Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Бизнес заинтересован в реформировании образования

Программа «Лифт в будущее» объединяет три необходимых звена инновационного процесса: талантливую молодежь; ведущие российские образовательные организации высшего и среднего профессионального образования; государственные институты и бизнес-структуры, заинтересованные в перспективных высококвалифицированных специалистах.

Просмотров: 1899

ШМЕЛЕВА Елена Владимировна – и.о. декана Высшей школы управления и инноваций МГУ им. М.В.Ломоносова, вице-президент благотворительного фонда «Система», кандидат социологических наук.
Родилась в 1971 году в Ленинграде, окончила факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Восхождение по карьерной лестнице начала с должности младшего научного сотрудника НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ. В дальнейшем работала генеральным директором российского исследовательского агентства MARCO и российского филиала международного исследовательского института «MediaTenorRussia», заведующей кафедрой визуальной журналистики, директором института медиаисследований СПбГУ.
Сфера научных интересов: стратегическое и корпоративное управление, культура инноваций, HSE-менеджмент, управление талантами, стандарты корпоративной социальной ответственности, система управления качеством высшего образования.

Лифт в будущее

Бизнес не должен стоять в стороне

Рынок технологий, экономика знаний предъявляют новые требования практически к каждому из нас. Чтобы обновлять технологии, нужно уметь быстро переучиваться и творчески мыслить, а эти навыки закладываются в детском саду и начальной школе. Очевидно, что массовая школа не может ориентироваться только на исключительные личности и индивидуальное творчество. Ее задача – заложить общий объем знаний об окружающем мире, добиться его полноценного усвоения и социализировать ученика. И этот процесс часто идет, как караван судов, скорость которого определяется самым медленным из них. Только для тех, кто обладает действительно уникальными, исключительными способностями, школа выступает полноценным социальным лифтом, закладывая – вместе с семьей или вместо нее – индивидуальную профессиональную траекторию. Для всех остальных шанс сделать правильный профессиональный выбор в школе практически отсутствует. Бизнес как институт, заинтересованный в кадрах для будущего развития, должен стать третьей полноправной стороной этого процесса.

В силу многообразия своих интересов, бизнес более чутко реагирует на изменения внешней среды, всегда выбирая лучшее из возможного. По изменениям политики HR-подразделений уже очевидно, что конкуренция переместилась с рынка технологий и ресурсов на рынок труда. Поэтому бизнес, причем не только крупный, все чаще берет на себя функции школы – как средней, так и высшей, создавая собственные образовательные программы, центры, кафедры. И становится все более озабоченным состоянием и развитием системы образования, главный недостаток которой видит в слабой мотивации к поиску талантов.

Здесь на первый план выходит учитель. Общение с учителем – основной момент для появления интереса, настоящего любопытства ученика. Обсуждая закон об образовании и реформу образования в целом, совсем выпустили из вида самое важное: кто будет учить? как сделать эту профессию действительно привлекательной? В этой ситуации бизнес не должен стоять в стороне. Чтобы заметить и развить талант, даже просто способного ученика, надо самому быть творческой личностью, уметь не только давать базовые знания, но и выявить в каждом талант, а также помочь ему развиться. Для этого самому нужно постоянно совершенствовать свои знания. Как раз в этом учителю мог бы помочь бизнес, придя в школу с рассказом о современных технологиях и профессиях, поощряя лучших учеников и их педагогов, инвестируя в творческую и научную инфраструктуру, которая должна быть доступна каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи. Таким образом, бизнес должен быть напрямую подключен к работе по подготовке современных учителей. К сожалению, новый федеральный закон об образовании ничего не говорит об этом.

Предположение некоторых законодателей о том, что бизнес захочет каких-то привилегий за выполнение этой работы, ошибочно. Напротив. АФК «Система»1, в частности, исключительно автономно и за счет чистой прибыли уже несколько лет реализует программу «Лифт в будущее»2. Эта программа объединяет три необходимых звена инновационного процесса: талантливую молодежь, желающую занять достойное место в обществе; ведущие российские образовательные организации высшего и среднего профессионального образования; государственные институты и бизнес-структуры, заинтересованные в перспективных высококвалифицированных специалистах. Цель этого проекта – поддержка и удержание в России талантливой молодежи: через гранты, стипендии, стажировки, летние научные школы, отраслевые молодежные форумы, сети лабораторий и научно-технических центров, бесплатные образовательные программы и другие формы. И чем больше партнеров становится у программы, тем больше возможностей открывается перед ее участниками – российскими школьниками и студентами. Расчет авторов проекта «Лифт в будущее» не связан с получением компенсации со стороны государства, а находится исключительно в сфере социальной ответственности и будущей совокупной выгоды всего российского общества.

Политехник vs проектировщик будущего

Очевидно, что бизнес заинтересован не только в развитии талантливых детей, но и в том, чтобы они оставались, во-первых, в России, во-вторых, в своих регионах – высокотехнологичные производства расположены по всей стране. Привлечь инвестиции в регионы, где нет нужных специалистов, где квалификация потенциальных работников не соответствует профилю будущего производства, практически невозможно. В этом смысле поддержка одаренных детей – задача комплексная. Они в первую очередь должны понимать, что нужны своему региону, своей стране, что, если они будут последовательны и упорны, у них гарантированно будет хорошее образование, жилье и работа там, где родились. Это задача уже региональных властей и регионального бизнеса – проводить комплексную политику по поиску, развитию и удержанию молодых талантливых людей. Одним из максимально эффективных механизмов такой политики должна стать профориентация.

В советской политехнической парадигме школьников водили на предприятия и рассказывали о нужных профессиях «на всякий случай». Профориентация была пассивной, стимулируя обязательный выбор из предложенного. Сегодня может сработать только интерактивная форма, которая увязывает способности и желания, мечты конкретного школьника и будущий рынок труда. Для этого каждая корпорация, компания и даже небольшая фирма должны агитировать школьников и студентов прийти к ним, открывать профессиональные перспективы, доказывая это реальными фактами, то есть бороться за них. Это и будет профориентация. Пусть каждый «кулик» хвалит свою профессию – показывая, рассказывая, формулируя задачи для коллективной работы школьников и студентов. Только таким образом будет передаваться не сам опыт сегодняшних профессионалов, а идея, заложенная в этот опыт и открывающая простор для творчества и будущего развития.

Такому взаимодействию школы и бизнеса очень мешает нечеткость в определении общих целей. Может быть, для ее формирования нужно снова вернуться к общей постановке вопросов: какова миссия школы, чего мы от нее хотим? Видимо, чтобы из школы выходили образованные люди, которые могут сознательно выбирать свой жизненный путь. Сейчас жизнь круто изменилась, выбор стал более сложным, а ребенок опять не готов к реальной жизни. Так будет до тех пор, пока его просто «натаскивают» на сдачу нужных экзаменов.

Корпоративная социальная ответственность: новый этап

В рамках социальных программ для своих сотрудников бизнес мог бы поощрять внимание работающих у него родителей к профессиональному становлению их детей.

Огромный эффект могли бы дать программы поддержки семейного воспитания, содействия и помощи в получении образования детьми сотрудников, внедрения института наставничества, участия в развитии образовательных учреждений вплоть до создания своих частных учебных заведений. Стоит подчеркнуть, эти вопросы успешно решаются на основе единой технологической платформы «Лифт в будущее». Этот инструмент АФК «Система» может передать и партнерам. Известно, что сегодня расходы бизнеса на программы по социальной ответственности имеют тенденцию к росту. Отнесение просветительской работы к разряду целенаправленной социальной ответственности бизнеса и сознательное последовательное стимулирование государством активности в этой сфере позволило бы значительно усилить и консолидировать этот рост.

Главной причиной запуска проекта «Лифт в будущее» (ноябрь, 2011) стало осознание того, что сегодня у молодежи в значительной степени пропал интерес к естественным наукам и технике, а также необходимость решения проблемы социальных лифтов для талантов из регионов.

Более половины россиян с высшим образованием работают не по специальности – это большая потеря для страны, поэтому программа «Лифт в будущее» должна помочь молодому человеку разработать индивидуальную стратегию дальнейшего обучения и социального развития, чтобы не ошибиться в выборе жизненного пути.

Проект имеет два важных отличия: во-первых, он адресован не только студентам, но и школьникам 7-11 классов, во-вторых, работает как всероссийская молодежная сеть, а это привычная среда общения для молодого поколения. Фактически это социальный лифт – открытый и прозрачный, создающий точки роста для одаренной и талантливой молодежи. Программа предлагает большой набор привилегий для школьников, студентов, преподавателей и молодых специалистов, в числе которых бесплатная летняя школа, стипендии, более ста ежегодных конкурсов и грантов.

Главное – заинтересовать детей и молодежь, поэтому у них перед глазами должны быть привлекательные стимулы: сегодня я решил какой-то кейс, а завтра меня пригласили в летнюю школу или на мастер-классы с «топами» бизнеса, послезавтра – на стажировку за рубежом или в дочерних компаниях АФК «Системы» («Башнефть», МТС, «Биннофарм», «Медси»). Чтобы кейсов и привилегий было больше, АФК «Система» активно привлекает бизнес-партнеров, среди которых ABBYY, Cisco, Лаборатория Касперского, РОСНАНО, Сколково и другие.

В прошлом году обучение в летней школе под Звенигородом прошли более ста детей из разных регионов, им полностью были оплачены проезд и проживание. Кроме того, за лучшие научные работы студентам выплачивается стипендия – 5 тыс. рублей в месяц (за два семестра 2012 года подано 1408 заявок, отобрано 200 работ).

Связующим звеном между школьниками, студентами и бизнесом в проекте выступает наставник-куратор. Его задача – помочь участникам разработать индивидуальную траекторию обучения. Мечтает, например, школьник стать биологом – указывает на сайте сферу своих интересов, находит куратора в этой области и задает ему конкретные вопросы: на какие мастер-классы и мероприятия можно пойти, в каких олимпиадах поучаствовать, какой вуз выбрать. Таким образом, к моменту окончания школы он уже четко понимает, чего хочет, и осознанно выбирает будущую специальность. Среди кураторов «Лифта» сотрудники АФК «Система» – 180 добровольцев и преподаватели МГУ, МГТУ, МИФИ, МАИ и других вузов. Сейчас на портале проекта зарегистрировано более 100 тыс. школьников.

Проект реализуется только два года, и пока нельзя назвать цифру трудоустроившихся молодых людей, но можно утверждать, что создана платформа для открытого отбора наиболее талантливых из них. Если, допустим, «Башнефти» понадобится 2 тыс. молодых сотрудников, мы пригласим самых активных ребят с портала «Лифта» – в уверенности, что за этих кандидатов потом будут «драться» самые серьезные работодатели.

Подготовка молодежи к работе в экономике знаний занимает важное место в программе «Лифт в будущее», которая нацелена на формирование качеств, необходимых для инновационного поведения. Неоценимое свойство бизнеса – быстрое понимание того, кто сколько стоит в смысле способностей к творчеству, имеющему рыночную цену. Например, участие в конкурсах программы мобилизует воображение, настойчивость, рациональность мышления, психологическую устойчивость (проигрывать тоже надо уметь!). Именно от бизнеса в систему образования идёт мощный поток импульсов энергии, заряжающей человека «на всю оставшуюся жизнь». При этом бизнесу противопоказано любое усреднение. Скорее наоборот: персональные амбиции становятся особенно востребованными в бизнес-образовании, а разнообразие характеров – гарантия правильного выбора лидеров.

В прошлом году начато долгосрочное сотрудничество с компанией Cisco в сфере поиска, поддержки и развития талантливой молодежи, имеющей интерес к информационно-коммуникационным технологиям. Это позволит использовать возможности программы сетевой академии Cisco – самого большого виртуального «учебного класса» на планете.

Совместно с корпорацией Intel создаются научные проектные лаборатории для старшеклассников – STEM-центры (science, technology, engineering, mathematics – наука, технология, инжиниринг, математика). STEM-центры дают возможность почувствовать себя членом реальной научной лаборатории, принять участие в профессиональных исследованиях и реализовать собственный научный проект.

Большие надежды

Масштаб и важность всех этих задач свидетельствуют о том, что в одиночку бизнесу их не решить – только в партнерстве с государством и обществом. Однако государство лишь начинает делать первые шаги к равноправному партнерству с бизнесом. Так, в новом законе об образовании отсутствует понятие «работодатель», хотя бизнес должен быть третьим звеном в цепочке «вуз – выпускник – работодатель». Бизнес уже начал самостоятельно искать таланты, создавать собственные образовательные программы, центры и кафедры, но полностью взять на себя функции школы или вуза невозможно – даже по закону.

Большие надежды – на развивающееся государственно-частное партнерство (ГЧП). Однако в сфере образования совместных проектов пока очень мало. Существует множество форм ГЧП, которые позволяют вовлечь в партнерские отношения широкий круг государственных (федеральных, региональных, муниципальных) органов власти и управления, государственных корпораций и компаний, учебных заведений, общественных организаций, благотворительных фондов и бизнес-структур, объединяющихся вокруг технологических платформ и новых экономических кластеров.

Бизнес готов более энергично участвовать в решении вопросов активной социализации личности, внедрения предпринимательских ценностей, которые, безусловно, не сводятся к жажде наживы, а обращаются к творческому воображению – придумыванию такого, чего еще нет на рынке. Именно такие качества сегодня требуются для успешного ведения бизнеса, но еще больше они будут востребованы в будущем.

1 АФК «Система» – крупнейшая в России и СНГ публичная диверсифицированная финансовая компания. Образованная в 1993 году, она сегодня входит в топ­10 российских компаний по выручке и является одной из крупнейших инвестиционных компаний в мире.
2 http://lifttothefuture.ru/
Об этом проекте рассказывается также в статье «Образовательные инициативы бизнеса запускают «Лифт в будущее» («АО», №56, июнь, 2012).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Социальные лифты для талантливой молодежи
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Стартует «экспедиция» по поиску инновационных стартапов
Московский колледж – возможности и перспективы
«Лифт в будущее»: стипендия талантливой молодежи
Социальное партнерство: от идеи к практике
Развитие олимпиадного движения в вузах и на предприятиях
Маленький Ломоносов
«Росатом». Стратегия развития кадров
Три шага к публичной образовательной корпорации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ