Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Аграрное образование на севере: опыт Якутской ГСХА

Якутия, крупнейший по территории субъект РФ, относится к сельскохозяйственным регионам с суровым климатом и предельно низкими температурами, зоной многолетней мерзлоты, сложной транспортной схемой. Несмотря на трудности освоения, здесь издавна развиты скотоводство, табунное коневодство, оленеводство, ставшие этнообразующими отраслями.

Просмотров: 2249

Поиск и перспективы

Л.Н. Владимиров, ректор Якутской государственной сельскохозяйственной академии, доктор биологических наук, профессор

Учитывая полярность

Якутия, крупнейший по территории субъект РФ, относится к сельскохозяйственным регионам с суровым климатом и предельно низкими температурами, зоной многолетней мерзлоты, сложной транспортной схемой. Несмотря на трудности освоения, здесь издавна развиты скотоводство, табунное коневодство, оленеводство, ставшие этнообразующими отраслями. Это обязывает вуз учитывать специфические производственные и самобытные культурные потребности.

Миссия академии – подготовка специалистов нового типа для Севера и Арктики, способных внедрять наукоемкие технологии, применяемые в экстремальных климатических условиях, с учетом традиционного уклада и культурных особенностей коренных северных народов. Выпускники должны обладать набором профессиональных, информационных и социальных компетенций, высокой мотивацией к самообразованию и построению карьеры в аграрном секторе экономики.

По этим причинам основными направлениями подготовки стали зоотехния, ветеринария, агрономия, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, агроинженерия. В соответствии с новыми государственными стандартами вузу предоставляется больше возможностей в определении дисциплин, учитывая региональные особенности и исходя из потребностей работодателей. Планируется разработка нового государственного стандарта прикладного бакалавриата «Агроменеджмент» с профилями «Оленеводство», «Коневодство», «Охотоведение», «Рыбное хозяйство».

По сути, ЯГСХА стала базой для подготовки специалистов в области оленеводства и коневодства. Академия сегодня делает ставку на коренное население региона, способное разделить тезис: «Северные технологии – это новый стимул к труду и сохранение традиций».

За последние десять лет академия смогла реализовать ряд концептуальных образовательных инициатив.

Во-первых, производится целевая контрактная подготовка специалистов для арктической группы улусов, что открывает нишу для целенаправленного профессионального обучения с учетом ментальных особенностей и культуры студентов, заставляет обратиться к практически востребованным дисциплинам экономической, юридической, IT-направленности.

Во-вторых, осуществляется научная и практическая исследовательская деятельность по расширению поголовья северного оленя в таежной части центральной Якутии с обоснованием оленеводства как перспективной, экспортоориентированной отрасли сельского хозяйства.

Проводится работа по пропаганде традиционных видов хозяйствования и социально-культурной мотивации к традиционному образу жизни. ЯГСХА в течение двадцати лет проводит региональные игры оленеводов, на которые съезжаются представители не только республики, но и гости из Скандинавских стран, других регионов России.

Север на сервере

Якутская сельскохозяйственная академия осуществляет внедрение информационных технологий в учебный процесс и создает цифровые образовательные ресурсы. В вузе разрабатывается идеология трансформации методов обучения под конкретный контингент обучаемых, поэтому возникла необходимость введения «мобильного обучения», максимально приближенного к форме дистанционного образования. Это предполагает получение высшего образования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера.

С целью реализации принципов открытого образования подготовка специалистов по дистанционной технологии ведется в вузе с 2000 года. Академия вместе с Российским государственным аграрным заочным университетом проводит работу по внедрению этого вида обучения: на сервере установлена соответствующая программа, и студенты имеют возможность получать образование на сайте учебного заведения.

В настоящее время формируется цикл видеолекций по профилирующим предметам и готовятся электронные учебные пособия. Проводится обучение преподавателей и специалистов академии на курсах по созданию электронных учебников. Ежегодно среди профессорско-преподавательского состава происходит конкурс электронных учебников, а выявленные победители для коллег проводят мастер-классы по созданию учебных пособий для дистанционного обучения. Также были приобретены электронные учебники в локальных и сетевых версиях по профилирующим предметам. Использование новых информационных технологий и новейших технических средств позволило перейти на иной уровень организации учебного процесса, отвечающего современным требованиям.

В академии происходит работа по внедрению информационных технологий в процесс управления: создана корпоративная компьютерная сеть, и сейчас более 90 процентов компьютеров центральных учебных корпусов объединены в локальные сети. Электроника связана через общий сервер и имеет доступ в Интернет. С применением специализированных программ-инспекторов ведется политика ограничения доступа к развлекательным сайтам, что способствует рациональному использованию сетевых ресурсов.

Существенной проблемой остается значительная стоимость доступа к Интернету. Примерная стоимость 1 Мб/сек без ограничения по трафику составляет около 50 тыс. рублей в месяц, что на порядок выше цены в центральной части России.

Традиция новизны

В экстремальных природно-климатических условиях возникает высокая уязвимость здоровья, напрямую зависящего от качества питания. В связи с этим задачи аграрного вуза заостряются на разработке экономико-правовой системы менеджмента потребностей и производства продукции сельского хозяйства, а также методологии технологического перевооружения и модернизации отраслей сельского хозяйства. Сельскохозяйственная академия уделяет большое внимание пересмотру вековых технологий северного животноводства и созданию основы высокотехнологичной переработки местного сельскохозяйственного сырья.

Перспектива аграрных специальностей скрыта в высочайшей востребованности производства экологически безопасных, натуральных продуктов питания. Эксперты считают низкое качество такой продукции одной из причин падения уровня рождаемости и заболеваний аллергического характера. Ценностная ориентация населения развитых стран претерпевает изменения в пользу экологически безопасных натуральных продуктов.

Отечественная нормативно-правовая база по развитию северных территорий требует дальнейшего совершенствования, поэтому юридический факультет начал заниматься развитием концепции арктического (циркумполярного) права. В нее должны быть законодательно заложены механизмы и перспективы роста.

Жизненно востребованным звеном становится передовая учебно-инновационная производственная база практики студентов, повышения квалификации предпринимателей и бизнесменов агропромышленного сектора. Учебное хозяйство и инновационный технопарк, являющиеся одним целым, станут своеобразной моделью «общества знания» для Севера и Арктики. Внедряя вариант пирамидальной структуры многоуровневой подготовки кадров, широким основанием которой является абсолютно вся молодежь, освоившая рабочие профессии начального профессионального образования, ЯГСХА постепенно создает основы новой технологии жизнеобеспечения на Севере, ключевыми столпами которой являются образование, занятость и здравоохранение.

Академия обращается к положительному опыту зарубежных стран в освоении высоких широт. Впечатляют технологии индивидуального жизнеобеспечения зарубежного Севера, возможности гармоничного сосуществования с легко ранимой природой. Но на северо-востоке России значительно холоднее. Следовательно, должно прийти понимание, что необходимо вести подготовку профессионалов с высшим техническим образованием, способных разрабатывать северные технологии, обеспечивать комплексную технологическую безопасность в природно-климатических и экологических условиях региона. В настоящее время действует программа стажировки преподавателей и сотрудников по внедрению новых технологий, практикуемых за рубежом. Так происходит знакомство с разработанными в Республике Корея и Финляндии цифровыми информационными технологиями учета домашних животных и системами дистанционного слежения за перемещением лошадей и оленей в зимних условиях, изучение автономного энергосберегающего оборудования, применяемого в США и Канаде. Интерес педагогов ЯГСХА вызывают способы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции в Республике Корея и Японии, опыт Кореи по выращиванию овощей в закрытом грунте.

Масштабы социально-экономического развития региона обязаны обеспечить достижение достойного уровня жизни и повышение ее качества для людей, живущих на северных и арктических территориях. Связующим звеном разных социальных уровней становится новая образовательная модель – «Университет жизни на Севере».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Будущее культуры Севера
Государственный заказ – гарантия трудоустройства выпускников
Пермский госуниверситет: вектор развития
Опорный прыжок в будущее спорта. Передовой опыт вуза
Подготовка специалистов АПК
СГСХА: кадры для сельского хозяйства
Брянская сельскохозяйственная академия: труд во имя будущего
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Демократичный фактор профессионального роста
Векторы развития Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ