Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Григорий Балыхин о непрерывном образовании

Интервью с Григорием Балыхиным, членом Комитета Государственной Думы РФ по образованию, посвящено непрерывному образованию в России. По его мнению, оценка успешности развития системы непрерывного образования связана не только с уровнем доступности его получения, но и готовностью людей этим воспользоваться.

20.07.2012
Просмотров: 3913

Всегда есть выбор

Заинтересованность граждан в непрерывном образовании следует рассматривать как социальное явление

Как утверждают эксперты, недавно озвученная масштабная государственная инициатива по созданию 25 млн. современных рабочих мест реально осуществима только в случае создания эффективно работающей национальной системы непрерывного профессионального образования, переобучения и повышения квалификации специалистов.

Свой взгляд на решение этой проблемы представил Григорий БАЛЫХИН, признанный авторитет в области образования, член Комитета Государственной Думы РФ по образованию, один из авторов исследования «Становление системы непрерывного образования в России: законодательное и экономическое обеспечение». Этой публикацией редакция журнала открывает тему «Образование через всю жизнь: опыт, модели, перспективы», обсуждение которой будет продолжено в следующих номерах «АО».

БАЛЫХИН Григорий Артёмович – член Комитета Государственной Думы РФ по образованию, доктор экономических наук, кандидат технических наук.

Родился в 1946 году в селе Затишное Днепропетровской области (Украина). Окончил Российский университет дружбы народов. Занимал должности проректора РУДН, заместителя, первого заместителя министра образования РФ, руководителя Федерального агентства по образованию, председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке (2007-2011).

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней, Дружбы народов,

– Григорий Артёмович, как бы вы охарактеризовали на сегодняшний день степень «успешности развития» системы непрерывного образования в нашей стране? Какие проблемы в этой сфере вы считаете основополагающими? Каковы, по вашему мнению, пути их решения?

– Оценка успешности развития системы непрерывного образования связана не только с уровнем доступности его получения – то есть насколько государство, общество, работодатели создали условия для получения гражданами образования того или иного уровня, реализации возможности его дополнения и совершенствования, – но и готовностью людей этим воспользоваться.

Непрерывное образование не является дополнением к основному. Наоборот, система непрерывного образования вбирает в себя полный функционал системы образования, в том числе основного, а также все ее материальные и нематериальные, а также иные ресурсы и активы. Соответственно, система непрерывного образования аккумулирует все существующие проблемы образования в стране. При этом не надо забывать, что только общее образование является обязательным. Источником же спроса на «непрерывное образование» или – если использовать термин, более точно отражающий суть, – на «образование в течение всей жизни» является личный интерес граждан: их желание занять достойное место на рынке труда, повысить свой статус и интеллектуальный уровень.

Учитывая непрерывный рост масштабов непрерывного образования и его важность для развития страны, следует рассматривать заинтересованность в нем граждан как социальное явление, требующее соответствующих механизмов публичной и государственной поддержки, а также законодательного обеспечения. Система непрерывного образования развивается тем более эффективно, чем в большей степени она встроена в экономику страны и региона и чем более востребованы образованные люди на рынке труда. В этом направлении сделано уже немало, но ещё больше предстоит сделать. И не только в плане создания условий для развития системы, но и в отношении повышения интереса граждан к постоянному приобретению новых знаний, умений и навыков. Большую роль в этом процессе могут и должны сыграть средства массовой информации, оказывающие серьезное влияние на формирование менталитета наших граждан.

Важнейшей проблемой остаётся организация и проведение мониторинга рынка кадровых ресурсов, а также решение таких задач, как разработка квалификационных характеристик, образовательных стандартов, создание и размещение государственного заказа на профессиональное и дополнительное образование и, безусловно, систематический анализ состояния самой системы непрерывного образования.

– Как вы оцениваете законодательное и экономическое обеспечение системы непрерывного образования?

– С учетом сказанного ранее, можно утверждать, что вся действующая нормативно-правовая база в области образования содержит положения, предусматривающие поддержку и развитие системы непрерывного образования.

Помимо базовой цепочки «дошкольное образование – начальное, основное и среднее (полное) общее образование – начальное, среднее и высшее профессиональное образование – послевузовское профессиональное образование», которая обычно завершается к двадцати пяти-тридцати годам, система непрерывного образования предполагает возможность переподготовки и повышения квалификации, получения дополнительного образования в течение всей жизни. Причем освоение базовой цепочки, за исключением общего образования, не является обязательным.

Следует отметить, что отдельные нормы действующего законодательства в ряде случаев прямо определяют, что должны делать работники той или иной отрасли экономики, чтобы, как говорится, не отстать от жизни, а идти в ногу со временем. Так, например, предусмотрено, что научно-педагогические и педагогические работники проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет. Подобная норма существует и для ряда специалистов других отраслей экономики, государственной и муниципальной службы. Можно сказать, что идея непрерывности образования проходит красной нитью через всё наше образовательное законодательство. У человека всегда есть выбор пути повышения и расширения своего образования, а также переобучения. Этим серьёзно занимается и служба занятости населения. Она же размещает и соответствующий заказ на переподготовку профессиональных кадров.

Если говорить о системе непрерывного образования в целом, то в ее пределах могут быть реализованы миллионы разных, не совпадающих друг с другом образовательных траекторий. Каждая из них должна быть обеспечена преподавателями, материально-технической базой и т.д. Создание и обеспечение функционирования столь разветвлённой и многофункциональной системы для населения любой страны требует огромных интеллектуальных и экономических ресурсов, так что даже самые богатые страны мира не могут позволить себе роскошь создания и содержания национальной системы образования столь всеобъемлющего формата. Серьезные перспективы в плане осуществления деятельности такой системы появились с развитием дистанционного образования и использованием широких возможностей Интернета. В настоящее время мы переходим к современному типу общества, где приобретение знаний не ограничено в пространстве стенами образовательных учреждений, а во времени – завершением цикла образования установленного уровня.

– Получила ли, по вашему мнению, идея непрерывного образования в России адекватное концептуальное воплощение?

– Социально-образовательная концепция непрерывного образования была выдвинута еще в 1972 году в докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию «Учиться существовать: мир образования сегодня и завтра» и активно поддержана во многих странах мира, в том числе в России. С учетом ее выводов строилось все современное российское законодательство в области образования. Безусловно, каждая страна имеет свои механизмы и особенности государственной поддержки непрерывного образования. Первая Концепция непрерывного образования в нашей стране была утверждена Государственным комитетом СССР по народному образованию в марте 1989 года.

С тех пор многое изменилось, существенно переработано законодательство в области образования, но идея непрерывности образования остается ключевой. Естественно, что подходы к ее реализации меняются. В подготовке соответствующих предложений участвует и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, в структуре которой действует центр экономики непрерывного образования. Их разработка Концепции непрерывного корпоративного обучения и развития персонала касается очень важной составляющей непрерывного образования, которая в последние годы активно развивается и имеет большие перспективы.

– По-вашему, проект закона «Об образовании в Российской Федерации» в полной мере учел принципы концепции развития непрерывного образования?

– Принцип непрерывного образования в качестве основополагающего лежит в основе проекта интегрированного федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Анализировать, в какой мере этот проект учёл положения той или иной концепции, это скорее не вопрос законодателей, а предмет научного исследования. Наша же задача, рассматривая в Государственной Думе этот законопроект, внести в него, при необходимости, коррективы, в том числе с учетом предложений, касающихся вопросов непрерывного образования. Проект будущего базового закона об образовании, кстати сказать, уже неоднократно обсуждался в Федеральном Собрании по инициативе нашего комитета и профильного комитета СФ еще на стадии разработки.

Однако не стоит забывать, что мир стремительно меняется, и образовательное законодательство, даже после принятия нового закона, будет продолжать совершенствоваться, реагируя на вызовы времени.

– Какой вы видите «идеальную» инфраструктуру непрерывного образования?

– Скорее надо говорить не об «идеальной», а об «оптимальной» инфраструктуре. На современном этапе развития общества возникает потребность в образовательных системах и комплексах, в которых структуры и процессы профессионального образования взаимодействуют так, что на каждом этапе или ступени достигается относительная завершенность профессионального образования, способная удовлетворить запросы экономики в квалифицированных кадрах. При этом расширение предложения на рынке непрерывного образования можно обеспечить за счет привлечения к оказанию таких услуг не только образовательных, но и научных и иных организаций, получивших лицензию на соответствующий вид образовательной деятельности.

Помимо системы, построенной на основе преемственности основных образовательных программ общего, профессионального и послевузовского образования, обеспеченной соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями, следует совершенствовать разработку разветвлённой сети программ дополнительного образования для детей и взрослых, в том числе реализуемых в центрах повышения квалификации и переподготовки кадров. Отметим, что разработка профессиональных образовательных программ (основного и дополнительного образования) должна осуществляться на основе широкого спектра квалификационных требований при активном участии работодателей.

Своей нормотворческой деятельностью законодатели в свою очередь должны обеспечивать правовую основу возможности своевременного и регулярного повышения работниками профессионального уровня. Необходимо уделять пристальное внимание созданию благоприятных условий для дистанционного образования, самообразования – важнейших средств непрерывного образования. Нельзя пренебрегать и широкой просветительской работой.

Развитие всех перечисленных нами направлений должно осуществляться комплексно, в неразрывной связи, их развитие должно постоянно отслеживаться – с целью своевременного внесения необходимых корректив. Безусловно, надо отработать систему формирования полного банка данных непрерывного образования и всего, что с ним связано.

– Каково ваше видение технологий и инструментария проведения процедур независимой оценки качества программ непрерывного образования и деятельности организаций, их реализующих?

– Такие процедуры уже давно существуют, и, я думаю, не надо изобретать велосипед, а надо уже имеющиеся, что называется, доводить «до ума». Контроль деятельности организаций, реализующих программы непрерывного образования, в соответствии с законодательством должен осуществлять Рособрнадзор. Однако, вне сомнения, технологии и процедуры оценки качества надо совершенствовать, хотя бы для того, чтобы они не послужили средством освобождения от неугодных организаций и лиц. И главный вопрос не в том, достаточно или недостаточно инструментария, а в том, насколько эффективно используется то, что есть.

В любом случае конечным мерилом качества образовательных программ непрерывного образования и деятельности реализующих их организаций является эффективность деятельности работника на его рабочем месте.

– Какой, на ваш взгляд, должна быть финансовая составляющая системы непрерывного образования?

– Вечный вопрос. Можно ответить коротко: финансирование должно быть достаточным и многоканальным. Это ясно. Но затруднительно реализовывать эти принципы на практике – по многим причинам. Как всегда, трудности возникают при распределении бюджетных средств. Зачастую планирование осуществляется методом «от достигнутого», без учета меняющихся приоритетов. Привлечение частных средств также имеет свои проблемы. Работодатели, во всяком случае значительная их часть, не созрели, для того чтобы проявить заинтересованность в непрерывном росте образования своих сотрудников – они хотят иметь уже готовые кадры, получить их, что называется, за государственный или за чужой счёт. Есть причины организационного характера, часть которых должен устранить федеральный закон № 83, касающийся совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Посмотрим, что покажет мониторинг правоприменительной практики этого закона, который вступил в активную фазу с июля 2012 года.

– Какую же роль в системе непрерывного образования сегодня реально играет частно-государственное партнерство? Каковы надежды на конструктивное участие работодателей в развитии системы непрерывного образования?

– Совершенно очевидно, что частно-государственное партнёрство в образовании в условиях новой России не может не развиваться. Хочется, чтобы этот процесс шел более динамично. Пока же, к сожалению, преобладает иждивенческая позиция. Законодательство предусматривает активное участие работодателей в модернизации системы образования, особенно важна их позиция в совершенствовании профессионального образования, повышении квалификации и профессиональной подготовки персонала.

Кстати, Госдума РФ, её комитет по образованию с давних пор плодотворно сотрудничают с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ, объединениями работодателей. Их представители принимают участие в парламентских слушаниях, заседаниях круглых столов по вопросам образования. Думаю, не следует дожидаться дополнительных внешних толчков от высшего руководства страны – ясно, что объединениям работодателей необходимо активизировать свои усилия по развитию системы непрерывного образования.

– Известно, что вы возлагали большие надежды на то, что закон, легитимизирующий применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, расширит государственные гарантии прав граждан на непрерывное образование независимо от места проживания. Какую оценку вы можете дать практике его реализации на сегодняшний день?

– Возможность использования в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий была предусмотрена образовательным законодательством более десяти лет назад. В марте 2012 года вступил в действие новый федеральный закон № 11 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Благодаря этому законодательному акту образовательная система приближена к потребителям, чем обеспечивается расширение гарантий прав граждан на непрерывное образование. Закон устанавливает, что при реализации программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от мест их нахождения. Особенно важно отметить, что в соответствии с законом местом осуществления образовательной деятельности считается образовательное учреждение или его филиал независимо от мест нахождения обучающихся.

Оценку практике реализации этого закона даст время. Но мы уверены, что эта оценка будет однозначной – закон полезен.

– Эксперты считают, что Россия, где в сфере непрерывного образования занято чуть более 20 процентов населения, сможет достичь уровня развитых стран лет через двадцать. Каковы ваши прогнозные оценки?

– Исследование непрерывного образования, выстроенное в большей степени на методологии статистической службы Европейского Союза, было проведено в России в начале 2007 года. Полученные данные свидетельствуют, что в непрерывном образовании участвует около четверти респондентов в возрасте двадцати пяти-шестидесяти четырех лет. На фоне европейских стран, где им охвачено почти 50 процентов взрослого населения, Россия демонстрирует довольно низкий уровень. В то же время опросы показали, что спрос на дополнительное образование в нашей стране достаточно высокий и приобрести те или иные знания и навыки хочет более половины опрошенных.

Надеемся, что уже к 2020 году по охвату населения непрерывным образованием мы достигнем уровня развитых стран. Не хотелось бы ошибиться!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-57, компетентно, григорий балыхин, образование в течение жизни, законодательство в образовании

Похожие материалы:
Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования
Госдума РФ о распределении полномочий в образовании
Международная практика организации профессиональной ориентации
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Украина: реальность и надежды образования взрослых
Закончен год, законотворчество продолжается
Экспорт образования в условиях конкуренции
Образование для работающих: возможности и проблемы
Тенденции непрерывного образования
Закон о статусе педагогического работника

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Популярные статьи
ММСО-2018: Школа может проводить у себя любые изменения
Ведущие российские эксперты и успешные предприниматели в сфере образования обсудили проблемы...
Из журнала
#93Базовый вуз российского нефтегазового образования
#92Форпост личностного роста
#90Новости №90
#90Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
#93Эффективный контракт
Информационная лента
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков
11:08В ТГТУ обсудили проблемы и перспективы развития радиоэлектроники
10:36Интенсивность воспаления в мозге научились определять по уровню микроэлементов в крови
09:09СКФУ представил лучшую в России идею для повышения качества образования