Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Доброжелательность как стиль воспитания педагогов

ЧГПУ выполняет миссию по подготовке педагогов для системы образования Челябинской области. Об организации учебного процесса и воспитания педагогов в Челябинском государственном педагогическом университете.

11.06.2009
Просмотров: 1522
ЛАТЮШИН Виталий Викторович, ректор ЧГПУ, профессор

ЛАТЮШИН Виталий Викторович, ректор ЧГПУ, профессор:

– Для всех преподавателей и сотрудников наш университет является родным домом. Домом, которому в этом году исполняется 75 лет. За это время ЧГПУ из небольшого педагогического института вырос в университет, который занимается не только подготовкой педагогических кадров для всего Южного Урала, но и дает путевку в жизнь менеджерам и инженерам. С нашим университетом нередко связаны судьбы нескольких поколений: практически на каждом из факультетов можно встретить студентов, чьи родители, бабушки и дедушки тоже учились здесь. Для вчерашних школьников ЧГПУ также становится домом: здесь молодые люди не только получают знания, но и активно реализуют себя в творчестве, спорте, волонтерской работе.

Ректорат ЧГПУ и руководители всех структурных подразделений университета понимают: какова атмосфера в доме, таково и настроение, подход к работе и отношение к большинству жизненных реалий. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы наша рабочая атмосфера всегда была теплой, дружеской и создавала настрой на плодотворное решение всех поставленных перед нами задач.

Вуз, руководители которого каждое утро встречают студентов и преподавателей в фойе главного корпуса, – это отнюдь не иллюстрация из романа в жанре социальной фантастики. Такое начало дня стало привычным для студентов и преподавателей Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), каждый из которых может задать ректору и его заместителям волнующий вопрос – без ожидания своей очереди в приемной и предварительной записи.

Из первых рук

Ректор ЧГПУ Виталий Латюшин и проректоры абсолютно открыты для общения, так как предпочитают решать проблемы, нередко возникающие в большом университетском хозяйстве, без посредников. Бывает, и вопрос-то у студента, особенно у первокурсника, как кажется, пустяшный, а задать его и получить ответ решительности не хватает. Из неразрешенного вопроса впоследствии может вырасти серьезная проблема, которая, чего доброго, перерастет в потерю интереса к учебе. Поэтому первые лица ЧГПУ решили до минимума сократить расстояние между собой и студентами, давая им возможность в случае необходимости получить ответ из первых рук.

Традиция открытости в ЧГПУ поражает своей простотой, поэтому и кажется на первый взгляд необычной. Казалось бы, сейчас никого не удивишь виртуальной приемной руководства учреждения, созданной на его официальном сайте. Таковая имеется, конечно же, и в ЧГПУ – видимо, для самых нерешительных студентов. Но ее особенность заключается в том, что поступившие вопросы, даже практически анонимные, не остаются без внимания. Ректор университета и проректоры по разным направлениям работы просматривают почту каждый день и тут же, буквально в течение нескольких часов, отвечают на поступившие вопросы. Конечно, среди вопросов можно увидеть и критику, касающуюся работы вуза. Примечательно, что такие жалобы остаются опубликованными на сайте. Принцип открытости касательно ЧГПУ работает и в Интернете. Такая в университете сложилась традиция.

От института к университету

В 1934 году, когда «прародителем» ЧГПУ стал небольшой педагогический институт, его руководству общаться со студентами было намного проще, ведь первый набор состоял всего из 53 человек. К 75-летию, которое университет отметит нынешней осенью, он имеет в своем составе 15 факультетов, 4 института и 55 кафедр, а количество студентов исчисляется тысячами.

Сейчас вуз ведет подготовку учителей по 30 специальностям высшего профессионального образования и пяти направлениям подготовки бакалавров. Причем среди выпускников вуза педагоги не только для общеобразовательных школ, но и для других систем – дошкольного, начального и среднего профессионального, а также коррекционного образования. Будучи единственным в Челябинской области специализированным педагогическим вузом, университет ведет подготовку квалифицированных кадров практически по всему спектру программ региональной системы образования. По сути, вуз для области является основным поставщиком педагогических кадров. Учитывая это, осваиваются новые специальности, причем не только педагогического профиля.

Сравнительно недавно в ЧГПУ – наряду со специальностями «Тифлопедагогика и специальная психология», «Дошкольная педагогика и психология», «Безопасность жизнедеятельности», «Культурология», «Социальная работа, «Перевод и переводоведение», «Информатика и менеджмент организации» и рядом других – открылись 6 специальностей по подготовке педагогов для учреждений начального профессионального образования.

Еще одна профессия

Не осталась обделенной со стороны ЧГПУ и система дополнительного образования. Ежегодно настоящим открытием для многих студентов педагогического университета становится институт дополнительных творческих педагогических профессий (ИДТПП). Попасть учиться на любое из пяти его отделений и получить профессию педагога дополнительного образования не так-то просто. Каждый год в сентябре ИДТПП устраивает презентацию своих специальностей для первокурсников, приглашая их овладеть параллельно с основным обучением еще одной квалификацией. Например, руководителя детского коллектива современного танца или детской секции аэробики.

Будущие педагоги редко отказываются от уникальной возможности получить дополнительную квалификацию. Причем ажиотаж при приеме зачастую зависит от веяний времени. Например, если несколько лет тому назад студенты стремились получить сертификат руководителя детского клуба авторской песни, то в последнее время особенно популярны такие направления дополнительного образования, как театр мод, фотодело, компьютерный дизайн, восточные танцы, степ-аэробика и современная хореография.  Сегодня на пяти отделениях института (художественно-эстетическом, организационно-педагогическом, прикладного творчества, спортивного совершенствования и досуговой деятельности) обучается более 1600 студентов всех факультетов ЧГПУ по 49 дополнительным профессиональным образовательным программам.

Как правило, в школах с радостью встречают молодого педагога, который, помимо основного предмета, может вести еще и «кружок по интересам», при этом его знания в этой области подтверждаются соответствующим сертификатом. А так как сертификаты студенты университета получают на третьем курсе, многие из них начинают работать руководителями детских кружков задолго до защиты диплома о высшем образовании.

Окончание института дополнительных творческих педагогических профессий ознаменовано для наиболее успешных студентов не только вручением сертификата, но и возможностью влиться в знаменитые творческие коллективы ЧГПУ, которых насчитывается более 30. Вокальные ансамбли «Vita» и «Эпатаж», ансамбль духовной музыки, коллективы современного танца «Кислотный дождь», «Колония нестрогого танца», «Версия», ансамбль народного танца «Ах, Ванечка!», театр «Профиль», команда степаэробики «Флэйм», ВИА «Скриншот», театры моды «Марина», «Овация» и «ДИКЭ», театр русского костюма и многие другие коллективы являются лауреатами городских, региональных и международных конкурсов. География их выступлений не ограничивается Челябинской областью и даже пределами России. Попасть в число участников действительно считается престижным.

В том, что в Челябинском государственном педагогическом университете творчество студентов поставлено на самый высокий уровень, не возникает сомнений. Об этом говорят и трофеи, которые получает вуз на «самом студенческом» мероприятии – городской «Весне студенческой». В 2008 году делегация университета из 472 человек в жанровых конкурсах завоевала 98 призовых мест и все гран-при фестиваля! Можно лишь позавидовать детворе, которая будет учиться у таких талантливых педагогов.

Внимание к воспитанию

Свои педагогические таланты студенты ЧГПУ проявляют задолго до получения диплома и не только во время учебной практики. Среди обилия студенческих отрядов, созданных в университете, особого внимания заслуживает педагогический отряд «Луч» – первый из подобных, которые были созданы в советских вузах.

Студенты-педагоги работают с детьми, повышая тем самым собственный профессионализм. За время обучения молодые люди успевают побывать в самых разных педагогических амплуа: практикантами в детских садах и коррекционных образовательных учреждениях, а также вожатыми и воспитателями в детских оздоровительных лагерях. Студенты, состоящие в педагогическом отряде, учатся устраивать детям яркие незабываемые праздники.

Надо отметить, что «Луч» – далеко не единственный из подразделений отдела воспитательной работы ЧГПУ. Среди них – традиционные для вузов стройотряд, отряд проводников и отряд сервиса. Став их «бойцами», студенты университета получают возможность набраться опыта и подзаработать. Кроме этого, в университете ведет активную деятельность отряд спасателей. Не возникает сомнений в том, что участие в деятельности таких подразделений вуза и непосредственно трудовая деятельность имеют и воспитательный эффект.

Для этих же целей в ЧГПУ при отделе воспитательной работы создано студенческое бюро трудоустройства. Оно помогает учащимся найти подработку во время обучения, а выпускникам – трудоустроиться по полученной специальности. Также бюро занимается развитием деятельности студотрядов и формированием у студентов мотивации к трудовой деятельности. Бюро имеет для сплочения в группах. Самые дружные академические группы вуза участвуют в соревновании, в котором из них, по опросам учащихся, выбирается лучшая. Не обходит вниманием конкурс и лучшего старосту группы, от которого, как известно, во многом зависит общая атмосфера в студенческом коллективе.

Во внеучебное время студенты не остаются без воспитательного воздействия. Регулярно проводятся конкурсы на лучшее общежитие и студенческую комнату, «фестиваль гостеприимства» среди общежитий ЧГПУ. Благодаря всеобъемлющей работе в этом направлении, университет трижды (2001, 2004 и 2006) становился победителем Всероссийского конкурса моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах России. И это немаловажно для учебного заведения, которое готовит специалистов для работы с детьми. От того, насколько воспитан сам педагог, будет зависеть не только уровень уважения к нему учащихся, но и в целом отношение к учительству, представители которого должны являть собой образец поведения.

В науку - со школьной скамьи

Творческая молодежь в ЧГПУ принимает активное участие и в научно-исследовательской работе. В 2008-2009 учебном году в научном студенческом обществе состояло 2250 студентов всех курсов очной формы обучения, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в 124 научных кружках, проблемных группах и экспериментальных лабораториях.

Чтобы резерв для научного студенческого сообщества не оскудел, более сорока лет назад в вузе озаботились его своевременной подготовкой из числа учащихся школ Челябинска. Именно тогда ЧГПУ и Дворец пионеров и школьников имени Н.К. Крупской создали научное общество учащихся, которое за эти годы прошли более 50 тысяч школьников. В нынешних реалиях научными руководителями его секций и кружков выступают более 30 ученых университета. И не напрасно. Поддержание интереса к научным исследованиям дает положительный результат: нередко школьники приходят учиться в ЧГПУ, а после получения диплома поступают в аспирантуру вуза.

Сейчас в аспирантуре университета, работающей по 31 направлению, обучается 250 человек. Почти тридцать лет в ЧГПУ действует и докторантура, которая готовит кадры высшей квалификации по физиологии, педагогике, русскому языку, методике преподавания физики, биологии. В данный момент работу над докторскими диссертациями завершают 6 докторантов.

Юбилей вуза

В нынешней ситуации ЧГПУ выполняет важную миссию по подготовке педагогов для системы образования Челябинской области, прекрасно справляясь с поставленной государством задачей. Известно, что учитель – одна из самых гуманных профессий, для полноценного овладения которой требуются не только высокие моральные качества, но также хорошие преподаватели и достойные условия обучения. В ЧГПУ эти вопросы решает квалифицированный преподавательский состав, а занятия проходят в аудиториях, в достатке оснащенных компьютерной техникой. Университет шагает в ногу со временем.

А через несколько месяцев один из крупнейших вузов Челябинской области преодолеет 75-летний рубеж. Уже сейчас в университетеюбиляре полным ходом идет подготовка к празднованию этого знаменательного события. Перелистывая страницы истории развития ЧГПУ, можно сказать, что вуз отметит юбилей, сохранив лучшие традиции в обучении и воспитании молодежи. Сквозь них красной нитью проходит доброжелательное отношение друг к другу представителей разных поколений.

Уже осенью значительная часть сегодняшних выпускников Челябинского государственного педагогического университета пополнит школы, сказав перед своим первым классом: «Здравствуйте, я ваш новый учитель!» От того, как молодой учитель будет каждое утро приветствовать своих учеников, зависит очень многое. Если он будет готов начать свой день с решения их проблем, пусть даже самых мелких, значит, годы учебы в родном университете не прошли даром, и вчерашний студент впитал все лучшее из того, что так старались передать ему преподаватели.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: внеучебная деятельность, педагогическое образование, ЧГПУ, челябинская область, alma mater, ао-31

Похожие материалы:
ОмГПУ: опыт и перспективы развития
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Оценка качества образования: региональная модель
Воспитательные процессы в Краснодарском архитектурно-строительном техникуме
ТИЭИ: ориентация на личность студента
Оптимизация воспитательного процесса в техническом вузе
Южно-Уральский институт управления и экономики: верность миссии
Уральский вклад в развитие российского спорта
Новой школе – педагоги новой формации
ХГАЭП: акцент на развитие общей культуры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
ПАРАДОКСЫ на ВУЗПРОМЭКСПО
13-14 декабря под эгидой Минобрнауки России состоялась V ежегодная национальная выставка...
Из журнала
#89Организация системы профессиональных квалификаций
#91О независимой оценке квалификаций
#88Качество определяет конкурентоспособность
#87Высокий потенциал негосударственного сектора
#89Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ