Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике

Открытым международным студенческим интернет-олимпиадам (Open International Internet-Olympiad, OIIO) в 2018 году исполняется десять лет. Сравнительно небольшой, но в то же время значительный отрезок времени. Четыре рабочих языка OIIO – русский, английский, китайский, иврит – дают возможность участия в проекте тысячам молодых людей из десятков стран. С 2015 года интернет-олимпиады проводятся по 15 предметам высшего образования и 4 предметам СПО. Секрет успеха интернет-олимпиады по математике раскрывает профессор Ариэльского университета А.И.Домошницкий.

Просмотров: 30

Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.

ДОМОШНИЦКИЙ Александр Исаакович

 заместитель председателя программного комитета Открытой международной студенческой интернет-олимпиады по математике, заведующий кафедрой математики Ариэльского университета (Израиль), профессор (FullProfessor).

Народная олимпиада

Открытым международным студенческим интернет-олимпиадам (Open International Internet-Olympiad, OIIO) в 2018 году исполняется десять лет. Сравнительно небольшой, но в то же время значительный отрезок времени.

Четыре рабочих языка OIIO – русский, английский, китайский, иврит – дают возможность участия в проекте тысячам молодых людей из десятков стран. С 2015 года интернет-олимпиады проводятся по 15 предметам высшего образования (математика, информатика, экономика, экология, статистика, теоретическая механика, сопротивление материалов, физика, химия, русский язык, история России, культурология, философия, социология, правоведение) и 4 предметам среднего профессионального образования (русский язык, математика, информатика, история России).

Секрет успеха интернет-олимпиады по математике раскрывает профессор Ариэльского университета Александр ДОМОШНИЦКИЙ.

Почему интернет-олимпиады столь успешны?

Идея проекта принадлежит профессору Владимиру Наводнову, генеральному директору Научно-исследовательского института мониторинга качества образования, увидевшему значимую роль математических соревнований в общем контексте математического образования. Не как нечто изолированное, а как часть учебного процесса. Было привычным, когда несколько способных мальчиков решают какие-то задачи в присутствии преподавателя, который впоследствии объявляет, кто из них на первом месте, кто – на втором, а кто – на третьем. Трое участвовали – три медалиста.

В интернет-олимпиадах уже участвуют студенты из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Израиля, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Польши, Румынии, Словении, Таджикистана, Туркменистана, Украины, Узбекистана, Эстонии.

Профессор В.Г. Наводнов сумел превратить математические соревнования в народную олимпиаду с участием тысяч студентов подчас разных уровней, выстроив мотивирующую систему.

В процессе развития этой идеи опубликован десяток статей в известных журналах по педагогике в Европе, США и Австралии. И давайте рассмотрим основные моменты этой темы.

«Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»

Помните эту известную композицию? Тайный смысл её может быть отличен от общепринятого. Один ничего не воспринимает на слух, другой – на зрение, третий вообще не знает, что хочет. А все вместе – это и есть наша студенческая аудитория.

Что же делать? Мы пытаемся говорить, но есть студенты, которые ничего не воспринимают. Мы пытаемся объяснять, писать на доске, но есть такие, которые ничего не понимают. Мы вынуждены постоянно искать какие-то новые пути, как учить студентов, как их развивать. И олимпиада – это один из путей, который подходит для довольно широкой категории обучающихся.

В Израиле среди студентов университетов примерно 5% – «очень сильных», 70% – «средних» и 25% – «слабых». Ариэльский университет не является центральным в стране, у нас практически нет студентов высочайшего уровня. У нас даже мало тех, кто к нему приближается. Но среди наших студентов много таких, которые любят математику и с удовольствием ею занимаются. И парадокс в том, что именно они в ближайшем будущем станут основными специалистами в промышленности и хай-теке, в какой-то мере даже в университетской исследовательской работе.

Математические соревнования – это часть математического образования. И если мы хотим, чтобы масса студентов участвовала в них, нужно усиливать их мотивацию, развивать игровой компонент, правильно выстраивать эти соревнования.

Игровой компонент

По мере приближения к сессии студенты перестают посещать математические кружки. Только одна из форм работы с сильными студентами выжила. Эта форма – математические соревнования или олимпиады.

Причина в том, что в математических соревнованиях обучающий компонент сочетается с игровым. Давайте посмотрим с точки зрения организаторов олимпиад. Что главное? Необходимо найти самых сильных студентов. Но есть и вторая цель, главная для тех, кто занят преподаванием математики, связан с математическим образованием, – усилить интерес к математике, развить студентов в этом направлении. Соотношение между этими двумя задачами и определяет нашу стратегию.

Если нам нужно выбрать, допустим, пять студентов из огромной страны для участия в международной олимпиаде, тогда делаем акцент на первой цели и даем очень сложные задачи, которые проверяют математические способности. И в результате находим экстраординарных студентов. Но если мы хотим сделать акцент на второй цели, нам нужно совсем другое. Нам важно развивать именно игровой компонент, ставить познавательные задачи.

Даже классические математические олимпиады – это, прежде всего, игра, которая идет по определенным правилам: задачи из определенных разделов, очки по определенным правилам. И именно игровой компонент необходимо развивать, чтобы олимпиада стала массовой.

Помните шахматные поединки Анатолия Карпова и Гарри Каспарова? Некогда встречи между этими чемпионами мира по шахматам широко освещались во всех средствах массовой информации. Каждый день в программе «Время» известные гроссмейстеры проводили обзоры отложенных партий. Вся страна следила за ходом борьбы.

А кто сейчас чемпион мира по шахматам? Норвежец? Ну и что, кто его знает? Сегодня интерес к шахматам уже не тот. И упал он тогда, когда была разрушена ясная система розыгрыша короны чемпиона мира. Это пример того, что, если правильно построить соревнования, их структуру, можно многого добиться. Можно пробудить интерес очень многих к этому процессу. И важны здесь не только участники, но и зрители.

Если мы добьемся того, что в математических соревнованиях будет участвовать очень много студентов и много зрителей (пусть даже пассивно), то интерес к этому будет выше. Больше студентов придет учить математику, захотят развивать свои способности в этой области.

Мы должны понять, что математические соревнования – это часть математического образования. И если мы хотим, чтобы масса студентов участвовала в них, нужно усиливать их мотивацию, развивать игровой компонент, правильно выстраивать эти соревнования.

Четыре основных принципа

Принцип первый. Надо снизить психологический дискомфорт проигравших. Мы не можем не брать это в расчет, если хотим, чтобы студентов участвовало много. Вы знаете, масса энергии уходит на то, чтобы убедить молодых людей участвовать. Они приходят на олимпиаду, ничего не могут решить, возвращаются домой, а там мамы-папы спрашивают: «Ну, что ты? Решил – не решил? Всё, не ходи больше, не позорься». Такова традиционная олимпиада, то есть сизифов труд.

Нужно подобрать задачи так, чтобы listofproblems был очень длинный и включал задачи разного уровня. Это второй принцип. Задачи менее серьезные должны быть интересными, но доступными для студентов уровня «средний плюс». Чтобы каждый студент мог что-то решить, интересно, по крайней мере, поломать голову над нестандартной задачкой. А выявить победителя можно по нескольким сложным задачам. Что это меняет? Вот студент вернулся с олимпиады к тем же родителям: «Ну, сколько ты решил? – Я решил две. – А сколько решил победитель? – А победитель решил три». И все совсем в другом настроении, и всё совсем по-другому. Почему же это не брать в расчет? Важно, чтобы каждый что-то с этой олимпиады унес. Что-то он сделал, что-то почти сделал, что-то интересное не сделал, но узнает позже…

Третий принцип касается подсчета результатов. У организаторов возникла идея считать очки в соответствии с рейтингом. До проведения олимпиады не известно, какая задача сколько будет стоить. На этот вопрос нам ответят участники соревнований. Например, изначально каждая задача – это тысяча очков. Если ее решили двое, то каждый получает по 500. Если ее решила тысяча человек, то каждый получает только по очку. Таким образом, в процессе соревнований определится, какая задача труднее, а какая – проще. Этот принцип дает возможность представителям провинциальных университетов становиться победителями олимпиады. Да, студент из маленького города, как правило, уступает студенту, например, из Перми, уступает в общем уровне студенту из Москвы. Да, он не решил многие задачи, которые те решили. Но там 50 участников, они все решили что-то близкое тому, что делали на занятиях в своем университете. Хотя эти задачи и не дадут большого количества очков, проверяются способности, потенциал. А если студент решил задачу, которую другие не решили? Это дает шанс подняться на самый верх в такой олимпиаде.

Мы пытаемся говорить, но есть студенты, которые ничего не воспринимают. Мы пытаемся объяснять, писать на доске, но есть такие, которые ничего не понимают. Мы вынуждены постоянно искать какие-то новые пути, как учить студентов, как их развивать. И олимпиада – это один из путей, который подходит для довольно широкой категории обучающихся.

Четвертый принцип – интернет-технологии позволяют избежать дороговизны. Очень важно чтобы студенты из сотен городов и из десятков стран могли участвовать в этом проекте. Но они должны куда-то ехать? Нет. Они могут сидеть за компьютером в своем университете и решать задачи. При этом между университетами устанавливается видеосвязь, студенты видят друг друга и ощущают себя частью этого большого клуба.

В интернет-олимпиадах уже участвуют студенты из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Израиля, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Польши, Румынии, Словении, Таджикистана, Туркменистана, Украины, Узбекистана, Эстонии. Все они в положенный час сидят возле компьютеров, стараются решить задачи, могут задавать вопросы, если им непонятны условия, и все они представляют решение в определенное время. И очень важно то, что мы уже имеем дело не с тремя-четырьмя участниками от университета, а с десятками, сотнями и даже тысячами.

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: владимир наводнов, александр домошницкий, математическое образование, качество образования, интернет-олимпиада, ао-102

Похожие материалы:
Кому нужна независимость аккредитационных агентств?
Прямая оценка качества подготовки
Экспертное мнение. Владимир Наводнов
Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур
Интернет-олимпиада - поиск талантов
Новый подход к выбору лучших программ
Апрельские тезисы ректора юридического вуза
Бордюрные камни госаккредитации
Опыт высшей школы Казахстана по обеспечению качества образования
Международный статус всероссийской Интернет-олимпиады

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#99Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
#99Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
#94По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
#101Алтайскому краевому колледжу культуры и искусств исполняется семьдесят лет
#101Тобольский медицинский колледж отметил 140-летие
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство