Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы и перспективы профессионального образования Татарстана

Татарстан – один из лидеров среди российских регионов в переводе экономики на инновационные рельсы. Бесспорным подтверждением тому стало избрание Президента Рустама Минниханова руководителем Ассоциации инновационных регионов России. Это о многом говорит и ко многому обязывает. В том числе – в сфере образования и науки, где по своему потенциалу Татарстан также в числе идущих впереди.

Просмотров: 1692

Татарстан – один из лидеров среди российских регионов в переводе экономики на инновационные рельсы. Бесспорным подтверждением тому стало избрание Президента Рустама Минниханова руководителем Ассоциации инновационных регионов России. Это о многом говорит и ко многому обязывает. В том числе – в сфере образования и науки, где по своему потенциалу Татарстан также в числе идущих впереди.

Образование и наука – это отрасли, которые нуждаются в постоянном обновлении. Сегодня они в России претерпевают сложные преобразования. При проведении реформ важно, с одной стороны, сохранить лучшие традиции и достигнутые результаты, с другой – интегрироваться в мировое сообщество, добиваясь первенства в перспективных направлениях. Новый Федеральный закон «Об образовании», на наш взгляд, расширяет поле для улучшения деятельности всей системы образования, в том числе на уровне регионов.

Республика еще до принятия вышеназванного закона определилась с главным направлением развития профессионального образования. В 2011 году наш Кабинет Министров принял постановление о создании 14 научно-образовательных кластеров с «якорными» учебными заведениями – ведущими университетами, в число которых вошел и научно-образовательный кластер Университета управления «ТИСБИ».

Более чем через полтора года работы кластеров можно говорить как о проблемах здесь, так и о результатах. Отметим наиболее важные моменты.

Хотя слово «кластер» является для нас достаточно новым, но похожий опыт, причем успешный, в стране уже был в советский период. Это тресты, которые создавались по отраслевому принципу. Наиболее крупные имели свои институты, техникумы и профессионально-технические училища. В их работе было много того, о чем можно мечтать и сегодня: у «трестовских» учебных заведений была хорошая материальная база, достаточно мощное финансирование, отвечающий высоким требованиям того времени преподавательский состав, гарантированное трудоустройство выпускников.

Проблемы, с которыми сталкивается развитие кластеров в настоящее время, связаны с устаревшей учебно-материальной базой, недостаточным финансированием, высоковозрастным педагогическим составом, устаревшими методами и технологиями обучения, крайне низкой мотивацией работы преподавателей и учащихся и, как следствие, слабой профессиональной подготовкой и невостребованностью выпускников.

И все это при острой нехватке квалифицированных кадров. То есть финансы, выделяемые на профессиональное образование, расходуются неэффективно. Конечно, новые кластеры созданы для устранения этих проблем и в определенной степени решают задачу, поставленную Правительством. Каждый из них в отдельности находится в поисках путей ее решения, и некоторые смогли достичь определенных успехов. Но перевод экономики республики на инновационный путь развития требует от профессиональной подготовки гораздо большего, можно даже сказать – прорывного результата, и в предельно короткие сроки.

Какие видятся пути улучшения работы кластеров? Прежде всего, профессиональное образование нуждается во всестороннем и глубоком научном исследовании. Необходимы гласность и открытость в обсуждении их работы, широкое участие в этом работодателей, бизнес-сообществ, общественности и молодежи. Результатом должно стать принятие на правительственном уровне Программы развития профессионального образования республики до 2020 года.

Главным ориентиром кластеров должно стать обеспечение экономики республики конкурентоспособными кадрами. Соответственно, необходимо исходить из интересов работодателей. К сожалению, выпускники, получая профессиональную подготовку в отрыве от работодателя, вынуждены затем доучиваться на производстве. Это влечет большие потери по времени, снижение производительности труда, неэффективное использование оборудования и технологий. Что же выгоднее предприятиям – доучивать специалистов на производстве или участвовать в системе подготовки высококвалифицированных кадров? Но работодатели пока не готовы поддерживать профессиональное образование. Отсутствуют конкретные законы и механизмы их участия в подготовке специалистов.

В последние годы много говорится о необходимости продажи научных разработок, проектов бизнес-планов и т.д. Опыт зарубежных стран, особенно Китая, где лаборатории технологических вузов зарабатывают десятки миллиардов юаней, говорит о перспективности этого направления. Нужно вдохнуть предпринимательский дух в наши научно-педагогические кадры. К сожалению, значительная часть из них продолжает работать по старинке. Уместно было бы делать ставку на талантливую молодежь, предоставив ей мощную мотивацию. И тогда мы можем быть уверены, что при образовательных учреждениях появятся столь ожидаемые технопарки и малые инновационные предприятия.

Бизнес и реальная экономика всегда будут опережать возможности образовательных организаций по внедрению новейшего оборудования и технологий. Образование свою материальную базу обеспечит, если только сможет организовать работу в тесной интеграции с предприятиями реальной экономики. Десятки учебных цехов на предприятиях, учебные классы, учебно-демонстрационные центры современного оборудования должны появиться в республике уже в ближайшем будущем. Но для начала нужна правительственная поддержка – организационная, моральная и, конечно, материальная.

Актуальная тема – преподавательский состав и новые технологии обучения. Общеизвестно, что каждые два года объем знаний в мире десятикратно увеличивается. Ни один вуз, даже всемирно признанный Гарвардский университет, не может дать студенту всех знаний, поэтому меняется философия самого образования. Сегодня задача вуза – дать базовые профессиональные компетенции и методику самообразования на всю жизнь.

Республика богата маститыми учеными, педагогами. Инновационное образование требует эффективного использования этого потенциала, в то же время следует учитывать, что современная молодежь мало тяготеет к лекциям, читальным залам и учебникам, отдавая предпочтение компьютерным технологиям и интернет-обучению. И это также необходимо учитывать в процессе модернизации образовательного процесса. Необходимо укреплять компьютерную базу, совершенствовать информационные технологии, создать центры практического обучения работе с программно-насыщенной техникой.

Проблемой остается организация производственной практики. Баз не хватает, порой они вообще отсутствуют. Только изменив государственные стандарты, мы сможем как следует организовать производственную подготовку будущих кадров – например, по формуле: два дня в неделю теория, три дня – практика. Можем заверить, результат будет совершенно другой.

Среди важных направлений, которые должны учитываться в профессиональной подготовке, – обучение студентов предпринимательской деятельности. Основным драйвером инновационного развития в России может быть только частный бизнес. Он в нашей стране очень молод, но именно малый и средний бизнес – ключевой элемент конкурентоспособной экономики, формирующий средний класс и требующий особого внимания.

Работа по обучению будущих специалистов иностранным языкам, прежде всего английскому, в целом организована крайне слабо. А без английского языка, на котором быстрее всего распространяются новые знания, не будет интеграции в мировое инновационное сообщество. Поучителен опыт Сингапура, который в Татарстане изучается под патронатом Президента. В этой стране три четверти населения – китайцы, остальная часть в основном малазийцы. Школьное образование идет на родном языке, высшее – на английском, поэтому английский язык в Сингапуре знает все трудоспособное население.

Очень важный вопрос: кого и в каком количестве обучать? Здесь можно было бы применить несколько подходов: составить баланс кадров по наиболее востребованным специальностям, в каждом муниципальном образовании утвердить перечень наиболее востребованных профессий. Целесообразно делить среднее профессиональное образование на государственный и муниципальный уровни. Часть учебных заведений можно было бы передать в частные руки с условием сохранения видов деятельности. Если работодатели примут участие в софинансировании подготовки кадров по схеме 50/50 или в других оптимальных соотношениях, то такой подход наведет порядок и в вопросах эффективного использования средств на повышение квалификации. Только на законодательном уровне работодателю понадобится хорошая мотивация.

В нашей стране сегодня почти 80 процентов выпускников школ поступают в вузы, и никакие меры противостоять этому не могут. Хотя мы согласны с тем, что сегодня больше нужны технические, рабочие кадры. Необходимые шаги в этом направлении сопряжены со многими переменами, о которых мы говорили ранее. В том числе с повышением оплаты труда педагогов, которая должна быть не ниже зарплаты работников реального сектора экономики региона. Наши профессионально-технические училища с их бесплатным питанием и неуклюжей спецодеждой превратились в подобие учреждений социальной защиты и стали антиагитацией профподготовки.

Необходимо создать «новый тип» рабочего человека, уважаемого и ценимого в трудовом коллективе и в обществе, с достойной заработной платой. И только в этом случае большинство молодежи перестанет стремиться к получению мнимого высшего образования. Без этого мы не добьемся выполнения поставленных задач.

При хороших стартовых возможностях нашей страны, очень большом историческом и культурном потенциале достичь успеха возможно благодаря обдуманным инновациям.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Татарстан: конкурентоспособная система образования
ТИСБИ: инновационный рост
В Татарстане создадут 25 ресурсных центров подготовки кадров
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Инновационная идеология КГТУ
Республиканский центр адаптации будет создан на базе «ТИСБИ»
КГУ: задачи и перспективы
Министр образования и науки РТ: «ТИСБИ» образцовый вуз
Место и роль новой модели образования
АГИМС: учиться с желанием

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ