Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

БАЙХОСТ развивает российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки

Баварский академический центр Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы содействует развитию научного обмена между странами, оказывает экспертную поддержку в налаживании и углублении сотрудничества высших учебных заведений Баварии с научно-образовательными учреждениями партнёрских стран. Среди 20 стран Восточной Европы, относящихся к сфере компетенции БАЙХОСТа, Россия, наряду с Чехией и Польшей, является одной из наиболее востребованных, в том числе для студентов.

Просмотров: 2

Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018.

Николас ДЬЮКИЧ 

исполнительный директор Баварского академического центра Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (BAYHOST).

Российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки. Опыт Баварского академического центра Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (БАЙХОСТ)

Баварский академический центр Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы содействует развитию научного обмена между странами, оказывает экспертную поддержку в налаживании и углублении сотрудничества высших учебных заведений Баварии с научно-образовательными учреждениями партнёрских стран. Среди 20 стран Восточной Европы, относящихся к сфере компетенции БАЙХОСТа, Россия, наряду с Чехией и Польшей, является одной из наиболее востребованных, в том числе для студентов.

БАЙХОСТ, основываясь на заинтересованности баварских вузов, с 2013 года решил уделить больше внимания развитию сотрудничества с Россией. С одной стороны, это решение относилось к традиционно сильным естественно-научным дисциплинам в России. С другой стороны, была поставлена цель – добиться более активного обмена в экономических науках, для практической подготовки молодых специалистов, что является важным более чем для 1 тыс. баварских предприятий, действующих в России.

Баварско-российское сотрудничество в области высшего образования реализуется, в первую очередь, через множество индивидуальных контактов между сотрудниками вузов. Рамки сотрудничества задают 138 официальных межвузовских партнёрских соглашений. Более половины из них приходится на Москву и Санкт-Петербург, вторая половина действует с российскими вузами от Калининграда до Хабаровска. В то время, как некоторые партнёрства имеют многолетнюю историю успеха, другие контакты находятся в начальной стадии развития.

Основным предметом соглашений о партнёрстве является, как правило, обмен студентами в обоих направлениях. Здесь следует отдельно упомянуть 6 программ с двойным дипломом по различным дисциплинам: таким, например, как лингвистика, юриспруденция и информатика. Другие программы двойного диплома находятся в стадии разработки. Несмотря на рост интереса к подобным программам с российской стороны, количество студентов, использующих эту возможность, по-прежнему довольно ограничено. Недавние реформы в сфере высшего образования предоставили ведущим российским университетам больше автономии, что позволяет им более свободно формировать учебные планы, и, таким образом, облегчает разработку программ двойного диплома. Тем не менее серьёзным препятствием на этом пути остаются трудности в согласовании между университетами-партнёрами деталей совместной программы обучения.

Хотя БАЙХОСТ не располагает полными данными о реализующемся на сегодняшний день научно-исследовательском сотрудничестве между Россией и Баварией, можно сказать, что оно достаточно активно, охватывая все дисциплины: от филологии, юриспруденции и экономики до физики, информатики и машиностроения, – и посвящено как фундаментальным, так и прикладным исследованиям. Формы сотрудничества имеют широкий диапазон и включают исследовательские поездки отдельных учёных в обоих направлениях, краткосрочные проекты международных исследовательских групп с участием студентов, а также многолетние исследовательские проекты, финансируемые Немецким научно-исследовательским сообществом (DFG) и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Примером последних может служить проект создания в России исследовательской лаборатории на основе российского мегагранта.

ПОТЕНЦИАЛ для совместных исследований, несмотря на разнообразие тем и форм сотрудничества, ещё далеко не исчерпан. Успешно реализуются на данный момент проекты, в которых участвуют инициативные коллеги с дополняющими друг друга интересами и компетенциями, умеющие оформить соответствующую заявку на финансирование. Там, где исследовательский ландшафт различен, сотрудничество сталкивается с затруднениями.

Это проявилось, в том числе, во время I Баварско-российской конференции по экономике, проведённой в ноябре 2017 года в университете им. Фридриха Александра в Эрлангене и Нюрнберге. На конференции, в которой приняли участие около 90 участников с каждой стороны, было представлено широкое многообразие тем современной экономической науки в России. Не по каждой теме с баварской стороны находились коллеги, занимающиеся аналогичными вопросами. Так, например, международное сотрудничество в области высшего образования и науки в России является самостоятельным предметом изучения, что в Баварии встречается довольно редко.

Активное взаимодействие молодых специалистов с целью обмена исследовательским опытом, в том числе в менеджменте исследовательских проектов и подаче заявок на финансирование, поможет со временем преодолеть барьеры к сотрудничеству. Через свою программу студенческих и аспирантских стипендий БАЙХОСТ открывает выпускникам российских вузов дополнительную возможность ближе ознакомиться с системой образования и науки Баварии. Для краткосрочных научно-исследовательских визитов можно получить средства в рамках программы «Mobilitätsbeihilfen / mobilitygrants».

Открытие круглого стола по вопросам баварско-российского сотрудничества в сфере высшего образования и науки министром образования, науки и искусства Баварии, доктором Людвигом Шнэпле (март, 2016). Фото DWIH

В 2016 и 2017 годах, во время посещений России премьер-министром и министром образования, культуры, науки и искусства Баварии, БАЙХОСТ установил контакты с российскими организациями, имеющими большое значение для улучшения условий академического сотрудничества. Так, под председательством министра науки Баварии в марте 2016 года в Москве был проведён круглый стол, в котором приняли участие сотрудники Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), а также высокопоставленные представители ведущих российских университетов и научно-исследовательских институтов. В рамках этой и других встреч БАЙХОСТ зарекомендовал себя в качестве связующего звена между российскими и баварскими научно-образовательными учреждениями. При этом, несмотря на всю значимость поддержки сотрудничества со стороны меж- инадвузовских инстанций, содействие прямым контактам между вузами остаётся приоритетом работы БАЙХОСТа, поскольку таковые скорее приводят к конкретным результатам.

На примере партнёрских отношений баварских и российских вузов хорошо видно, что, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, крупными научно-образовательными центрами являются и другие города: Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Томск, – сотрудничество с которыми имеет положительные результаты.

Заинтересованность в партнёрстве со стороны российских вузов, как правило, очень высока. При этом первоначальные обращения российской стороны с предложением о сотрудничестве зачастую выглядят довольно общими, в то время как баварские вузы предпочитают конкретные предложения, чтобы соответственно отреагировать на такой запрос. Для определения взаимных интересов и наполнения формального партнёрства жизнью в подобных случаях была бы целесообразна более тесная координация между сотрудниками международных отделов и профессорско-преподавательским составом вузов.

Исходя из интересов баварских и российских вузов, БАЙХОСТ продолжит работу по активизации академических отношений. После укрепления сети контактов с надвузовскими учреждениями и проведения относительно широкомасштабных форумов по инициированию сотрудничества, будущие мероприятия БАЙХОСТа будут иметь более узкий тематический фокус, что должно привести к разработке совместных проектов и подаче заявок на финансирование.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: николас дьюкич, ао-104, качество образования, BAYHOST, международное сотрудничество

Похожие материалы:
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Туринский процесс: всё впереди
Гарантия качества высшего образования
Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
Дагестанский госуниверситет расширит сотрудничество с Иранской Республикой
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
В БФУ им. И. Канта состоялся семинар-совещание по признанию иностранных документов об образовании
Перспективы евразийского образовательного пространства
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Высокая оценка от Департамента иммиграции Австралии

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и...
Из журнала
#105Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
#96Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники отметил 85-летие
#97#EdCrunch – важный элемент изменений в образовательной сфере
#98Ставропольский ГАУ – флагман отечественного аграрного образования и науки
#100Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Информационная лента
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе
10:55Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
10:53Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»