Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Практика и результат адресной целевой подготовки

На протяжении многих лет в Республике Саха (Якутия) ведется целевая подготовка специалистов по заказам предприятий. За это время накоплен богатый опыт взаимодействия образовательных учреждений с работодателями. Кроме того, 15 декабря 2011 года принят специальный закон, который регламентирует целевую контрактную подготовку и предусматривает ответственность сторон за невыполнение условий контракта.

Просмотров: 1796
В.В. БЕРЕЗОВОЙ, директор автономного учреждения Республики Саха (Якутия)
«Региональный технический колледж в г. Мирном»

На протяжении многих лет в Республике Саха (Якутия) ведется целевая подготовка специалистов по заказам предприятий. За это время накоплен богатый опыт взаимодействия образовательных учреждений с работодателями. Кроме того, 15 декабря 2011 года принят специальный закон, который регламентирует целевую контрактную подготовку и предусматривает ответственность сторон за невыполнение условий контракта.

Целевая контрактная подготовка осуществляется в основном по направлениям среднего и высшего профессионального образования, хотя наибольший спрос в экономике – на рабочих. В связи с этим региональный технический колледж в г. Мирном с 2008 года занимается адресной подготовкой по профессиям НПО. И это повышает его инвестиционную привлекательность.

Как трактовать понятие «адресная подготовка»? В чем заключается особенность ее организации? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо пояснить, что течение многих лет колледж в г. Мирном целенаправленно готовит специалистов и рабочих для основного производства горнодобывающей компании «АЛРОСА». В связи со старением опытных специалистов, сменой поколений, миграцией населения, нерентабельностью и неоправданностью вахтового метода работы в компании обострился вопрос обеспечения рабочими кадрами вспомогательного производства. В 2008 году учебным заведением получена заявка на разовую подготовку кадров по профессии НПО «Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций». И хотя эта образовательная программа была для колледжа новой, благодаря опыту реализации родственных программ вопрос удалось решить положительно.

Отношения с заказчиком кадров строились по принципу прозрачности и открытости. Руководитель предприятия был поставлен в известность, какие организационные работы надо выполнить, для того чтобы учебное заведение получило лицензию на реализацию новой программы. Во-первых, производственные помещения следовало приспособить под практикоориентированное обучение. Во-вторых, требовалось помочь колледжу с оснащением специализированных кабинетов и мастерских. В-третьих, специалисты предприятия должны были принять участие в разработке методического обеспечения новой программы и подборе преподавателей и мастеров для организации учебного процесса. А также предстояло создать механизмы стимулирующего характера для студентов: оплачивать практику, установить дополнительные стипендии.

Получив лицензию, колледж в сентябре 2008 года провел набор абитуриентов для двух учебных групп. С первых дней обучения и до выпуска будущий работодатель – специализированный трест «Алмазтехмонтаж» управления капитального строительства акционерной компании «АЛРОСА» – активно участвовал в образовательном процессе, что позволило успешно реализовать совместный проект. Для студентов были организованы экскурсии на производственные площадки, встречи с руководством и ведущими специалистами, формирующие интерес к будущей профессии. Представители компании принимали активное участие в экзаменационной сессии, обеспечивая независимую экспертизу качества подготовки. Это способствовало корректировке и дополнению содержания программного материала в соответствии с требованиями производства. Намного скорее и эффективнее решился вопрос организации производственной практики.

Положительный опыт совместной работы дал хороший результат: в январе от компании «АЛРОСА» поступила новая заявка – на подготовку рабочих по той же профессии, но пятого и шестого разрядов, и повышение квалификации работников, которые уже имеют разряд, включая и выпускников колледжа прошлых лет. В настоящий момент уже получена соответствующая лицензия, а значит – будет организована курсовая подготовка и учебное заведение получит дополнительные средства.

С сентября 2012 года началось выполнение еще одной заявки – на подготовку рабочих кадров по профессии «Станочник широкого профиля». По данной программе общепрофессиональный цикл и реализация профессиональных модулей начнутся со второго курса. Заказчик программы – ремонтное специализированное строительное управление – является активным участником и инвестором образовательного процесса. Так, в  настоящий момент модернизируется учебная мастерская, на что необходимо более 6 млн. рублей. Из них 4,5 млн. выделила компания «АЛРОСА». Средства пойдут на приобретение новейших станков с ЧПУ. В мае предстоит открытие токарной мастерской, оснащенной современными станками, а также презентация модернизированной сварочной мастерской, которая позволит эффективно реализовать программу профессионального модуля. Коллектив уверен в перспективе развития проекта.

Можно считать, что адресная подготовка специалистов – это реализация профессиональных образовательных программ по конкретной заявке работодателя, являющегося непосредственным участником образовательного процесса и дополнительным инвестором.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новая высота
Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Растут и качество, и мастерство
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Ключевой фактор – доработка организационного механизма
Одна практика – две профессии
В рамках образовательного стандарта
Когда найти работу сложно
Творческая лаборатория – источник профессионализма
Актуальность и перспективы дуального обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ