Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов

В VIII (ежегодном) Международном форуме Гильдии экспертов «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования» приняли участие 226 человек, в том числе 5 зарубежных экспертов из Германии, Литвы, Чехии и Эстонии, представители Госдумы РФ, Российской академии образования, зарубежных и российских аккредитационных агентств и др.

11.03.2014
Просмотров: 2005

В Москве 15‑16 ноября состоялся VIII (ежегодный) Международный форум Гильдии экспертов «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования».

В работе приняли участие 226 человек, в том числе 5 зарубежных экспертов из Германии, Литвы, Чехии и Эстонии, представители Государственной Думы РФ, Российской академии образования, Руководящего комитета Европейской ассоциации агентств гарантии качества (ENQA), зарубежных и российских аккредитационных агентств, Национального аккредитационного совета, а также сертифицированные (федеральные) эксперты профессионального образования, представители академической общественности.

Открытие форума было ознаменовано пленарным заседанием, на котором выступили представители Госдумы РФ – член Комитета по науке и наукоемким технологиям Александр Дегтярев и заместитель председателя Комитета по образованию Надежда Шайденко, председатель Национального аккредитационного совета, академик РАО Виктор Болотов, а также руководители ведущих отечественных аккредитационных агентств – директор Национального центра общественно‑профессиональной аккредитации Владимир Наводнов и президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков.

Участие законодателей – представителей двух ключевых для системы высшего образования комитетов Госдумы РФ – было очень важным для работы форума в связи с введением нового закона об образовании. Современная государственная политика модернизации системы российского образования, стоящие перед всей этой системой вызовы, определяющие ее конкурентные преимущества факторы и основные драйверы инновационного развития были вынесены на обсуждение А. Дегтяревым. Законом впервые закрепляются нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

Эти нормативные правовые основания призваны в целом обеспечить динамичное развитие системы образования, в том числе способствовать апробации, использованию новых образовательных методик, педагогических практик, внедрению новых моделей. Как отметил в своем выступлении А. Дегтярев, закон восполняет имеющиеся в настоящее время правовые пробелы в регулировании отдельных институтов системы образования – таких, например, как деятельность негосударственных образовательных учреждений, – вводит порядок сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, кредитно‑модульную систему, статус примерных образовательных программ, а также устраняет избыточность административных ограничений, связанных с типологией образовательных учреждений, затрудняющей их развитие.

Традиционной в рамках этого совещания стала тема интеграции и гармонизации подходов по аккредитации образовательных организаций и образовательных программ России и стран Европы. Руководители аккредитационных агентств В. Наводнов и Ю. Похолков уделили внимание проблемам и достижениям российского высшего образования с точки зрения европейских экспертов, необходимости сотрудничества с европейскими ассоциациями по гарантии качества образования.

Огромный интерес вызвали выступления зарубежных экспертов, принявших участие в форуме. Заместитель директора Центра оценки качества высшего образования (Литва), член Руководящего комитета ENQA Аурелия Валейкиене представила выступление на тему «Формирование национальной системы гарантии качества и внедрение Европейских стандартов и рекомендаций гарантии качества: особенности (проблемы) участия заинтересованных сторон на примере Литвы, Эстонии, Латвии». Она детально проанализировала формирование и тенденции развития систем гарантии качества и аккредитационных агентств в странах Балтии, подчеркнула важность и значимость вопросов интернационализации в оценке качества образования посредством участия иностранных специалистов, а также привлечения студентов и представителей рынка труда. Эксперт Агентства гарантии качества в сфере высшего образования Эстонии Марге Кронмае более подробно остановилась на вопросах аккредитации программ среднего профессионального образования в своей стране, рассказав о структуре профильной системы в целом, целях и процессе аккредитации и об инструментах оценки и моделях гарантии качества, для СПО в частности. Президент Аккредитационного комитета Республики Чехии Владимира Дворжакова остановилась на критериях и результатах внешней оценки программ докторантуры в Чешской Республике, рассказала об опыте Чешского аккредитационного комитета, методике оценки, работе аккредитационной комиссии, целях, критериях, негативной и позитивной сторонах оценки программ докторантуры. Эти два выступления вызвали живой интерес участников встречи, прежде всего потому, что методика экспертизы программ СПО и аспирантуры разработана гораздо менее детально, чем для программ высшего образования.

Об опыте европейского агентства Фонда по аккредитации международного бизнес‑администрирования (Foundation for International Business Administration Accreditation), экспертной оценке и работе с экспертами рассказала специальный представитель FIBAA в России Яна Беккер. Особенно подробно она остановилась на таком методе оценке качества образования, как экспертное оценивание («Peer Review»): на основных его этапах, критериях отбора экспертов, формировании экспертной группы и экспертных процедурах, так как это используется в практике работы европейских агентств.

В рамках второго дня форума была организована работа двух секций. Работа секции «Система аккредитации в современной России: анализ процессов становления и перспективы развития в свете интеграции в европейское образовательное пространство» затронула целый спектр проблем экспертной деятельности: например, вопросы экспертизы и аккредитации образовательных программ, по которым не установлены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и Федеральные государственные требования (ФГТ). Сравнительный анализ подходов в государственной и профессионально‑общественной аккредитации, в том числе аккредитации за рубежом, формирование компетенций в учебном процессе и методы их оценки в условиях вуза – вот далеко не полный перечень вопросов, который сегодня волнует экспертов.

Секция «Теория, методология и практика оценки качества высшего профессионального образования: новые подходы к методам оценки качества образовательных программ» была посвящена вопросам организационно‑технологического обеспечения интернет‑тестирования, опыту проведения масштабных педагогических измерений, их преимуществам и недостаткам. Особое внимание было уделено возможностям совершенствования оценочных средств на основе модульного подхода. Были также затронуты вопросы управления показателями деятельности вуза с применением нейросетевого прогнозирования, требования к внутривузовским системам гарантии качества и их взаимосвязи с системой мониторинга вузов, освещены правовые основы создания фондов оценочных средств (ФОС), формирование профессиональных компетенций, методическое, кадровое и технологическое обеспечение ФОС.

В период работы совещания произошли два важных события для развития системы гарантии качества России. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Аккредитационной комиссией Чешской Республики (Accreditation Commission Czech Republic – ACCR, Чехия) и Национальным центром общественно‑профессиональной аккредитации (Россия) с целью обмена информацией, повышения квалификации сотрудников агентств, обмена экспертами, проведения совместных исследований и совместной деятельности в области оценки качества.

Историческим событием в развитии российской инфраструктуры аккредитации стало подписание соглашения трех агентств профессионально‑общественной аккредитации – Ассоциации инженерного образования России (АИОР), Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) и Национального центра общественно‑профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр) – о создании Национального общественного регистра аккредитующих организаций в сфере образования. Создание регистра аккредитующих организаций соответствует требованиям закона «Об образовании в Российской Федерации» и будет способствовать международному признанию формирующейся российской национальной системы общественной и профессионально‑общественной аккредитации в сфере образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, аккредитация, качество образования, с места события, ао-69

Похожие материалы:
Международная и профессионально-общественная аккредитация
СМК: ресурс развития
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Актуальные направления развития российского образования
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Качество образования: гаранты и гарантии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
С 6 по 10 августа 2018 года в Красноярске пройдёт третье тестовое мероприятие Зимней универсиады...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
В Сибирском федеральном университете в рамках стратегического проекта «CDIO — инженерный...
Из журнала
#93Высокая планка Кабардино-Балкарского госуниверситета
#92Залог достойного будущего
#91Новости №91
#91Евразийское образовательное пространство
#91Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Информационная лента
08:29Участники летней школы СВФУ научатся управлять дронами
08:36В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье