Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Болонский процесс: коммюнике министров образования

Юбилейная конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса прошла 28-29 апреля в Лёвене (Бельгия). Конференция прошла в Университете Лёвена – одном из старейших учебных заведений Европы.

Просмотров: 3091

Десять лет исполнилось с момента подписания Болонской декларации. Это уже история. За всю историю деятельности Европейского Союза не было столь масштабных инициатив, поддержанных 46 странами из 49, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию.

Болонская декларация 1999 года поставила совершенно амбициозные задачи, направленные на создание единого европейского образовательного пространства для повышения конкурентоспособности европейского образования, мобильности студентов и трудоустройства выпускников. Каждые два года министры образования стран, присоединившихся к Болонскому процессу, анализировали достигнутые успехи и планировали совместную деятельность на ближайшее будущее. И с каждой встречей анализ результатов становился все жестче, а задачи все более сводились к необходимости выполнения уже заявленных положений.

К концу отведенного срока стало очевидным, что к 2010 году не все задачи Болонского процесса будут достигнуты в странахучастницах соглашения по целому ряду причин. Но очевидно и то, что отыграть назад уже невозможно. Процесс стал необратимым. И первая декада XXI века стала только начальным этапом коренной трансформации всех национальных образовательных систем европейских стран. Поэтому сейчас, не дожидаясь конечного заявленного срока реализации задач Болонской декларации, определяются ориентиры образовательной политики Европы на последующие десять лет.

Юбилейная конференция министров прошла 28-29 апреля 2009 года в Лёвене (Бельгия). Министры образования из стран Бенилюкса Франк Ванденбрук (Frank Vandenbroucke), Мари-Доминик Симоне (Marie-Dominique Simonet) (Фламандская и Французская общины Бельгии), Рональд Пластерк (Ronald Plasterk, Нидерданды) и Франсуа Билтген (Fransois Biltgen) (Люксембург) пригласили своих европейских коллег из 46 стран-участниц Болонского процесса.

Конференция прошла в Университете Лёвена – одном из старейших учебных заведений Европы, основанном в 1425 году. Выбор символичен: страны Бенилюкса хотят подчеркнуть существенную роль академического сообщества в осуществлении Болонских решений.

Болонский процесс – это не только гармонизация политических стратегий, намеченных национальными государственными органами управления образованием. Вузы, преподаватели и студенты внесли значительный вклад в реализацию Болонских целей и продолжают активно участвовать в формировании Европейского пространства высшего образования.

Все большее количество стран проявляет интерес к развитию Болонского процесса, выражая желание участвовать в диалоге со странами-участницами по вопросам совершенствования международного сотрудничества в сфере высшего образования. В то же время и в европейских странах отмечено стремление развивать более тесные связи с международными системами высшего образования. Поэтому впервые на болонский политический форум были приглашены представители Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Египта, Эфиопии, Израиля, Японии, Казахстана, Киргизии, Мексики, Марокко, Новой Зеландии, Туниса и США. Обсуждались вопросы признания квалификаций, обмена преподавателями, учеными и студентами, а также проблемы гарантии качества образования.

Следующий болонский политический форум пройдет 12 марта 2010 года в Вене и Будапеште.

Министры образования из 46 европейских стран-участниц Болонского процесса приняли коммюнике, провозгласившее приоритеты развития Европейского пространства высшего образования на следующее десятилетие.

По сложившейся традиции, за несколько месяцев до встречи каждая страна подготовила национальные доклады о выполнении болонских соглашений. Специально созданная комиссия тщательно изучила материалы докладов и подготовила свой сводный отчет (Stocktaking Report) в целом по региону и каждой стране отдельно. И так же, как и прежде, выставила баллы по наиболее приоритетным направлениям, используя цветовую шкалу.

В этом номере читатель может познакомиться с некоторыми из материалов конференции: Коммюнике министров образования (в переводе на русский язык) и «болонским светофором» по всем странам-участницам и России отдельно. Боле подробная информация о прошедшей конференции будет размещена в следующих номерах.


Болонский процесс-2020

Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии Коммюнике министров высшего образования стран Европы

Лёвен, 28-29 апреля 2009 г.

Мы, министры, ответственные за высшее образование в 46 странах-участницах Болонского процесса, собрались в Лёвене (Бельгия) 28-29 апреля 2009 г., чтобы оценить достижения Болонского процесса и определить приоритеты формирования европейского пространства высшего образования в следующем десятилетии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. В следующем десятилетии до 2020 г. европейское высшее образование должно внести существенный вклад в развитие Европы знаний, наполненной творчеством и инновациями. Столкнувшись с проблемой стареющего населения, Европа может преуспеть в реализации своих стремлений только путем максимального использования талантов и потенциала всех своих граждан и всеобщего вовлечения в обучение в течение всей жизни, а также расширения участия общества в развитии высшего образования.

2. Европейское высшее образование также сталкивается с серьезным вызовом и вытекающими из него возможностями глобализации и ускоренного развития технологий в связи с появлением новых провайдеров, новых обучающихся и новых типов обучения. Обучение, ориентированное на студента, и мобильность помогут студентам развивать компетенции, необходимые в условиях меняющегося рынка труда и позволят им стать активными и ответственными гражданами.

3. В настоящее время наши страны испытывают на себе последствия глобального финансового и экономического кризиса. Чтобы прийти к устойчивому росту и развитию экономики, динамичное и гибкое европейское высшее образование будет стремиться к инновациям на основе интеграции образования и научных исследований на всех уровнях. Мы признаем, что именно высшее образование должно играть ключевую роль, если мы хотим успешно преодолеть все трудности и способствовать культурному и социальному развитию наших стран. Поэтому мы считаем главным приоритетом государственное финансирование высшего образования.

4. Мы берем на себя обязательство полной приверженности целям европейского пространства высшего образования, где государство ответственно за высшее образование, где вузы реагируют на потребности общества через разнообразие своих миссий. Цель заключается в том, чтобы гарантировать, что у вузов есть необходимые ресурсы для дальнейшего выполнения всех своих задач в полном объеме, таких как подготовка студентов к жизни как активных граждан в демократическом обществе; подготовка студентов для будущей карьеры и предоставление возможностей для личностного роста; формирование и поддержка широкой базы современных знаний и стимулирование научных исследований и инноваций. Осуществляемая реформа систем и политики высшего образования продолжит и укрепит обозначенные ранее европейские ценности институциональной автономии, академической свободы и социального равенства и потребует активного участия студентов и профессорско-преподавательского состава в этом процессе.

I. ДОСТИЖЕНИЯ И КОНСОЛИДАЦИЯ

5. За последнее десятилетие мы расширили европейское пространство высшего образования, сохранив его основу, которая уходит своими корнями в европейское интеллектуальное, научное и культурное наследие; характеризуется непрерывным сотрудничеством между правительствами стран, вузами, студентами, преподавателями, работодателями и другими заинтересованными лицами. Европейские образовательные учреждения и организации также внесли существенный вклад в процесс реформирования высшего образования.

6. Болонский процесс ведет к большей сопоставимости и сравнимости систем высшего образования и способствует мобильности учащихся, а также позволяет вузам привлекать студентов и ученых с других континентов. Высшее образование находится в состоянии модернизации, переходя на трехцикличную систему, предоставляя возможность промежуточных квалификаций в первом цикле в рамках национальных систем, вводя европейские стандарты и рекомендации для гарантии качества. Мы также наблюдаем создание Европейского реестра агентств гарантии качества и формирование национальных структур квалификаций в рамках Европейской структуры квалификаций высшего образования, основанной на результатах обучения и учебной нагрузке. Более того, в рамках Болонского процесса были приняты Приложение к диплому и Европейская система переноса и накопления кредитов для дальнейшего повышения прозрачности и совершенствования процедур признания.

7. Сегодня цели, определенные Болонской декларацией, и политика, сформировавшаяся в течение последних десяти лет, все еще имеют силу. Ввиду того, что не все цели были достигнуты полностью, полноценное и надлежащее их выполнение на европейском, национальном и институциональном уровнях потребует более интенсивных действий и ответственности после 2010 г.

II. ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО: ПРИОРИТЕТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

8. Стремясь к совершенству во всех аспектах высшего образования, мы готовы ответить на вызовы новой эры. Это требует постоянного внимания к качеству. Более того, подтверждая высокую ценность разнообразия наших систем образования, государственная политика стран полностью признает важность многосторонних задач высшего образования, начиная от преподавания и научных исследований и заканчивая служением обществу и обеспечением социального единства и культурного развития. Все студенты и профессорско-преподавательский состав вузов должны быть подготовлены, чтобы реагировать на меняющиеся потребности стремительно изменяющегося общества.

• Социальное измерение: равноправный доступ и завершение образования

9. Студенчество в высшем образовании должно отражать разнообразие европейского населения. Поэтому мы подчеркиваем социальный характер высшего образования и стремимся создать равные возможности получения качественного образования. Необходимо расширить доступ в высшее образование путем развития потенциала студентов из групп, нуждающихся в социальной поддержке, и предоставления им соответствующих условий для завершения учебы. Это включает улучшение условий обучения, устранение всех барьеров, препятствующих обучению, создание соответствующих экономических условий для студентов с целью предоставления им возможности выгодно использовать возможности обучения на всех его уровнях. Каждая страна-участница должна поставить перед собой реалистичные задачи на конец следующего десятилетия с целью расширения всеобщей вовлеченности и увеличения участия в высшем образовании представителей групп, нуждающихся в социальной поддержке. Усилия, направленные на достижение равноправия в высшем образовании, должны предприниматься параллельно с действиями в других сферах образовательной системы.

• Обучение в течение жизни

10. Широкое участие всех заинтересованных лиц также может быть достигнуто через обучение в течение жизни, которое является неотъемлемой частью систем образования. Обучение в течение жизни должно находиться в центре внимания государства. Должны гарантироваться доступность, качество образования и прозрачность информации. Обучение в течение жизни включает получение квалификации, расширение знаний и понимания, приобретение новых навыков и компетенций или обогащение и развитие личности. Обучение в течение жизни предполагает, что квалификацию можно получить путем гибких путей обучения, включая заочное и вечернее обучение, а также обучение по месту работы.

11. Реализация стратегии обучения в течение жизни требует тесного сотрудничества между государственными органами, вузами, студентами, работодателями и сотрудниками. Хартия европейских университетов по обучению в течение жизни, разработанная Ассоциацией европейских университетов, содержит полезные рекомендации о возможных вариантах такого сотрудничества. Успешная стратегия для обучения в течение жизни должна включать базовые принципы и процедуры по признанию предшествующего образования на основе результатов обучения, независимо от того, были ли знания, умения и компетенции приобретены посредством формального или неформального обучения. Обучение в течение жизни необходимо поддерживать соответствующими организационными структурами и финансированием. Идея обучения в течение жизни при поддержке национальной политики должна лежать в основе практической деятельности вузов.

12. Разработка национальных структур квалификаций является важным шагом в реализации обучения в течение жизни. Мы стремимся реализовать их на практике и подготовить к самооценке на предмет соответствия Структуре квалификаций для европейского пространства высшего образования к 2012 г. Это потребует продолжения сотрудничества на уровне европейского пространства высшего образования по выработке Европейской структуры квалификаций для обучения в течение жизни. В рамках национального контекста промежуточные квалификации внутри первого цикла могут стать средством расширения доступа к высшему образованию.

• Трудоустройство

13. В условиях рынка труда, ориентированного на высокий уровень навыков и переносимые компетенции, высшее образование должно вооружить студентов современными знаниями, навыками и компетенциями, которые пригодятся им в течение их профессиональной деятельности. Трудоустройство позволяет личности в полной мере использовать возможности на меняющемся рынке труда. Мы – за повышение первоначальных квалификаций, а также за поддержку и обновление рабочей силы через тесное сотрудничество между правительствами, вузами, социальными партнерами и студентами. Это позволит вузам в большей степени отвечать потребностям работодателей, а им, в свою очередь, лучше понимать образовательную перспективу. Вузы совместно с правительствами, правительственными агентствами и работодателями должны совершенствовать услуги, доступность и качество работы служб по трудоустройству и карьерному росту для студентов и выпускников. Мы поддерживаем предоставление рабочих мест по окончании программы обучения, а также обучение по месту работы.

• Обучение, ориентированное на студента, и миссия обучения в высшем образовании

14. Мы подтверждаем важность образовательной миссии вузов и необходимость продолжения реформы учебных программ, направленных на улучшение результатов обучения. Обучение, ориентированное на студента, требует раскрытия возможностей каждого студента, новых подходов к преподаванию и обучению, эффективных структур поддержки и кураторства, ориентированных непосредственно на обучаемого во всех трех циклах. Таким образом, реформа учебных программ будет длительным процессом, который приведет к высококачественным и гибким формам образования с индивидуальным подходом к учащимся. Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями студенчества и работодателями будут улучшать результаты обучения и совершенствовать международные ориентиры для растущего количества предметных областей. Мы просим вузы обратить особое внимание на совершенствование качества преподавания учебных программ на всех уровнях. Это должно стать приоритетом в дальнейшем выполнении европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества.

• Образование, научные исследования и инновации

15. Высшее образование на всех уровнях должно основываться на современном состоянии дел в науке и технике, стимулируя инновации и творчество в обществе. Мы признаем потенциал программ высшего образования, в том числе и тех, которые основаны на прикладной науке, в развитии новых идей. Следовательно, число специалистов в области научных исследований должно возрасти. Программы по подготовке докторов наук1 должны включать высокого уровня исследования в определенной области знаний и сопровождаться межпредметными и межотраслевыми программами. Кроме того, государственные органы и вузы должны сделать карьеру ученых более привлекательной для молодых исследователей.

• Открытость на международном уровне

16. Мы призываем вузы Европы к дальнейшей интернационализации своей деятельности и к сотрудничеству на мировом уровне с целью постоянного развития. В результате совместных действий стран Европы повысится привлекательность и открытость европейского высшего образования. Конкуренция на мировом уровне должна сопровождаться усиленным политическим диалогом и сотрудничеством на основе партнерских отношений с другими регионами мира, в частности, через организацию Болонских политических форумов с привлечением различных заинтересованных лиц.

17. Транснациональное образование должно руководствоваться европейскими стандартами и рекомендациями для гарантии качества в рамках европейского пространства высшего образования и действовать в соответствии с руководствами ЮНЕСКО и ОЭСР по гарантии качества в транснациональном высшем образовании.

• Мобильность

18. Мы считаем, что мобильность студентов, молодых научных работников и профессорско-преподавательского состава повышает качество программ и успешность научных исследований; она укрепляет академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования. Мобильность имеет огромное значение для личностного роста и трудоустройства, она прививает уважение к разнообразию культур и способность к общению с ними. Она поощряет лингвистический плюрализм, поддерживая традицию многоязычия, характерную для европейского пространства высшего образования, и усиливает сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями. Поэтому мобильность должна стать отличительной чертой европейского пространства высшего образования. Мы призываем каждую страну повысить мобильность, обеспечить ее высокое качество и разнообразить ее виды и сферу действия. В 2020 г. по крайней мере 20 процентов выпускников в европейском пространстве высшего образования должны пройти курс обучения или практики за границей.

19. Необходимо создать возможности для мобильности внутри каждого из трех циклов обучения через структуру программ по присвоению степеней. Совместные степени и программы, как и окна мобильности, должны стать установившейся практикой. Кроме того, стратегия мобильности должна основываться на ряде практических мер, таких как финансирование мобильности, признание, доступная инфраструктура, правила получения визы и разрешения на работу. Гибкие пути обучения и активная информационная стратегия, полное признание предыдущих результатов обучения, поддержка обучения и полная переносимость грантов и займов являются необходимыми условиями. В результате мобильности поток приезжающих и уезжающих студентов в пределах европейского пространства высшего образования должен стать более пропорциональным, мы стремимся к повышению степени участия представителей разных студенческих сообществ.

20. Привлекательные условия работы и возможности карьерного роста, а также открытые условия найма сотрудников на международном уровне необходимы для привлечения в вузы высококвалифицированных преподавателей и научных работников. Принимая во внимание тот факт, что преподаватели – главные действующие лица, необходимо создать благоприятные профессиональные условия для повышения мобильности преподавателей, молодых научных сотрудников и другого профессорско-преподавательского состава; обеспечить соответствующий доступ к социальной гарантии и переносимости пенсий и дополнительных пенсионных прав для мобильного профессорско-преподавательского состава, эффективно используя существующие законодательные структуры.

• Сбор данных

21. Усовершенствованная система сбора данных будет способствовать проведению мониторинга достижений по реализации целей в социальном измерении, трудоустройстве и мобильности, а также других стратегических сферах, послужит основой для анализа и сравнения.

• Многоаспектные механизмы прозрачности

22. Мы отмечаем, что в настоящее время существует несколько инициатив, разработанных для создания механизмов по предоставлению более подробной информации о вузах в рамках европейского пространства высшего образования с целью их большей прозрачности. Мы считаем, что любой из этих механизмов, включая те, которые помогают системам высшего образования и вузам определять и сравнивать свои сильные стороны, должен разрабатываться в тесном сотрудничестве с ключевыми заинтересованными лицами. Эти инструменты прозрачности должны быть тесно связаны с принципами Болонского процесса, в частности, с гарантией качества и признанием, которые остаются нашим приоритетом и должны основываться на сравнимых данных и соответствующих показателях для описания многообразных профилей вузов и их программ.

• Финансирование

23. По мере роста ожиданий общества вузы приобретают большую независимость, чтобы соответствовать потребностям общества и отчитываться за свою деятельность. Учитывая ответственность правительства перед обществом, мы подтверждаем, что государственное финансирование остается важным приоритетом как гарантия равноправного доступа и последующего постоянного развития автономных высших учебных заведений. Больше внимания должно уделяться поиску новых разнообразных источников и форм финансирования.

III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

24. Существующая сегодня организационная структура Болонского процесса, которая характеризуется сотрудничеством между правительствами, академическим сообществом с его представительными организациями и другими заинтересованными лицами, признана как соответствующая цели. В будущем Болонский процесс будет координироваться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в его состав.

25. С целью взаимодействия с другими стратегическими сферами Наблюдательная группа по Болонскому процессу (BFUG) будет поддерживать связь с экспертами и политическими деятелями из других сфер, таких как научные исследования, иммиграция, социальная гарантия и трудоустройство.

26. Мы поручаем Наблюдательной группе по Болонскому процессу подготовить план работы до 2012 г. по дальнейшей реализации приоритетов данного Коммюнике и рекомендаций отчетов, представленных на этой встрече министров, с помощью которых возможна интеграция результатов независимой оценки развития Болонского процесса. В частности, просим Наблюдательную группу по Болонскому процессу:

  • определить показатели, используемые для оценки и мониторинга мобильности и социального измерения и для сбора данных;
  • рассмотреть, каким образом можно достичь разумной мобильности в рамках европейского пространства высшего образования;
  • провести мониторинг развития механизмов прозрачности и отчитаться о его результатах на встрече министров образования в 2012 г.;
  • оптимально используя существующие структуры, учредить сеть, которая будет отвечать за распространение информации и расширение границ влияния Болонского процесса за пределами европейского пространства высшего образования;
  • осуществлять контроль над выполнением рекомендаций, полученных в результате анализа национальных планов работ по признанию.

27. Страны-участницы Болонского процесса будут отчитываться о результатах его реализации согласованным образом.

  • Сводный отчет позволит в дальнейшем усовершенствовать его методологию, основанную на фактических данных.
  • Eurostat и Eurostudent в сотрудничестве с Eurydice внесут свой вклад в этот процесс через сбор необходимых данных.
  • Наблюдательная группа по Болонскому процессу будет следить за своевременной сдачей отчетов, на основании которых к встрече министров в 2012 г. будет подготовлен общий отчет, включающий все вышеупомянутые источники.

28. Мы просим европейскую четверку (ENQA2 – EUA3 – EURASHE4 – ESU5) продолжить свое сотрудничество по дальнейшему формированию европейского измерения гарантии качества и, в частности, по проведению внешней оценки Европейского реестра агентств гарантии качества с учетом мнения заинтересованных лиц.

29. Мы встретимся снова на юбилейной конференции по Болонскому процессу, которая состоится 11-12 марта 2010 г. с участием двух принимающих стран: Австрии (Вена) и Венгрии (Будапешт). Следующая встреча министров стран Европы пройдет в Румынии (Бухарест) 27-28 апреля 2012 г. Другие конференции министров состоятся в 2015, 2018 и 2020 гг.

  1. PhD (прим. переводчика).
  2. ENQA (European Association for Quality Assurance in Higher Education) – Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования.
  3. EUA (European University Association) – Европейская ассоциация университетов.
  4. EURASHE (European Association for Institutions in Higher Education) – Европейская ассоциация учреждений высшего образования.
  5. ESU (European Student Union) – Европейский студенческий союз.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, болонский процесс, конференции, ао-31

Похожие материалы:
В СПбГПУ обсудили международные образовательные и исследовательские программы
Европейская ассоциация международного образования EAIE-2015 в Глазго
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
55-ая конференция Общества истории технологий
От информационной безопасности до искусственного интеллекта
Декларация о Европейском пространстве высшего образования
Совещание-семинар ректоров и проректоров по международной деятельности
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Будущее Европы и России в посткризисном мире
Новые модели приграничного и межрегионального сотрудничества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#96Процессы оптимизации российской высшей школы
#94Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#98Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве