Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Болонский процесс и проблемы 2015 года

До недавнего времени территория Удмуртской Республики была закрыта для иностранцев, а ее жители не имели возможности обучаться в зарубежных вузах. Сегодня ситуация изменилась кардинально, и Удмуртский государственный университет с успехом подтверждает это своей деятельностью.

Просмотров: 4190
С.Д. БУНТОВ, ректор Удмуртского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист УР, заслуженный деятель науки УР, почетный работник высшего профессионального образования РФ

В 2011 году Удмуртский государственный университет отметил восьмидесятилетие. По сути, это знаменательная дата для всего высшего профессионального образования Удмуртской Республики. История международного сотрудничества университета существенно короче этого периода. Разница объясняется тем, что для иностранцев территория региона до недавнего времени была закрыта, а ее жители не имели возможности обучаться в зарубежных вузах.

Коренные преобразования, произошедшие в России в последние десятилетия, кардинально изменили ситуацию в сфере международного сотрудничества. Сначала право образовательных учреждений устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями установил Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с последующими изменениями), затем федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями). В законе 1996 года есть специальная глава, посвященная международной и внешнеэкономической деятельности высших учебных заведений. Статья 33 этой главы дает учебным заведениям следующие права:

  • участвовать в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками, а также в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования;
  • проводить совместные научные исследования, а также конгрессы, конференции, симпозиумы и другие мероприятия;
  • осуществлять фундаментальные и прикладные научные исследования, а также опытно-конструкторские работы по заказам иностранных юридических лиц;
  • вступать в неправительственные международные организации;
  • заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности, которые не могут рассматриваться как международные;
  • создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения (центры, лаборатории, технические парки и т.д.).

Кроме того, этот закон устанавливает, что вузы РФ вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью, предусмотренной их уставами и направленной на выполнение задач, определенных федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере образования предусмотрено главой 14 проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В статье 109 этой главы сказано, что целями участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и граждан в международном сотрудничестве являются:

  • содействие реализации права каждого на образование, в том числе посредством расширения возможностей граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, на доступ к образованию;
  • координация усилий и взаимодействие с иностранными государствами по развитию образования;
  • создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации в мировое образовательное пространство на равноправной и взаимовыгодной основе;
  • совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.

В проекте нового закона воспроизводятся положения Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года о том, что международное сотрудничество в сфере образования осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации. Сохраняются нормы, устанавливающие приоритет международных договоров по отношению к федеральному законодательству. К основным направлениям международного сотрудничества в сфере образования относятся:

  • разработка и реализация международных образовательных и научных программ;
  • академический обмен обучающимися, педагогическими и научными работниками Российской Федерации и иностранных государств в целях обучения, повышения квалификации, совершенствования научной и педагогической деятельности;
  • проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц;
  • сетевое взаимодействие с зарубежными организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • участие в деятельности международных организаций, проведение международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров, обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

Значительное внимание в проекте уделяется подтверждению документов об образовании и (или) квалификации. Сказано, что эта процедура осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами РФ.

Принятие нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» будет способствовать развитию международного сотрудничества, тем более что многие его положения российские вузы, в том числе и Удмуртский государственный университет, успешно реализуют в интересах своих студентов, преподавателей и сотрудников. Международная деятельность является важнейшим компонентом устойчивого развития высшей школы.

Двадцать лет назад в Удмуртском государственном университете был создан отдел внешних связей, который служил административным инструментом для разработки нормативно-правовой базы международного сотрудничества. Позднее его реорганизовали в управление международных связей (1997). С годами управление превратилось в эффективную структуру, включающую несколько международных ресурсных центров (испанского языка и культуры, американистики, французский ресурсный центр, центр международного образования, центр тестирования по русскому языку как иностранному) и кабинет венгерского языка и культуры.

На раннем этапе развития международных связей сотрудничество сводилось к отдельным визитам представителей иностранных государств, но затем университет начал принимать участие в крупных европейских и трансконтинентальных проектах. В качестве примера можно назвать Tempus. Богатый опыт, полученный в ходе реализации 15 проектов этой программы, является важным фактором развития академической мобильности преподавателей и студентов, обеспечил и продолжает обеспечивать модернизацию содержания образования в соответствии с принципами Болонской декларации.

В настоящее время УдГУ является членом различных международных объединений: Европейской ассоциации университетов, Ассоциации евразийских университетов, Ассоциации финно-угорских университетов. Это позволяет вузу вырабатывать политику с учетом современных тенденций развития общества.

УдГУ имеет договоры об академическом сотрудничестве с Университетом Центральной Флориды (США), Гранадским университетом (Испания), Люнебургским университетом (Германия), университетом г. Хельсинки (Финляндия), Джонсон Каунти коммьюнити колледжем (США), Кемьюнгским университетом (Республика Корея) и другими. Они предусматривают проведение совместных научных исследований, конференций и симпозиумов, обмен студентами и преподавателями, стажировки за рубежом, дистанционное обучение, обмен литературой, совместные публикации и прочее. Научно-образовательное сотрудничество осуществляется в соответствии с 36 договорами.

Более десяти лет в университете успешно работают ежегодные летние языковые школы для иностранных студентов – русского языка и удмуртского языка. При поддержке Общества М. Кастрена (Финляндия) проводятся летняя школа начинающего литератора и школа дистанционного обучения. В 2010 году впервые реализована программа международной летней школы «Социальная работа в поликультурном регионе Удмуртии».

В 1992 года организовано отделение для иностранцев по обучению русскому языку.

Активизации академической мобильности способствует информационная деятельность управления международных связей. Выполнение преподавателями индивидуальных грантовых программ приводит к качественным изменениям в содержании образования, что помогает выпускникам вуза интегрироваться в мировое социально-экономическое пространство и становиться успешными на рынке труда не только Удмуртской Республики, но также России и других стран.

Перспективным для УдГУ является участие в проекте «Создание сети центров Tuning в российских университетах» в рамках программы Tempus IV. Цель проекта – распространение методологии Tuning, выработка сопоставимых учебных планов, обеспечение открытости образовательной системы, построение доверия между университетами. Этот проект должен стать основой для дальнейшей деятельности по разработке совместных образовательных программ.

Отмечая успехи университета в развитии международного сотрудничества, нельзя не отметить отдельные проблемы, которые с ним связаны.

Отношение к Болонскому процессу и к уровневой системе высшего профессионального образования в нашей стране было и остается далеко не однозначным. Противники этого процесса считают, что он приведет к утрате передовых позиций российского высшего образования. Такие представления, думается, во многом являются ошибочными.

Во-первых, передовые позиции отечественная высшая школа утратила еще в 90-е годы прошлого столетия, когда материальная база учебных заведений была существенно ослаблена, а многие преподаватели просто ушли на другую работу. Тогда появилось множество частных вузов, филиалов и представительств, и среди них оказалось немало таких, которые ставили цель как можно больше заработать, оказывая платные услуги. В результате количество студентов увеличилось более чем вдвое, а качество подготовки специалистов существенно снизилось.

Во-вторых, советская система высшего образования с ее жестким плановым приемом и распределением высоко котировавшаяся в мире, была рассчитана на совершенно другие социально-экономические условия. Сохранить ее в прежнем виде невозможно.

В-третьих, вхождение России в Болонский процесс отнюдь не свидетельствует об отказе от отечественных традиций высшего образования. На это неоднократно обращали внимание участники различных международных конференций. В частности, в итоговых документах заседания Ассоциации европейских университетов, проходившего осенью прошлого года в итальянском городе Палермо, прямо указывалось, что необходимо сохранять сильные стороны деятельности каждого университета и его специфику, а также разнообразие вузов.

В-четвертых, многие опасения противников бакалавриата основаны на поверхностной оценке состояния советской и вновь формирующейся систем высшего образования. Прежде всего, это относится к сокращению сроков обучения с пяти до четырех лет.

Давайте вспомним, что во многих советских вузах специальность фактически получали за четыре года. Студенты в сентябре направлялись на сельхозработы. Значительное время отводилось на военную подготовку и гражданскую оборону. Таким образом, в институтах студенты учились по избранной специальности примерно три с половиной года, а в университетах – четыре. Если учесть, что благодаря Интернет-технологиям возможности получать информацию неизмеримо возросли, получится, что четырех лет вполне достаточно для подготовки профессионала самого высокого уровня. Кроме того, если выпускник бакалавриата будет испытывать потребность в развитии и расширении своих компетенций, он может продолжить обучение в магистратуре.

В то же время федеральные органы управления образованием и российские вузы пока не увидели других, реальных угроз перехода на уровневую систему высшего образования, которые наиболее остро проявятся в 2015 году. Одновременный выпуск последних специалистов и первых бакалавров приведет к тому, что число выпускников вузов увеличится почти в два раза, а студенческий контингент уменьшится не на 20 процентов, как в предыдущие годы, а на 40. Конечно, в сентябре это уменьшение будет восполнено зачисленными в вузы первокурсниками, но, в отличие от прошлых лет, не полностью, а лишь наполовину.

Это, во-первых, потребует сокращения штатов преподавателей на те же 20 процентов, что создаст большую напряженность в вузах. Во-вторых, такой выпуск резко обострит проблему трудоустройства выпускников, прежде всего бакалавров, которые объективно будут проигрывать при устройстве на работу специалистам и магистрам. Следовательно, значительно увеличится уровень безработицы среди молодежи, и может существенно возрасти социальная напряженность. Чтобы обеспечить защиту прав и интересов преподавателей, сотрудников и студентов, государству, обществу и вузам уже сейчас нужно серьезно готовиться к проблеме 2015 года.

Потеря контингента приведет к существенному уменьшению бюджетного финансирования вузов (20 процентов). Упадут и доходы от платных образовательных услуг, поскольку в двух выпусках будет немало студентов, обучающихся на платной основе. Как эти потери возместить? Ведь расходы вузов на обслуживание недвижимости не уменьшатся. Правда, потребности в аудиторном фонде, общежитиях, количестве учебников и многом другом сократятся.

Для принятия правильных решений нужен обстоятельный анализ всех возможных последствий перехода на уровневую систему высшего профессионального образования. Нельзя допустить, чтобы вузы, преподаватели и выпускники в 2015 году потерпели ущерб.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Международный славянский институт: Марш «Славянки»
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
МГУ им. Н.П. Огарёва: формируя гибкую образовательную среду
Образование в течение жизни в России и мире
Район завтрашнего дня и другие международные проекты ННГАСУ
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Внутреннее и международное сотрудничество: проекты и эффекты
Международная деятельность как стратегия инновационного развития
Tempus-4: экзамен по-рурски и страсбургски
Интернационализация университета: сценарий «Волгатеха»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ