Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Академия социального образования: главное – поиск

Недавно двадцатилетний юбилей отметила Академия социального образования – один из старейших частных вузов Казани. Двадцать лет – это много или мало? Если сравнивать с образованием на Западе, то частные вузы в России ещё практически не родились. Но проведя параллель с отечественным бизнесом, учреждения негосударственного образования следует признать ветеранами.

Просмотров: 372

То, для чего мы живём

Недавно двадцатилетний юбилей отметила Академия социального образования – один из старейших частных вузов Казани. Двадцать лет – это много или мало? Если сравнивать с образованием на Западе, то частные вузы в России ещё практически не родились. Но проведя параллель с отечественным бизнесом, учреждения негосударственного образования следует признать ветеранами.

Главное – поиск

И.Ш. МУХАМЕТЗЯНОВ, ректор Академии социального образования (г. Казань), доктор медицинских наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования

Несомненным преимуществом негосударственных вузов является их мобильность и адаптированность к использованию в учебном процессе инновационных технологий, а также прозрачность инвестиций. Ярким тому примером является Академия социального образования, сертифицированная Международным образовательным сообществом (IES, Великобритания). Сертификат IES как приложение к диплому признается во всем мире, повышая конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Академия является полноправным членом Международной ассоциации университетов (IAU), объединяющей более 600 высших учебных заведений мира.

В первой двадцатке мирового рейтинга 2013 года – только частные вузы. То, что академия ведет образовательную деятельность уже два десятка лет, свидетельствует о многом: невозможно двадцать лет продержаться на рынке, давая некачественное образование. Конечно, за плечами учебного заведения нет истории в двести-триста лет, как у зарубежных университетов, но у российских негосударственных вузов все впереди. А в целом в мире сегмент частного образования занимает порядка 40 процентов образовательного рынка с ежегодной тенденцией роста на 1-2 процента.

Впрочем, есть каверзный вопрос, затрудняющий молодым людям выбор вуза. Дело в том, что показатели качества образования, как они рассматриваются сегодня, – это всё критерии экономические. Вуз в стране оценивают по материально-технической и финансово-хозяйственной составляющей, по тому, насколько хорошо трудоустраиваются выпускники, по сумме знаний, получаемых в вузе. Однако лишь это не может быть критерием качества: учебное заведение не создает рынок труда и должно давать не только объём знаний, но и способность к их реализации, умение осваивать новое самостоятельно – вот чем определяется конкурентоспособность специалиста.

Один из главных принципов академии – культивировать любовь к науке. Студенты, применяя знания на производстве, нередко спотыкаются на ошибках, и очень важно, чтобы кто-то сказал: вот здесь ты делаешь не так. Это происходит уже после окончания вуза, а в Академии социального образования – во время научной, проектной деятельности.

Недавно вместе с главой одного из районов было принято решение, что при исследованиях проблем конкретной территории темы дипломных работ студентов будет определять местная администрация, а не профессорско-преподавательский состав. Молодые люди станут работать в связке с чиновниками администрации как с потенциальными работодателями. Вуз не готовит чистых теоретиков, а выпускает специалистов, умеющих применять свои знания и подстраиваться под рынок труда.

В очередном мониторинге эффективности планируется оценивать деятельность вузов по числу выпускников, не нашедших работу. Вряд ли эти меры будут способствовать повышению престижа учебных заведений и качества образования. Наоборот, необъективность картины может нанести урон вузовской системе, которая сегодня держится во многом на энтузиазме работающих здесь.

Любое образование отвечает потребностям вчерашнего дня. О четких критериях можно было говорить двадцать-тридцать лет назад в отсутствии глобализации, интернета, дистанционного образования, когда каждый понимал, что после учебы он гарантированно получит работу и в шестьдесят лет выйдет на пенсию. Сегодня становится очевидным, что базовое образование и его качество – категории вторичные. В первую очередь образовательное учреждение должно научить человека учиться.

Тандем воспитания и образования

На слуху ныне утверждение о явном переизбытке экономистов и юристов. Но на любой бирже труда можно увидеть, какая существует потребность в кадрах этого профиля. Не следует забывать и о том, что в нынешнее время экономист и юрист – наиболее оплачиваемые специальности. К тому же мы по-прежнему остаемся «советскими» людьми, для которых высшее образование является одной из главных ценностей.

Да, в Соединенных Штатах высшее образование получают всего 25 процентов молодых людей, но науку и технологию этой страны развивают не только американцы. Например, в компании «Майкрософт» основной костяк сотрудников составляют индийцы, китайцы, русские. Но в Россию индусы не поедут, надо решать проблемы своими силами.

Будучи за границей, часто задавал коллегам вопрос, как отслеживается трудоустройство выпускников, и на это получал ответ, что задача университета – учить. А дальше начинается сфера деятельности кадровых агентств. И это правильно: не может трудоустройство выпускника быть показателем эффективности учебного заведения. Даже сам факт принятия на работу не является критерием качества образования. Последнее понятие вообще размытое: с позиции работодателя оно обозначает одно, с точки зрения студентов и родителей – другое, профессионального сообщества – третье.

Так называемая гумбольдтовская система образования, работавшая в Германии и России, умерла. В рамках Болонского процесса её нет. Но если классическая система была ориентирована на развитие кругозора, то Болонская – на выработку практических навыков, которые можно реализовать в какой-то одной, узкой сфере. При этом перейти в иную область будет проблематично – не хватит широты взглядов. Но это не проблема современного образования, а вопрос принятой нами английской системы.

В целом Академия социального образования стоит на позиции, что человеку необходимо давать кругозор, без которого никуда не деться даже в «цифровую» эпоху. Когда человек делает выбор, он выбирает из чего-то, а если нет такого навыка, приходится довольствоваться тем, что дают. А это уже несвобода.

Да, критерии оценки качества образования весьма спорны. Вспомним 1992-1995 годы: заводы стоят, работы нет, денег тоже, молодежь особо не нужна. Именно тогда проявила характер система профессионального образования, взяв на себя социальную функцию. Она и сейчас, в общем-то, осталась. Нельзя в обществе всё измерять деньгами, нельзя ставить во главу угла только денежные взаимоотношения.

Академия социального образования пытается предложить студентам возможность сделать выбор, заняться тем, что будет актуально в XXI веке, – то есть наукой. Созданный в вузе научно-образовательный комплекс позволяет культивировать у молодых людей интерес к этой сфере деятельности, а профессора и преподаватели стремятся стать для них партнерами, и не только в процессе обучения, но и в будущем. Для этого работают и колледж, и сама академия, и аспирантура, и докторантуры. В режиме онлайн проходят студенческие конференции – например, с Ригой и Минском, выходят сборники научных публикаций студентов, учащиеся часто направляются на стажировку в Германию. Эффективным является тандем воспитания и образования.

Очень важно сохранение классической воспитательной традиции отечественной высшей школы – с культивацией сильной личности, развитием кругозора, умением думать и учиться. Сосредоточиться лишь на механической передаче необходимого объема профильных знаний по западному образцу, безусловно, можно. Однако в ближайшем будущем такая система едва ли сможет стать успешной, объяснение чему лежит в глубоком ментальном различии российского и западного обществ. Если в первом случае сильны православные традиции с их общинностью и приоритетом общества над человеком, то во втором католицизм и протестантизм ставят личность выше социума. Все это отразилось и на педагогике. Российские методы сильны воспитательной стороной, и их не отменит никакая информационная эпоха.

Происходящий сегодня технологический взрыв уже спровоцировал актуализацию гуманитарных знаний: производство может стать полностью роботизированным, а вот проблемы коммуникации во всем их многообразии остаются всегда. Именно поэтому в обозримом будущем станут востребованными психологи, социальные работники и прочие подобные «переводчики».

У истоков Академии социального образования

Два десятка лет назад все вдруг оказались выброшенными из социализма, но еще не принятыми в капитализм. В те годы перед страной стояла задача уберечь молодежь от неправомерного участия в общественной жизни, и государство пошло на верный шаг, включив зеленый свет частному образованию.

Так открылась Академия социального образования: в 1993 году на базе Института среднего профессионального образования РАО начал работу Казанский социально-юридический институт, получивший в 2004 году статус академии.

«В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни», – говорил Леонардо да Винчи. Действительно, только тот, у кого есть настоящее призвание к конкретной работе, принесет реальную пользу обществу. Это очень ярко видно на примере Гузел Валеевны Мухаметзяновой, вставшей у истоков высшего учебного заведения по подготовке специалистов в области юриспруденции, социальной работы, маркетинга, специальной психологии. Кроме того, она основала Ассоциацию негосударственных вузов Татарстана, председателем которой являлась бессменно.

Г.В. Мухаметзянова прошла путь от школьного учителя русского языка и литературы до первой женщины республики в статусе академика РАО, доктора педагогических наук. Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный учитель Республики Татарстан, лауреат премии Правительства РФ в области образования, лауреат государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники, кавалер международного ордена «За заслуги», орденов Дружбы и «За заслуги перед Республикой Татарстан», медали К.Д. Ушинского, золотых медалей Российско-швейцарского экспертного Совета за безупречную деловую репутацию и РАО – «За достижения в науке». За всеми этими званиями и наградами стоит многолетний упорный труд, особая концентрация физической и духовной энергии, многочисленные научные поиски.

И, бесспорно, созданную ей при активной поддержке профессорско-преподавательского состава Академию социального образования сегодня можно смело назвать современным инновационным центром классического образования европейского уровня. Г.В. Мухаметзянова является основателем уникального, первого в России научно-образовательного комплекса, объединившего Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО и Академию социального образования.

Осенью прошлого года Г.В. Мухаметзяновой не стало, но коллектив академии следует ее главному принципу: «Живите ярко» и верен традициям вуза.

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Институт технологии и бизнеса использует все возможности для развития
Негосударственный бизнес-колледж
Владикавказский институт моды: мода как образ жизни
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Область социальной ответственности
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Участие СаГА в социально ориентированных проектах региона
Первый негосударственный вуз Красноярского края
Воспитательная работа в БФУ им. И.Канта
Развитие профессионального образования в Республике Алтай

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ