Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Азиатско-Тихоокеанская сеть качества

Азиатско-Тихоокеанская сеть качества АPQN была учреждена в Гонконге в январе 2003 года. Эта организация является одной из наиболее молодых и активно развивающихся в мире. В ее состав входят 26 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно этот регион в последние годы переживал бурное экономическое развитие.

27.03.2009
Просмотров: 1855

APQN: «восточная» специфика в глобальном контексте

Ф.З. ГАРИФУЛЛИНА, методист Росаккредагентства

О.Г. НЕФЕДОВА, методист Росаккредагентства,
кандидат технических наук

Азиатско-Тихоокеанская сеть качества APQN была учреждена в Гонконге в январе 2003 года. Созданная при содействии Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании – INQAAHE и финансовой поддержке Всемирного банка, APQN является одной из наиболее молодых, активно развивающихся международных организаций. В состав сети входят 26 стран Азиатско-Тихоокеанского региона: Австралия, Вьетнам, Гонконг, Индия, Индонезия, Новая Зеландия, Камбоджа, Китай, Россия, Таиланд, Филиппины, Япония и др.5.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН в последние годы переживал бурное экономическое развитие. Однако системы образования стран, входящих в него, далеко не всегда успевают решать новые задачи по подготовке необходимого количества квалифицированных кадров. Особенно ярко эти проблемы нашли отражение в высшем образовании. Недостаточное количество национальных вузов привело к широкому использованию транснациональных форм обучения: импорту образовательных программ из других стран. Одними из самых успешных экспортеров образования в страны АТР являются США, Австралия и Великобритания. Однако качество транснационального образования не всегда отвечает ожиданиям стран-получателей, которые отмечают его явную коммерческую направленность. Эти вопросы волнуют правительственные органы, представителей академической общественности и обсуждаются как внутри стран, так и на международном уровне.

В частности, в марте 2009 года в Ханое (Республика Вьетнам) была проведена Генеральная ассамблея Азиатско-Тихоокеанской сети качества APQN, в рамках которой состоялась конференция «Гарантия качества в высшем образовании: установление баланса между национальными интересами и международными стремлениями». В ее работе приняли участие более 200 представителей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, России, Европы (Германии, Испании, Великобритании), США и Канады.

НА КОНФЕРЕНЦИИ рассматривались вопросы создания внутренних систем гарантии качества в вузах, национальных и региональных сетей гарантии качества, построения систем квалификаций, а также проблемы гарантии качества транснационального образования. На заседаниях рабочих групп также подробно обсуждалось участие студентов в процедурах гарантии качества. Было отмечено, что мнение студентов, являющихся основной стороной, заинтересованной в результатах обучения, должно учитываться при оценке качества деятельности вузов. Однако в Азиатско-Тихоокеанском регионе рекомендации об участии студентов в оценке качества образования воспринимаются иначе, чем в европейских странах: чаще недоуменно, в ряде случаев – даже негативно, поскольку традиционно Учитель (преподаватель) должен вызывать у студентов почтение и послушание, и его действия не должны подвергаться сомнениям, а тем более критике. Для решения этой и других проблем, связанных с привлечением студентов к оценочным процедурам, секретариатом APQN создан сайт, на котором планируется размещать специализированную литературу по данной теме, информацию о положительном опыте и многое другое.

В РАМКАХ конференции была продолжена работа над документом, регулирующим процессы и процедуры внутренней и внешней гарантии качества высшего образования, получившего название Принципы Чиба: по названию города в Японии, в котором проходила Генеральная ассамблея APQN прошлого года, и где документ был представлен впервые. Принципы Чиба являются ориентиром при построении национальных систем гарантии качества стран-членов APQN – по аналогии со Стандартами и рекомендациями по гарантии качества высшего образования в европейском пространстве, разработанными Европейской ассоциацией ENQA.

По мнению председателя Национального аккредитационного агентства в высшем образовании (BAN-PT, Индонезия) Каманто Сунарто (Kamanto Sunarto), представившего доклад «Проблемы национального агентства гарантии качества образования в международном контексте», одной из основных проблем, стоящих перед агентствами гарантии качества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, является определение соответствия их деятельности международным рекомендациям для гарантии качества высшего образования. SWOT-анализ, проведенный APQN в прошлом году, определил основные сильные и слабые стороны в работе национальных агентств, по сравнению с международными стандартами. В качестве минусов в деятельности определены значительное разнообразие в видах деятельности и возможностях агентств, а также недостаток внимания, уделяемого качеству дистанционного и транснационального образования.

Традиционно участники конференции имели возможность подробно познакомиться с системой гарантии качества высшего образования страны-организатора мероприятия. Аккредитация – новое явление в системе высшего образования Вьетнама. Первым шагом стало учреждение органов и организаций, ответственных за гарантию качества образования: отдел высшего образования при Министерстве образования и обучения, MOET1 (2002); общий отдел тестирования образования и аккредитации, GDETA2 (2003); Национальный совет аккредитации образования (2008). Разработка стандартов для проведения аккредитации университетов началась в декабре 2004 года. Вьетнамская модель гарантии качества образования формировалась под воздействием американского и европейского опыта оценки качества, а также на основе опыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона, имеющих с Вьетнамом общие культурные и исторические корни. Сотрудничество, как правило, формируется в рамках международных проектов, финансируемых Международным банком, APQN, Организацией министерств образования Южно-Восточной Азии (SEAMEO3), а также при финансовой поддержке США, Австралии и Голландии.

Новая государственная политика, направленная на создание национальной системы гарантии качества, оказала серьезное влияние на все образовательное сообщество страны. Тем не менее, все еще существует ряд проблем, препятствующих  успешному учреждению системы аккредитации Вьетнама. Среди основных можно выделить нехватку финансовых средств для развития системы аккредитации высшего образования, непринятие рядом политиков и работников вузов новых принципов оценки качества, а также отсутствие квалифицированных специалистов (экспертов) и специализированных знаний у академической общественности. Для решения этих проблем Министерство образования Вьетнама совместно с GDETA проводят конференции и обучающие семинары, на которых представители вузов получают необходимую информацию для создания систем качества внутри образовательных учреждений. В ближайшем будущем планируется создание аккредитационных агентств, оценивающих три уровня образования: университеты, средние специальные учебные заведения, школы.

Для агентств гарантии качества образования, работающих в азиатском регионе, представляет интерес опыт их зарубежных коллег. В частности, представители Росаккредагентства познакомили участников конференции с возможностями использования информационных технологий при построении системы взаимодействия между аккредитационными органами федерального и регионального уровней, единых подходов при аккредитации учреждений профессионального образования в России.

Директор Организации по международной аккредитации бизнес-администрирования4 (FIBAA, Германия) доктор Хайнс-Ульрих Шмидт (Heinz-Ulrich Schmidt) рассказал об особенностях деятельности своего агентства при оценивании образовательных программ. FIBAA, учрежденная ассоциациями работодателей Германии, Австрии и Швейцарии, концентрирует свою деятельность в области бизнес-администрирования, экономики, юриспруденции и социальных наук, проводит программную аккредитацию и институциональный аудит. Всего существует 90 критериев качества FIBAA, каждый из которых может быть оценен по четырехзначной шкале: качество не соответствует требованиям; качество соответствует требованиям; качество выше существующих требований; качество отличное и может служить примером «лучшей практики». На основе отчета экспертов и отчета по самообследованию аккредитационная комиссия FIBAA может принять следующие решения: программа аккредитована; программа аккредитована условно; приостановка процедуры максимум на 18 месяцев; отказ в аккредитации.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ работы ассамблеи участников сети проинформировали о новом месторасположении секретариата APQN: с 2009 года оперативный «штаб» сети находится в Шанхайском институте оценки образования (Shanghai Education Evaluation Institute), КНР.

Вьетнам – государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Территория – 330 тыс. кв. км. Численность населения – 83,5 млн. человек. На западе граничит с Лаосом и Камбоджей. На севере – с Китаем. С востока и юга омывается Южно-Китайским морем.

Модель гарантии качества образования Вьетнама состоит из трех компонентов:

  1. Внутривузовские системы гарантии качества. К настоящему времени в 110 университетах6 созданы центры (отделы) гарантии качества. Центры проводят оценку качества преподавания и организуют проверку образовательных программ посредством внутренних аудитов. Многие университеты – как национального, так и регионального уровней – стремятся соответствовать международным стандартам, предъявляемым к качеству внутривузовских систем. Процедура самообследования вуза признана важной частью улучшения качества. Более 85 процентов университетов и 90 процентов колледжей планируют проведение самообследования в ближайшее время.
  2. Внешняя система гарантии качества (политика, процедуры, стандарты оценивания). К февралю 2009 года первые 20 университетов прошли процедуру аккредитации. В 20 других университетах проходит работа внешних экспертных групп, состоящих из международных (Голландия, США) и вьетнамских представителей. В соответствии с планом MOET, к концу 2010 года 80 процентов университетов Вьетнама пройдут процедуру внешней оценки качества.
  3. Система деятельности организаций (агентств) гарантии качества образования. MOET заканчивает разработку Положений об условиях создания и принципах функционирования агентств гарантии качества образования.

1 The Ministry of Education and Training.
2 The General Department of Education Testing and Accreditation.
3 The Southeast Asian Ministers of Education Organization.
4 Foundation for International Business Administration Accreditation.
5 Одна страна может быть представлена несколькими организациями.
6 В стране более 360 вузов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: росаккредагентство, азиатско-тихоокеанская сеть качества, международное сотрудничество, качество образования, ао-30

Похожие материалы:
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества
Новый уровень программной аккредитации
Россакредагентство – член ENQA
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
Оценивать качество по европейским стандартам
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
Стандарт – качество выпускника

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»
Сотрудники Иркутского технического университета и компании «Гелиос» выступили с докладами на V...
ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
Белгородский государственный национальный исследовательский университет стал организатором...
САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
В новом учебном году Волонтерский центр САФУ, Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ и...
РНФ начал прием заявок на конкурс по поддержке лабораторий мирового уровня
Гранты выделяются на реализацию научных и научно-технических проектов на базе существующих...
Из журнала
#90Модернизация системы управления качеством
#91Новости №91
#93Ключ к профессиональному успеху
#90Перспективы независимой экспертизы качества образования
#91Первые результаты новых проектов
Информационная лента
08:06Онлайн-курс ТюмГУ в проекте Courses in Russia
07:57Конференция PHENMA-2018 в Южной Корее
15:22РНФ начал прием заявок на конкурс по поддержке лабораторий мирового уровня
15:21В России вузам могут предоставить права на проведение антикоррупционной экспертизы
15:18ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»