Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Алгоритм подготовки востребованных кадров

Профессионально-личностные модели выпускников одних и тех же специальностей, но разных колледжей могут быть различны. Это обусловлено тем, что в них могут не совпадать выбранные и используемые в образовательной деятельности типы управления, образовательные парадигмы и педагогические практики.

31.10.2017
Просмотров: 43

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

АРЕФЬЕВ Олег Николаевич АРЕФЬЕВ Олег Николаевич – директор Уральского технологического колледжа – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России. Жизненное кредо: не делать бестолковых дел; людей губит лень и жалость к себе.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ образовательной системы профессиональной образовательной организации (в частности, колледжа) понимается как совокупность положительных результатов, отслеживаемых (получаемых) в процессе образовательной деятельности, по ее завершению или отсрочено, спустя какое-то время. Повышение результативности образовательной системы является комплексной проблемой, затрагивающей вопросы педагогики и организационного менеджмента.

Источником энергии процесса подготовки кадров, которые будут востребованы современным рынком труда, являются кадровые, финансовые, материально-технические ресурсы. Их устойчивое поступление из внешней среды является одним из основных принципов формирования результативной образовательной системы. Алгоритм процесса подготовки кадров можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Подготовка кадров в открытой образовательной системе колледжа.

Подготовка кадров в открытой образовательной системе колледжа

Социальный заказ, анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на результативность образовательной системы колледжа, служат основой для конкретизации его образовательной миссии. Перед формулированием образовательной миссии определяется система ценностей, кредо учебного заведения, его философия, прин­ципы жизнедеятельности, которые будут утверждаться и воплощаться в жизнь.

Образовательная система колледжа не может успешно существовать в условиях рынка труда, если она не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему она стремится и каких результатов хочет добиться. Образовательная миссия является основой для проектирования профессионально-личностной модели выпускника, являющейся по своей сути идеальным образом специалиста, который может быть подготовлен в условиях образовательной системы конкретного колледжа.

Профессионально-личностные модели выпускников одних и тех же специальностей, но разных колледжей могут быть различны. Это обусловлено тем, что в них могут не совпадать выбранные и используемые в образовательной деятельности типы управления, образовательные парадигмы и педагогические практики. Могут резко различаться имеющиеся организационно-педагогические условия, в которых происходит реализация профессионально-личност­ной модели выпускника. Желаемые результаты образования будут в значительной степени определяться и конкретными кадровыми, финансовыми, материально-техническими ресурсами, которые учебное заведение способно привлечь из внешней среды.

Важно, чтобы профессионально-личностная модель выпускника являлась не теоретической конструкцией, что встречается довольно часто, а реальностью, практически достижимой в условиях, созданных в конкретном учебном заведении.

​Профессионально-личностные модели выпускников одних и тех же специальностей, но разных колледжей могут быть различны. Это обусловлено тем, что в них могут не совпадать выбранные и используемые в образовательной деятельности типы управления, образовательные парадигмы и педагогические практики. Могут резко различаться имеющиеся организационно-педагогические условия, в которых происходит реализация профессионально-личностной модели выпускника. Желаемые результаты образования будут в значительной степени определяться и конкретными кадровыми, финансовыми, материально-техническими ресурсами, которые учебное заведение способно привлечь из внешней среды.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ система колледжа без внешних воздействий осуществляет поиск и выбирает такую структуру блока управления (цели, стратегии, программы), при которой достигается желаемый уровень результативности ее функционирования.

Сформулированные в блоке 1 ценности, миссия, желаемые результаты образования, конкретные параметры и критерии их оценки служат исходной информацией для блока 2, который является блоком управления результативностью образовательной системы. Структура его включает общие цели образовательной системы, специализированные стратегии и конкретные общеколледжные программы, способствующие достижению личных результатов образования студентов.

В блоке 2 формируется управляющее воздействие на блок 3, который представляет собой реально действующий образовательный процесс. Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования образовательной системы колледжа, выражающие смысл ее существования, то конкретные состояния, к которым она стремится, фиксируются в виде общеколледжных и личных (студентов) целей, результатов, совокупность положительной реализации которых и определяет желаемую результативность. Разработка общеколледжных целей включает три стадии: на первой происходит осмысление анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на результативность; на второй – разработка соответствующей миссии и профессионально-личностной модели выпускника; на третьей – непосредственно вырабатываются цели образовательной системы колледжа, реализация которых создает (генерирует) необходимые организационно-педагогические условия для достижения личных целей (результатов) образования студентов. Например, такими могут быть:

  • оптимизация оказываемых образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда;
  • устойчивое привлечение ресурсов и обеспечение непрерывных технологий образования (в том числе оказание дополнительных образовательных услуг);
  • совершенствование организации учебного процесса;
  • постоянное развитие и внедрение в учебный процесс и административно-управленческую деятельность информационных и коммуникационных технологий;
  • совершенствование и развитие организационно-методического и научного обеспечения образовательной деятельности;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения и личностного развития студентов;
  • модернизация административно-хозяйственного сопровождения, направленного на опережающее развитие учебно-материальной базы;
  • рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов;
  • оптимизация управленческого учета и развитие автоматизированной системы мониторинга организации образовательной деятельности и качества подготовки специалистов;
  • организация и развитие юридического сопровождения образовательной деятельности.

Для реализации каждой цели разрабатывается соответствующая специализированная стратегия и программа конкретных действий.

В блоке 3 осуществляются функции группового и индивидуального образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; оказывается комплекс дополнительных образовательных услуг, направленных на повышение конкурентоспособности специалиста в условиях рынка труда (обучение дополнительным профессиям на факультете дополнительного образования, автомобильная подготовка, курсовая подготовка в компьютерном центре, управленческо-экономическая подготовка, дополнительное изучение иностранного языка и прочее); контроль знаний, умений, навыков; государственная аттестация. Функционированием блоков 1, 2, 3 завершается обычный цикл управления образовательной системы. На выходе системы – дипломированные специалисты.

Блоки 4 и 5 превращают обычную схему управления в самоорганизуемый процесс управления результативностью образовательной системы колледжа с обратной связью и элементами самонастройки, которые характеризуют образовательную систему открытого типа. Блок 4 осуществляет сбор, анализ и сохранение информации о результатах образования конкретных студентов, эффективности педагогической деятельности преподавателей, степени выполнения миссии, целевых установок и конкретных программ их реализации, разработанных в блоке 2, то есть располагает необходимой информацией, позволяющей сравнивать желаемые и полученные результаты. В этом же блоке постоянно отслеживается рынок труда, выявляя востребованные специальности или отдельные направления, которые прямо влияют на конкурентоспособность выпускаемых специалистов.

В блоке 5 на основе полученной информации осуществляется сравнение желаемых и полученных фактических результатов, оценивается результативность образовательной системы и, если это необходимо, производится корректировка и изменение структуры блока 2. Особое место в предлагаемой схеме отводится блоку 5, где производится своего рода анализ, оптимизация и самонастройка факторов, влияющих на результативность образовательной системы.

Задача повышения результативности образовательной системы решается путем изменения структуры блока 2, включающей в себя цели, стратегии и конкретные программы достижения желаемых результатов. В данном случае профессионально-личностная модель выпускника выступает в роли своеобразного анализатора уровня результативности образовательной системы.

Предлагаемый алгоритм позволяет практически обосновать результативность образовательной системы колледжа, направленной на подготовку кадров, востребованных современным рынком труда.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, качество образования, МИФИ, ао-92, личный опыт

Похожие материалы:
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
Новые приоритеты профобразования
Год высоких достижений
Дуальная подготовка в системе аграрного образования
Система менеджмента качества формирует успешность
Концепция управления качеством – в действии
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Актуальность и перспективы дуального обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#89Рейтинг с человеческим лицом
#93Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане
#88Интернационализация в сфере гарантии качества образования
#87Высокий потенциал негосударственного сектора
#92НСПК России: итоги и перспективы
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ