Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Елена Кудряшова: Арктику можно осваивать только вместе

В Архангельске обсуждают приоритетные направления научных исследований в интересах развития Арктики. В конференц-зале Правительства Архангельской области состоялось заседание дискуссионного клуба «Арктика как системообразующий проект социально-экономического и инновационного развития России».

Просмотров: 416

В Архангельске обсуждают приоритетные направления научных исследований в интересах развития Арктики. 24 ноября в конференц-зале Правительства Архангельской области состоялось заседание дискуссионного клуба «Арктика как системообразующий проект социально-экономического и инновационного развития России». В работе дискуссионной площадки приняли участие академики РАН, сотрудники научных организаций, подведомственных ФАНО России, ученые САФУ, а также представители власти, крупного бизнеса («Газпром» и «Роснефть»).

Организатором мероприятия выступило Федеральное агентство научных организаций России. Цель дискуссионного клуба — организовать экспертную площадку, в рамках которой представители научного сообщества, власти и бизнеса смогли обсудить актуальные вопросы в области освоения Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) и роли науки в этом процессе.

«В Поморье сегодня собрались ученые, которых объединяет общий глобальный интерес — системообразующий проект „Арктика“. Надеюсь, этот диалог приблизит нас к решению больших и важных проблем, которые стоят перед нами», — отметил губернатор Архангельской области Игорь Орлов, открывая дискуссионную площадку.

Заместитель руководителя ФАНО Алексей Медведев назвал тему Арктики наиболее актуальной для России и всего научно-исследовательского комплекса страны.

«К нашему форуму есть ряд запросов. Во-первых, определение организационной структуры, обеспечивающей координацию проводимых исследований в Арктическом регионе. Во-вторых, есть запрос на формат единой национально-исследовательской программы, которая бы обеспечивала представление об Арктике, как о целостном макрорегионе», — сформулировал задачи клуба Алексей Михайлович.

Необходимость создания единой программы в своем приветствии затронул и академик, член Президиума Российской академии наук, почетный доктор САФУ Николай Лаверов. В своей речи Николай Павлович также посетовал на отстраненность науки от решения арктических проблем. Эту ситуацию, несомненно, необходимо исправлять.

Ректор САФУ Елена Кудряшова выступила с докладом «Потенциал сетевого сотрудничества ведущих российских вузов и учреждений РАН для научно-образовательного обеспечения стратегических интересов России в Арктике».

Перед научными и научно-образовательными учреждениями стоят одни и те же проблемы и вызовы. Ситуация диктует необходимость объединятся, развивать сетевое сотрудничество и на внутрироссийском, и на международном поле, считает ректор. «Хочу поддержать предложение Николая Лаверова о необходимости создания единой системной программы наших исследований в российской Арктике. Арктика сегодня — это колоссальный, глобальный системообразующий проект социально-экономического развития России, который, безусловно, требует организации сетевого сотрудничества между центрами РАН, министерствами, ведомствами, отраслевыми институтами, субъектами РФ, вошедшими в состав сухопутных территорий Российской Арктики, и вузами, на базе которых идет подготовка кадров и проводятся инновационные исследования. Арктика остается территорией международного диалога», — сказала Елена Кудряшова.

В своем докладе ректор САФУ выделила шесть приоритетных задач научно-образовательного обеспечения развития Арктической зоны РФ, направленных на реализацию национальных интересов. Это подготовка высококвалифицированных специалистов для работы на арктических территориях, проведение междисциплинарных исследований совместно с российскими и международными партнерами, создание инфраструктуры для реализации совместных образовательных программ, развитие кадрового потенциала университетов и научных организаций, воспитание патриотически настроенной молодежи, готовой к развитию арктических территорий.

Елена Кудряшова отметила, что научно-инновационная база университета, изначально создавалась для развития сетевого сотрудничества. При этом все институты и колледжи, входящие в состав САФУ, имеют арктический вектор развития в плане подготовки специалистов и проведения научно-исследовательских мероприятий. Работа ведется в тесном контакте с институтами и структурными подразделениями РАН и РАО.

«Арктику нельзя делить, ее можно осваивать только вместе», — резюмировала Елена Кудряшова.

С докладом «Архангельская область как субъект Арктической зоны Российской Федерации: вызовы, перспективы и ресурсы развития» выступил губернатор Игорь Орлов. Глава региона подробно рассказал об истории, настоящем и будущем Поморья. Он отметил важную миссию САФУ в решении насущных задач.

«Комплексный характер новых задач, стоящих перед Архангельской областью требует современных институциональных решений, как в контексте внутрирегиональной логики развития, так и в рамках Арктической стратегии России. Одним из таких шагов стало учреждение в Архангельске федерального университета, как структуры для устойчивого производства кадров для решения национальных задач, на основе инновационных образовательных технологий и модернизированной учебно-исследовательской базы», — подчеркнул Игорь Орлов.

О работе Уральского отделения российской академии наук в Арктике рассказал Валерий Чарушин, председатель Президиума УрО РАН. По его словам, вся история УрО РАН имеет северный ориентир, а тема Арктики сегодня находится в центре внимания.

«Необходимо объединять усилия для развития экспедиционного и стационарного компонентов освоения Арктики, которая является огромным проектом. Его можно сравнить с айсбергом — такой же бездонный, а мы сегодня находимся на самой верхушке изучения этой проблемы», — пояснил Валерий Николаевич.

Также на дискуссионной площадке выступил член президиума РАН, координатор программы РАН по Арктике Александр Ханчук. В своем докладе он остановился на теме поисковых фундаментальных научных исследований в интересах развития Арктической зоны РФ. В начале года стартовала программа фундаментальных исследований президиума РАН, посвященная Арктике. Была утверждена структура программы, основные направления, объявлен конкурс, на который поступило 419 проектов. Среди них есть работы, посвященные системам наблюдениям в Арктике, радиоактивному загрязнению высоких широт, изучению ледового покрова и вечной мерзлоты, изучению нефтегазовых и минеральных ресурсов и др.

Отметим, общим лейтмотивом дискуссионного клуба стало предложение по объединению усилий различных учреждений в сфере изучения и освоения Арктики.

Сегодня участники дискуссионного клуба побывают в САФУ и ознакомятся с научно-исследовательской инфраструктурой вуза.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В Архангельск прибыл «Арктический плавучий университет»
Роль центров коллективного пользования научным оборудованием
«Арктика» — территория науки
IBS и САФУ ведут разработку совместного проекта
Центр космического мониторинга Арктики в САФУ
Плавучий университет. Поморов учит море
Экспедиция «Арктический плавучий университет» прошла Новую Землю
Проект федерального закона о развитии Арктической зоны РФ обсудили в Якутске
«Арктический плавучий университет» пересек Северный полярный круг
Российские ученые создали ДНК-библиотеку моллюсков-переносчиков опасных паразитов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ