику, уже второй год успешно реализуется образовательный проект «Культура Осетии – детям», финансируемый из регионального бюджета. Как во Владикавказе, так и в районах школьники бесплатно посещают учреждения культуры и искусства: театры, концертные организации, музеи. Проект имеет большое значение для расширения кругозора и эстетического воспитания детей и подростков.

Республика участвует в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011-2015 годы и имеет собственную целевую программу аналогичного направления на тот же период. В рамках этих программ проводится большое количество мероприятий. Это увековечение памяти павших в борьбе за независимость нашей родины: охрана памятников, проведение субботников, экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсов военно-патриотической песни.

Наши школьники принимают участие в туристско­краеведческом движении учащихся РФ «Отечество» и республиканском движении «Мой Иристон», всероссийской акции «Я – гражданин России». Мероприятия посвящаются двухсотсорокалетию вхождения Северной Осетии в состав России.

– Известно, что в вашей республике выпустили конституцию для детей. Что она собой представляет?

– Это единственное в своем роде издание, в которое включены наиболее доступные для детского восприятия статьи из конституции республики. Иллюстрации к ним сделали сами дети. Думаю, чтобы жить по праву, закон законов знать необходимо. И чем раньше это произойдет, тем лучше.

– В чем, на ваш взгляд, состоят основные достижения высшего образования Республики Северная Осетия?

– Система высшего образования нашей республики ориентируется на лучшие традиции отечественных вузов. Нам удалось сохранить хороший уровень подготовки профессорско-преподавательского состава. Сегодня в вузах функционируют научно-исследовательские и инновационно-технологические центры, которые участвуют в международных программах и грантовых российских и зарубежных конкурсах. Например, в Северо­-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова, который является родоначальником высшего профессионального образования на Северном Кавказе, с 2005 года успешно работает центр коллективного пользования «Физика и технологии наноструктур». Во время своего визита для участия в августовской конференции работников образования республики министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов посетил университет и предложил, чтобы вуз развивался не только как республиканский, но и региональный центр высшего профессионального образования.

Стоит отметить, что по итогам мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений высшего образования Минобрнауки РФ все четыре государственных вуза нашей республики выдержали проверку на эффективность.

В настоящее время принято стратегическое решение о восстановлении на инновационной основе промышленности СКФО. Вузы республики примут активное участие в подготовке кадров для новой экономики.

– Какие направления образовательной политики будут приоритетными в этом году и в ближайшем будущем?

– Программа развития образования республики на 2014-2018 годы – это дорожная карта наших действий. В первую очередь она нацелена на совершенствование системы профессионального образования, которая должна стать современной и привлекательной как для потенциальных абитуриентов, так и инвесторов. При этом необходимо сохранить функцию социализации подростков и усилить систему воспитательной и гражданско-патриотической работы.

Закон «Об образовании в РФ» позволяет создавать на базе образовательных организаций гибкую инфраструктуру для подготовки кадров по так называемым «коротким» и «длинным» программам. Делается это совместно с работодателями. Предполагается, что к 2018 году 60 процентов колледжей и техникумов республики будут иметь структурные подразделения на производстве, а часть заключит концессионные договоры о размещении на своих площадях оборудования предприятий.

Новой значимой единицей инфраструктуры системы профессионального образования республики должны стать многофункциональные центры прикладных квалификаций: их к 2018 году планируется создать не менее 7. Предполагается, что развитие сети центров даст возможность охватить все возрастные группы населения короткими адресными интенсивными программами профессионального обучения, а также обеспечит эффективное использование имеющихся ресурсов, расширит полномочия работодателей в управлении профессиональной подготовкой кадров и признании квалификаций.

Мы должны создать комплекс условий, включающий научно-методическое, кадровое, материальное, информационное, финансовое обеспечение профессионального образования, его открытость обществу, а также принять меры для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Говорят, чтобы вырастить настоящий английский газон нужно косить его раз в неделю, но триста лет подряд. Эта история в чем­то напоминает и становление системы образования: чтобы добиться определенных успехов, необходима постоянная длительная работа. В дальнейшем мы будем совершенствовать действующие механизмы образовательной сферы и создавать новые перспективные направления.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Республиканский колледж культуры (г. Владикавказ): Верность традициям
Ардонский аграрно-технологический колледж: Путь к вершинам
Первый нефтяной вуз страны: возрождение
Новые горизонты образования
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Научный потенциал Челябинской области
Новаторство как основа деятельности
Курс – на международное сотрудничество
Республика Дагестан - реиональный обзор
От инвестиций в экономику – к развитию образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ